Рабочая программа по физике 11 класс по учебнику Тихомирова С.А.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по физике автор- составитель С.А. Тихомирова 2008 год. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 68 часов (2 часа в неделю) для обязательного изучения физики на базовом уровне в 11-м классе.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять знания для объяснения физических явлений и свойств вещества; решать простые задачи по физике; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

развитие познавательных интересов, мышления и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике;

воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;

использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Результаты изучения курса физики приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».

Учебник включён в Федеральный перечень учебников по физике.

УМК Тихомирова С.А.

  1. Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика-11. – М.: Мнемозина, 2008.

  2. Тихомирова С.А. Физика-11. Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2008.

  3. Тихомирова С.А. Программа и планирование. Физика-10–11. – М.: Мнемозина, 2008.

  4. Тихомирова С.А. Методика преподавания физики в 10–11 классах.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, период, частота и амплитуда колебаний, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, энергия электрического поля, сила тока, электродвижущая сила, магнитная индукция, энергия магнитного поля, показатель преломления;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь:

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

применять полученные знания для решения несложных задач;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды.


Примерное календарно-тематическое планирование 11 класс 68 часов.

Четверть

Сроки

Тема

Кол-во часов

ЛР.

КР.

Электродинамика (продолжение) 40 чаов

1

01.09-03.11

Магнитное поле

4

Пр. раб

Элекромагнитная индукция

6

1

1

Механические и электромагнитные колебания

11

2

2

2

13.11 – 29.12

Механические и электромагнитные волны

6

3

Оптика.

13

3-6

Пров. раб.

Квантовая физика и элементы астрофизики 28 часов.

3







4

11.01-22.03







1.04-25.05

СТО

2

Фотоны.

4

Пов. раб

Атом.

4

Пров. Раб.

Атомное ядро и элементарные частицы.

9

7

4

Строение вселенной 9 часов.



Строение вселенной.

9

Пров. Раб.


Итого


68

7

4






Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)

урока

Название раздела и темы

Часы учебного времен

Сроки прохождения

Подготовка к ЕГЭ

по плану

фактически

ЭЛЕКТРОДИНАМИКА 40 часов


Магнитное поле

4 часа




1

Вводный инструктаж по ТБ. Сила Ампера. Решение задач.

1

2.09


1.1.1

2

Сила Лоренца. Решение задач.

1

6.09


1.1.2

3

Магнитные свойства вещества. Решение задач.

1

9.09


1.1.3

4

Обобщение и повторение темы «Магнитное поле». Решение задач. Проверочная работа №1.

1

13.09




Электромагнитная индукция

6 часов




5

Правило Ленца. Опыт Фарадея.

1

16.09


1.1.4

6

Закон электромагнитной индукции.

1

19.09


1.1.5

7

Лабораторная работа № 1 «Изучение явления электромагнитной индукции». Инструкция по ТБ.

1

23.09



8

Самоиндукция. Решение задач.

1

27.09


1.1.6

9

Энергия магнитного поля. Решение задач.

1

30.09


1.1.7

10

Контрольная работа № 1 по теме: «Электромагнитная индукция»

1

4.10




Механические и электромагнитные колебания

11 часов




11

Механические колебания

1

7.10


1.1.8

12

Пружинный маятник. Решение задач.

1

11.10


1.2.1

13

Математический маятник. Решение задач.

1

14.10


1.2.2

14

ЛР № 2 «Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника». Инструктаж по ТБ.

1

18.10



15

Энергия гармонических колебаний. Решение задач.

1

21.10


1.2.3

16

Вынужденные механические колебания.

1

25.10


1.2.4

17

Свободные электромагнитные колебания. Решение задач.

1

28.10


1.2.5

18

Вынужденные электромагнитные колебания. Решение задач.

1

8.11


1.2.6

19

Мощность переменного тока.

1

11.11


1.2.7

20

Трансформатор. Физический диктант. Решение задач.

1

15.11


1.2.8

21

Проверочная работа №2. Повторение и обобщение.

1

18.11




Механические и электромагнитные волны

6 часов




22

Механические волны.

1

22.11


1.2.9

23

Интерференция и дифракция волн.

1

25.11


1.2.10

24

Звук. Решение задач.

1

29.11


1.2.11

25

Электромагнитные волны. Решение задач.

1

2.12


1.2.12

26

Радиосвязь. Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

6.12


1.2.13

27

Контрольная работа № 2. по теме: «Механические и электромагнитные колебания и волны»

1

9.12




Оптика

13 часов




28

Скорость света. Закон отражения света.

1

13.12


1.2.14

29

Закон преломления света. Решение задач.

1

16.12


1.3.1

30

Лабораторная работа № 3 «Определение показателя преломления стекла». Инструктаж по ТБ. Решение задач.

1

20.12



31

Линзы. Решение задач.

1

23.12


1.3.2

32

Дисперсия света. Виды спектров.

1

27.12


1.3.3

33

Лабораторная работа № 4 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». Инструктаж по ТБ.

1

13.01



34

Интерференция света.

1

17.01


1.3.4

35

Дифракция света.

1

20.01


1.3.5

36

Лабораторная работа № 5 «Наблюдение интерференции и дифракции света». Инструктаж по ТБ.

1

24.01



37

Лабораторная работа № 6 «Определение длины световой волны». Инструктаж по ТБ.

1

27.01



38

Поляризация света.

1

3.02


1.3.6

39

Шкала электромагнитных излучений. Решение задач.

1

7.02


1.4.1

40

Контрольная работа № 3 по теме: «Оптика»

1

10.02



КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ 28 часов.


Элементы СТО

2 часа




41

Постулаты СТО

1

14.02


1.4.2

42

Закон взаимосвязи массы и энергии

1

17.02


1.4.3


Фотоны

4 часа




43

Фотоэлектрический эффект.

1

21.02


1.4.4

44

Теория фотоэффекта. Решение задач.

1

24.02


1.4.5

45

Фотон и его характеристики. Решение задач.

1

28.02


1.4.6

46

Обобщение и повторение. Проверочная работа №3.

1

2.03




Атом.

4 часа




47

Планетарная модель атома. Решение задач.

1

6.03


1.4.7

48

Люминесценция

1

9.03


1.4.8

49

Лазер

1

13.03


1.4.9

50

Волновые свойства частиц

1

16.03


1.5.1


Атомное ядро и элементарные частицы.

9 часов




51

Строение атомного ядра. Решение задач.

1

20.03


1.5.2

52

Радиоактивность. Решение задач.

1

23.03


1.5.3

53

Ядерные реакции. Решение задач.

1

304


1.5.4

54

Лабораторная работа № 7 «Изучение треков заряженных частиц». Инструктаж по ТБ.

1

6.04



55

Деление ядер урана. Решение задач.

1

10.04


1.5.5

56

Термоядерные реакции. Решение задач.

1

13.04


1.5.6

57

Элементарные частицы.

1

17.04


1.5.7

58

Фундаментальные взаимодействия

1

20.04


1.5.8

59

Контрольная работа № 4 по теме: «Атомное ядро и элементарные частиц».

1

24.04




Строение Вселенной

9 часов




60

Солнечная система.

1

27.044.


2.1.1

61

Солнце.

1

4.05


2.1.2

62

Звёзды.

1

8.05


2.1.3

63

Внутреннее строение Солнца и звёзд.

1

11.05


2.1.4

64

Наша Галактика.

1

15.05


2.1.5

65

Эволюция звёзд.

1

18.05


2.1.6

66

Звёздные системы.

1

22.05


2.1..7

67

Современные взгляды на строение Вселенной.

1

25.05


2.1.8

68

Обобщение. Проверочная работа №5.

1

25.05







Содержание программы курса.

Электродинамика. 40 ч

Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца. Закон электромагнитной индукции. Энергия магнитного поля. Механические и электромагнитные колебания. Переменный ток. Электромагнитное поле. Механические и электромагнитные волны. Геометрическая оптика. Оптические приборы. Волновые свойства света. Виды электромагнитных излучений и их практические применения.

Постулаты специальной теории относительности. Закон взаимосвязи массы и энергии.

Д. Электрометр. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы. Магнитное взаимодействие токов. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Магнитная запись звука. Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока. Свободные электромагнитные колебания. Осциллограмма переменного тока. Генератор переменного тока. Излучение и приём электромагнитных волн. Отражение и преломление электромагнитных волн. Интерференция света. Дифракция света. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решётки. Поляризация света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Оптические приборы

ЛР. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников. Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника. Измерение показателя преломления стекла. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров. Наблюдение интерференции и дифракции света. Определение длины световой волны.

Квантовая физика и элементы астрофизики. 28 ч

СТО. Фотоэффект. Гипотеза Планка о квантах. Уравнение фотоэффекта. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерные реакции. Закон радиоактивного распада. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

Солнечная система. Звёзды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Строение и эволюция Вселенной.

Д. Фотоэффект. Линейчатые спектры излучения. Лазер. Счётчик ионизирующих частиц.

ЛР. Изучение треков заряженных частиц.

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.

Тексты контрольных работ, тестов и проверочных работ взяты из Тихомирова С.А. Физика-11. Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2008 и Тихомирова С.А. Методика преподавания физики в 10–11 классах.

Перечень учебно-методических средств обучения.

Литература

Основная:

  1. Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика-11. – М.: Мнемозина, 2008.

  2. Тихомирова С.А. Физика-11. Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2008.

  3. Тихомирова С.А. Программа и планирование. Физика-10–11. – М.: Мнемозина, 2008.

  4. Тихомирова С.А. Методика преподавания физики в 10–11 классах.

Интернет-ресурсы для учителя:

  1. http://www.ed.gov.ru – сайт Министерства образования РФ;

  2. http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации;

  3. http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки единогогосударственного экзамена;

  4. http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;

  5. http://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений.

Компьютерные учебные материалы:

    1. Электронная библиотека «Просвещение». «Физика. Основная школа. 7-9 классы: Ч. 1»

Класс: Мультимедийное учебное пособие нового образца.

Издательство: М.: Компания « Просвещение – МЕДИА», 2004г.

    1. Интерактивный курс «Физика 7 – 11 классы»

Класс: демонстрационные и иллюстративные материалы.

Издательство: Долгопрудный: Компания « Физикон», 2005 г.

    1. Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7 – 11 класс»

Класс: демонстрационные и иллюстративные материалы.

Издательство: Компания «Кирилл и Мефодий». М.: NMG,2003.

    1. Уроки физики Кирилла и Мефодия 10, 11 класс.

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»

Класс: электронный учебник.

Издательство: М.: Компания «Кирилл и Мефодий», 2005

    1. 1С: Школа. Интерактивный тренинг — Подготовка к ЕГЭ. ФИЗИКА 10 — 11.

Класс: тренажёры, репетиторы, электронные задачники и системы контроля знаний.

Издатель и разработчик «1С».- Долгопрудный: Компания «Физикон», 2004.

    1. Учебный компьютерный курс «Открытая физика 2.5 Ч. 1,2»

Класс: демонстрационные и иллюстративные материалы.

Издательство: Долгопрудный: Компания «Физикон».2002 г.

Лабораторные работы и оборудование.

работы

Тема лабораторной работы

Необходимый минимум

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

1

Изучение явления электромагнитной индукции

Миллиамперметр-1;

Дугообразный магнит-1;

Катушка-моток-1;

Соединительные провода-1.

2

Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника.

Шарик на нити-1;

Штатив с муфтой и кольцом-1;

Измерительная лента-1;

Секундомер-1.

3

Определение показателя преломления стекла.

Стеклянная пластина-1;

4 булавки-1;

Лист бумаги-1;

Лист картона-1

Лнейка-1;

Карандаш-1

4

Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Стеклянная пластина со скошенными гранями-каждому;

Цветные карандаши-каждому;

Проекционный аппарат-один на всех;

Набор спектральных трубок-один на всех;

Прибор длоя зажигания спектральных трубок-один на всех;

Экран со щелью-1.

5

Наблюдение интерференции и дифракции света.

Две стеклянные пластины-1

Лист фольги с прорезью длиной 1-2 см;

Лампа накаливания-одна на класс;

Цветные карандаши;

Лазерный диск-1;

Капроновый лоскут-1.

6

Определение длины световой волны.

Прибор для определения длины световой волны-1;

Лампа накаливания – одна на класс;

дифракционная решетка-1.

7

Изучение треков заряженных частиц.

Фотографии треков-1;

Угольник-1;

Карандаш-1.



12


Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса "Фотоэффект"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: