Открытый урок по физике в 7-м классе по теме: «Способы уменьшения и увеличения давления»


Средняя общеобразовательная школа №117 г.Снежинска












Открытый урок

по физике в 7-м классе

по теме:

«Способы уменьшения и увеличения давления»











Учитель физики:

Лариса Николаевна Дмитракова







2007 г.

ОТКРЫТЫЙ УРОК


по теме: «СПОСОБЫ УВЕЛИЧЕНИЯ И УМЕНЬШЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ»


Тип урока: урок комплексного применения знаний.


Характер и форма учебно-познавательной деятельности учащихся: проблемно-поисковый, исследовательский и репродуктивный характер деятельности; фронтальная, индивидуальная и парная работа.


Цели урока:


Образовательная: систематизация знаний по теме «Давление твердых тел»; формирование умений находить давление в разных случаях; сравнивать давление в различных практических ситуациях; обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления; повторение основных формул темы; обеспечение усвоения формулы для расчета давления твердого тела на опору; формирование у ребят умения осуществлять самоконтроль и самооценку работы на уроке с помощью использования дидактических материалов.


Развивающая: совершенствование навыков самостоятельной работы, активизация мышления школьников; развитие умения самостоятельно формировать выводы, развитие речи. Развитие творческих способностей на основе практической работы. Отработка практических навыков в работе с физическими приборами. Тренировка рационального запоминания формулы.



Воспитательная: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач и выполнение экспериментального задания; развитие навыка работы в паре, развитие мотивации изучения физики; использование разнообразных приемов деятельности, развитие кругозора учащегося и их интереса к предмету.


Задачи урока:


  • Научиться формулировать ответы на качественные задания.

  • Уметь пользоваться формулами.

  • Отрабатывать практические навыки в работе с физическими приборами.

  • Уметь, используя жизненный опыт, обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления.


Формируемые умения: работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы и использовать свои знания для решения задач.


Предполагаемый результат: учащиеся должны знать способы увеличения и уменьшения давления и уметь объяснять примеры изменения давления в природе, технике и быту.



Оборудование урока:


На столах учащихся:

  • опорные конспекты.


  • задания на рефлексию.


  • тестовые задания.


  • I , II ряды – 1 брусок и динамометр.


  • III ряд – 2 бруска и динамометр.




На столе учителя:

  • черный ящик с кнопкой.


  • стакан.


  • мультимедийный комплекс,


    • слайды (диск с презентацией)

Записи на доске:

  • Тема урока: «Способы увеличения и уменьшения давления».


  • Д.З. §§ 33, 34, упражнение 13, задание 6 (по желанию).



  • напоминание: 1 м2 = 10 000 см2


  • 1 см2 = 0,0001 м2


  • Формула (треугольник)



ПЛАН УРОКА:


  1. Организационный момент (задания на рефлексию). Запись домашнего задания §§ 33, 34, упражнение 13, задание 6 (по желанию).


  1. Объявление цели урока.


  1. Путешествие по станциям:



1 станция —

«Повторяйка»

2 станция —

«Отгадайка»

3 станция —

«Умелые ручки»

4 станция —

«Знайка»

5 станция —

«Решайка»

6 станция —

«Итоговая»


4. Подведение итогов урока. Задание на рефлексию.



ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент.


Запись домашнего задания: §§ 33, 34, упражнение 13, задание 6 (по желанию).


  • 2. На предыдущем занятии мы с вами изучали тему «Давление твердых тел на опору». Настало время теорию применить на практике.

  • научиться на практике измерять давление твердого тела на опору;

познакомиться со способами увеличения и уменьшения давления;

научиться применять свои знания для решения задач.

  • В течение урока вы заполните вот такое задание (задание на рефлексию), где вы отметите, какое у вас было настроение на уроке, что вам понравилось или не понравилось на уроке.

3. Я приглашаю вас в путешествие по теме «Давление твердых тел».


  • 1 станция «Повторяйка»


  • Ответьте на вопросы:

  1. Какую силу называют силой давления?

  2. Что называют давлением?

  3. От чего зависит результат действия силы давления на опору?

  4. В каких единицах измеряют давление?

  5. Что принимают за единицу давления 1 Па?

  6. Какие кратные и дольные единицы давления вы знаете?



  • Закончи предложение:

  1. Для вычисления силы, действующей перпендикулярно к поверхности, нужно …

  2. Для вычисления давления нужно …..

  3. Для вычисления площади опоры нужно ….


    • 2 станция Отгадайка»


Вопрос: Что находится в «черном» ящике?

Этот маленький предмет

Нам подскажет всем ответ,

Почему при малой силе

В стенку вдруг его вонзили.


Учащиеся отгадывают загадку (кнопка), а учитель прикрепляет к доске кнопкой листок с формулой (треугольником).


Учитель: Берет стакан и держит его за дно и за верх.

Вопрос: Почему одному пальцу больно, а другому пальцу не больно?

Учащиеся дают ответ.


Вопрос: Почему малой силой достигается большое давление? (проблема)

На этот вопрос мы попытаемся дать ответ на нашем уроке.

  • Запишите тему урока: «Способы увеличения и уменьшения давления».


  • 3 станция «Умелые ручки»


Настоящие любители физики не только знают теорию, но и умеют выполнять исследования и эксперименты.

  • Учитель дает экспериментальные задания по рядам.

Учащимся предстоит выяснить, при каком положении бруска давление на стол будет наибольшим (I ряд), наименьшим (II ряд) при одной и той же силе давления; зависит ли давление от силы давления при одной площади (III ряд)?

Учащиеся выполняют измерения, вычисляют давление бруска на стол, а затем сравнивают свои результаты по рядам и делают выводы.

  • Учитель следит за выполнением заданий, а затем выслушивает выводы учащихся и включает слайд с верными выводами.


Выводы:

  • Чем больше площадь опоры, тем меньше давление, производимое одной и той же силой на эту опору.

  • Давление, производимое на одну и ту же опору тем большее, чем больше сила давления.



    • 4 станция «Знайка»


А сейчас мы отправимся на станцию «Знайка».


  • Подумай и ответь:


Почему тупым ножом труднее резать, чем острым?

Почему у вездехода широкие гусеницы?

Зачем у лыжной палки делают кольцо?


  • Объясните, почему по тонкому льду человек передвигается ползком; провалившемуся под лед протягивают доску, лестницу и тому подобное?


  • Зачем природа дала «вездеходу» пустыни — верблюду широкие подошвы?


  • Для чего у большегрузных машин делают широкие колеса?


  • Как уменьшают давление здания на почву при его проектировании?


  • Почему оса или пчела при укусе создает большое давление малым усилием?


  • Почему пиранья, рыбка-невеличка длиной всего 25-30 см, наводит страх на жителей Амазонки?


  • Как ледокол прокладывает путь во льдах?


  • Работа с таблицей «Давление» (сравнить….).


Учитель задает обобщающие вопросы: Как увеличить давление? Как уменьшить давление?


  • Таблица «Способы увеличения и уменьшения давления» (обобщение)


  • 5 станция «Решайка»


  • Задача.

Масса собаки 25 кг. Когда она приходит в школу и ложится на крыльцо, чтобы дождаться своей хозяйки, площадь соприкосновения тела и крыльца 625 см2 . Найдите давление, которое четвероногий друг оказывает на крыльцо. (ответ: p = 4 кПа)

Учащиеся выполняют тестовые задания в двух вариантах (четыре качественных вопроса и одно вычислительное задание).


  • 6 станция «Итоговая»


Пришла пора подвести итоги. Как увеличивают давление? Как уменьшают давление? (записи в тетрадях.)

Учитель: Мы сегодня на вопросы по теории отвечали? Практическую работу выполняли? Задачи решали? Много мы сделали на уроке. Молодцы. Итак, мы узнали способы увеличения и уменьшения давления и смогли объяснить примеры изменения давления в природе, технике и быту.


На следующих уроках мы выясним, чем обусловлено давление в газах и жидкостях.


Учащиеся заполняют задание на рефлексию: «Мое настроение на уроке».

Учащиеся сдают учителю задание на рефлексию, тестовые задания.


  • Если останется время, можно сделать взаимоконтроль по тестовым заданиям. Для этого нужно ответы написать заранее на обратной стороне доски.


  • Задача.

Вычислите давление, которое диван на четырех ножках оказывает на пол комнаты, если площадь одной ножки 9 см2 , масса дивана 50 кг, а на диване лежит 8-килограммовый кот. (ответ: p = 16Па)

Свежие документы:  Конспект урока по теме: "Кристаллические и аморфные тела "

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: