Методические разработки к уроку физики «Задания по физике с указанием содержательных характеристик» для 7 класса


На аттестацию.

Ф.И.О: Волковская Любовь Александровна

Должность: учитель физики

Наименование учреждения: МБОУ СОШ № 27 Муниципального образования Темрюкский район

Контактный телефон: 8(861-48) 90595

Адрес электронной почты: love_volkovskaya@mail.ru

Полное название работы: Методические разработки к уроку физики. «Задания по физике с указанием содержательных характеристик»

Список использованной литературы:

1.Издательский дом «Первое сентября», газета «Физика», № 24 2009г.
2. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/А.В. Перышкин. -стереотип. — М.: Дрофа.


Методические разработки к уроку физики «Задания по физике с указанием содержательных характеристик».

(Слайд 1) Работаю в школе уже 20 лет. Стараюсь идти в ногу со временем, хотя в сельской школе условий для реализации некоторых замыслов просто пока еще нет. В классе есть компьютер, проектор, экран, но нет выхода в интернет (только дома), зато есть у некоторых учащихся! Главным критерием успешности проведения каждого урока физики должно стать участие в учебной деятельности всех без исключения учащихся, с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося, получить знания, которые понадобятся ему в дальнейшей  жизни.

Слайд № 2. Как выглядит настоящее и будущее образования?

Происходят значительные изменения приоритетов в школьном образовании

  • переориентация на компетентностный подход,

  • непрерывное самообразование всех участников образовательного процесса,

  • овладение новыми информационными технологиями,

  • развитие умения использовать свои знания в разнообразных жизненных ситуациях, проявлять естественнонаучную грамотность.

Последнее и хотелось рассмотреть подробнее.

Слайд № 3. Под естественнонаучной грамотностью понимается способность использовать естественнонаучное знание, умение ставить вопросы и делать собственные обоснованные заключения с целью понять окружаю­щий мир и изменения, происходящие в нём, а также принимать решения в отношении окружающего мира и происходящих в нём изменений.

Слайд № 4. Естественнонаучная грамотность характеризуется следующими составляющими:

узнавание жизненных ситуаций, имеющих отношение к науке и технологии

понимание материального мира на основе научных знаний,

умение ставить научные вопросы, обращаться к имеющимся научным знаниям и использовать их, делать выводы

  • проявление интереса к познанию окружающего мира

Составим портрет выпускника основной школы? Слайд № 5


самостоятельно приобретает необходимые знания и применяет их на практике при решении разнообразных проблем;

— самостоятельно работает над собственным развитием.

— гибко адаптируется к меняющимся жизненным ситуациям;

— коммуникабельный,


Хочется вернуться к вопросу о приобретении знаний? Часто в работе используем учебные пособия, как источник приобретения знаний? Прочел ученик текст, что он должен уметь после прочтения: (Слайд № 6)

  • понимать тексты различного вида,

  • уметь размышлять над их содержанием,

  • оценивать их смысл и значение, размышлять над их содержанием


А если предложить задания (Слайд № 7.) с указанием содержательных характеристик. В них предлагается не привычный набор тем, а группы про­блем: здоровье, ресурсы, окружающая среда, опасно­сти и риски, передний край науки, интерес к науке, ценность научного познания, ответственность по от­ношению к ресурсам и окружающей среде.

Наибольший интерес привлекают задания, в которых необходимо использовать для ответа на вопрос справочные данные.

Давайте рассмотрим пример такого задания, в котором заложена проверка научных объяснений явлений.

Первая задача относится к теме « Плотность решение задач на вычисление плотности».



На столе (см. рис) находятся три одинаковых по форме и объему кубика, сделанных из алюминия, железа и пробки.









Каковы будут показания весов, если провести взвешивание?

Предположение

Ответ

  1. Масса всех кубиков одинакова, так как одинаковый объем и форма

да/ нет

  1. Масса, сделанного из пробки, самая маленькая.

да/ нет

  1. Масса железного кубика самая большая

да/ нет

Ответ: нет, да, да

Для решения этой задачи понадобится таблица плотностей этих веществ:

Алюминий

2700 кг/м3

Железо

7800 кг/м3

Пробка

240 кг/м3

Научить ребят быстро находить необходимые параметры и задача будет решена, по формуле: масса = плотность* объем, а если объем одинаковый, то прямая зависимость от плотности. Останется научить выбирать правильный ответ.

Для решения второй задачи по теме «Сила тяжести» нужно отработать определение и формулу силы тяжести = коэффициент пропорциональности g умножить на массу, масса зависит от плотности, приходим к выводу как в первой задаче.


Все задачи представлены в Приложение №1.

Используя такие задания, можно научить семиклассников работать с таблицами, знать формулы, применять их на практике, расшевелить всех учащихся, дать возможность применять на практике полученные знания.

Приложение №1

Задания по физике с указанием содержательных характеристик.

7 класс

Задача №2

Тема урока: Сила тяжести

На столе (см. рис) находятся три одинаковых по форме и объему кубика, сделанных из алюминия, железа и пробки.







Какова сила тяжести, действующая на эти тела?

Предположение

Ответ

  1. Одинакова, так как форма одинакова

да/ нет

  1. Одинакова, так как объем всех тел одинаковый

да/ нет

  1. Разная, так как массы кубиков разные

да/ нет



Задача №3

Тема урока: Давление твердых тел.

На столе (см. рис) находятся три одинаковых по форме и объему кубика, сделанных из алюминия, железа и пробки.









Каково будет давление этих кубиков на поверхность стола?

Предположение

Ответ

  1. Одинаково, так как форма одинакова

да/ нет

  1. Одинаково, так как объем всех тел одинаковый

да/ нет

  1. Разное, так как массы кубиков разные

да/ нет

Ответ: нет, нет, да

Задача №4

Тема урока: Плавание тел

На столе (см. рис) находятся три одинаковых по форме и объему кубика,

сделанных из алюминия, железа и пробки.







Каков будет результат, если все кубики поместить в воду?

Предположение

Ответ

  1. Все кубики будут плавать на поверхности воды

да/ нет

  1. Опустятся на дно железный и алюминиевый кубики

да/ нет

  1. Плавать на поверхности будет кубик из пробки

да/ нет

Ответ: нет, да, да

Таблица плотностей некоторых веществ

Алюминий

2700 кг/м3

Железо

7800 кг/м3

Пробка

240 кг/м3

Вода

1000 кг/м3



Задача №5

Тема урока: Архимедова сила

На столе (см. рис) находятся три одинаковых по форме и объему кубика, сделанных из алюминия, железа и пробки.









Какова будет архимедова сила, если все кубики поместить в воду?

Предположение

Ответ

  1. Одинакова, так как форма одинакова

да/ нет

  1. Одинакова, так как объем всех тел одинаковый

да/ нет

  1. Разный, так как сделаны из разного материала

да/ нет

Ответ: нет, да, нет

Таблица плотностей некоторых веществ

Алюминий

2700 кг/м3

Чугун

7000 кг/м3

Пробка

240 кг/м3

Вода

1000 кг/м3



Задача №6

Тема урока: Обобщение по курсу 7 класса

На столе (см. рис) находятся три одинаковых по форме и объему кубика, сделанных из алюминия, железа и пробки.







Ответьте на вопросы:

Предположение

Ответ

1.Одинаковой ли потенциальной энергией обладают эти тела?

да/ нет

2.Будет ли находиться в равновесии рычаг, если прикрепить к разным плечам рычага первый и третий кубики?

да/ нет

3.Одинаковый ли вес этих тел?

да/ нет

8 класс

Задача №7

Тема урока: Количество теплоты.

На куске льда, температура которого 0 ºС располагают три сплошных одинаковых по форме и объему кубика, сделанных из алюминия, железа и олова. Температура окружающей среды 0 ºС.



Что произойдет через некоторое время, если температура всех брусков одинакова и равна 15 ºС?

Предположение

Ответ

  1. Все бруски опустятся на одинаковое расстояние от поверхности льда

да/ нет

  1. Алюминиевый брусок опустится глубже всех

да/ нет

  1. Железный брусок опустится меньше всего

да/ нет

  1. Оловянный брусок опустится посередине, между алюминиевым и железным

Да/нет

Ответы: нет, да, нет. нет

Тип вопроса: комплексный с выбором ответа

Компетентности: научное объяснение явлений

Содержание: физическая система

Область применения: связь естествознания с природой

Контекст – личностный


3

Свежие документы:  Урок на тему "Разработка и применение комплекса дистанционных веб-ресурсов по физике"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: