На аттестацию.
Ф.И.О: Волковская Любовь Александровна
Должность: учитель физики
Наименование учреждения: МБОУ СОШ № 27 Муниципального образования Темрюкский район
Контактный телефон: 8(861-48) 90595
Адрес электронной почты: love_volkovskaya@mail.ru
Полное название работы: Методические разработки к уроку физики. «Задания по физике с указанием содержательных характеристик»
Список использованной литературы:
1.Издательский дом «Первое сентября», газета «Физика», № 24 2009г.
2. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/А.В. Перышкин. -стереотип. — М.: Дрофа.
Методические разработки к уроку физики «Задания по физике с указанием содержательных характеристик».
(Слайд 1) Работаю в школе уже 20 лет. Стараюсь идти в ногу со временем, хотя в сельской школе условий для реализации некоторых замыслов просто пока еще нет. В классе есть компьютер, проектор, экран, но нет выхода в интернет (только дома), зато есть у некоторых учащихся! Главным критерием успешности проведения каждого урока физики должно стать участие в учебной деятельности всех без исключения учащихся, с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, получить знания, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни.
Слайд № 2. Как выглядит настоящее и будущее образования?
Происходят значительные изменения приоритетов в школьном образовании
переориентация на компетентностный подход,
непрерывное самообразование всех участников образовательного процесса,
овладение новыми информационными технологиями,
развитие умения использовать свои знания в разнообразных жизненных ситуациях, проявлять естественнонаучную грамотность.
Последнее и хотелось рассмотреть подробнее.
Слайд № 3. Под естественнонаучной грамотностью понимается способность использовать естественнонаучное знание, умение ставить вопросы и делать собственные обоснованные заключения с целью понять окружающий мир и изменения, происходящие в нём, а также принимать решения в отношении окружающего мира и происходящих в нём изменений.
Слайд № 4. Естественнонаучная грамотность характеризуется следующими составляющими:
• узнавание жизненных ситуаций, имеющих отношение к науке и технологии
• понимание материального мира на основе научных знаний,
• умение ставить научные вопросы, обращаться к имеющимся научным знаниям и использовать их, делать выводы
проявление интереса к познанию окружающего мира
Составим портрет выпускника основной школы? Слайд № 5
— самостоятельно приобретает необходимые знания и применяет их на практике при решении разнообразных проблем;
— самостоятельно работает над собственным развитием.
— гибко адаптируется к меняющимся жизненным ситуациям;
— коммуникабельный,
Хочется вернуться к вопросу о приобретении знаний? Часто в работе используем учебные пособия, как источник приобретения знаний? Прочел ученик текст, что он должен уметь после прочтения: (Слайд № 6)
понимать тексты различного вида,
уметь размышлять над их содержанием,
оценивать их смысл и значение, размышлять над их содержанием
А если предложить задания (Слайд № 7.) с указанием содержательных характеристик. В них предлагается не привычный набор тем, а группы проблем: здоровье, ресурсы, окружающая среда, опасности и риски, передний край науки, интерес к науке, ценность научного познания, ответственность по отношению к ресурсам и окружающей среде.
Наибольший интерес привлекают задания, в которых необходимо использовать для ответа на вопрос справочные данные.
Давайте рассмотрим пример такого задания, в котором заложена проверка научных объяснений явлений.
Первая задача относится к теме « Плотность решение задач на вычисление плотности».
На столе (см. рис) находятся три одинаковых по форме и объему кубика, сделанных из алюминия, железа и пробки.
Каковы будут показания весов, если провести взвешивание?
Ответ | |
| да/ нет |
| да/ нет |
| да/ нет |
Ответ: нет, да, да
Для решения этой задачи понадобится таблица плотностей этих веществ:
2700 кг/м3 | |
Железо | 7800 кг/м3 |
Пробка | 240 кг/м3 |
Научить ребят быстро находить необходимые параметры и задача будет решена, по формуле: масса = плотность* объем, а если объем одинаковый, то прямая зависимость от плотности. Останется научить выбирать правильный ответ.
Для решения второй задачи по теме «Сила тяжести» нужно отработать определение и формулу силы тяжести = коэффициент пропорциональности g умножить на массу, масса зависит от плотности, приходим к выводу как в первой задаче.
Все задачи представлены в Приложение №1.
Используя такие задания, можно научить семиклассников работать с таблицами, знать формулы, применять их на практике, расшевелить всех учащихся, дать возможность применять на практике полученные знания.
Задача №2
Тема урока: Сила тяжести
На столе (см. рис) находятся три одинаковых по форме и объему кубика, сделанных из алюминия, железа и пробки.
Какова сила тяжести, действующая на эти тела?
Ответ | |
| да/ нет |
| да/ нет |
| да/ нет |
Задача №3
Тема урока: Давление твердых тел.
На столе (см. рис) находятся три одинаковых по форме и объему кубика, сделанных из алюминия, железа и пробки.
Каково будет давление этих кубиков на поверхность стола?
Ответ | |
| да/ нет |
| да/ нет |
| да/ нет |
Ответ: нет, нет, да
Задача №4
Тема урока: Плавание тел
На столе (см. рис) находятся три одинаковых по форме и объему кубика,
сделанных из алюминия, железа и пробки.
Каков будет результат, если все кубики поместить в воду?
Ответ | |
| да/ нет |
| да/ нет |
| да/ нет |
Ответ: нет, да, да
Таблица плотностей некоторых веществ
2700 кг/м3 | |
Железо | 7800 кг/м3 |
Пробка | 240 кг/м3 |
Вода | 1000 кг/м3 |
Задача №5
Тема урока: Архимедова сила
На столе (см. рис) находятся три одинаковых по форме и объему кубика, сделанных из алюминия, железа и пробки.
Какова будет архимедова сила, если все кубики поместить в воду?
Ответ | |
| да/ нет |
| да/ нет |
| да/ нет |
Ответ: нет, да, нет
Таблица плотностей некоторых веществ
2700 кг/м3 | |
Чугун | 7000 кг/м3 |
Пробка | 240 кг/м3 |
Вода | 1000 кг/м3 |
Задача №6
Тема урока: Обобщение по курсу 7 класса
На столе (см. рис) находятся три одинаковых по форме и объему кубика, сделанных из алюминия, железа и пробки.
Ответьте на вопросы:
Ответ | |
1.Одинаковой ли потенциальной энергией обладают эти тела? | да/ нет |
2.Будет ли находиться в равновесии рычаг, если прикрепить к разным плечам рычага первый и третий кубики? | да/ нет |
3.Одинаковый ли вес этих тел? | да/ нет |
Задача №7
Тема урока: Количество теплоты.
На куске льда, температура которого 0 ºС располагают три сплошных одинаковых по форме и объему кубика, сделанных из алюминия, железа и олова. Температура окружающей среды 0 ºС.
Что произойдет через некоторое время, если температура всех брусков одинакова и равна 15 ºС?
Ответ | |
| да/ нет |
| да/ нет |
| да/ нет |
| Да/нет |
Ответы: нет, да, нет. нет
Тип вопроса: комплексный с выбором ответа
Компетентности: научное объяснение явлений
Содержание: физическая система
Область применения: связь естествознания с природой
Контекст – личностный
3