Сценарий урока физики в 7 классе по теме «Плотность вещества»


В городскую комиссию конкурса

«Мой лучший урок — 2014»











Конкурсные материалы

учителя физики

МБОУ гимназии № 9 г. Невинномысска



Рыбальченко Инны Геннадьевны
















г. Невинномысск, 2014г.



Сценарий урока физики в 7 классе по теме

«Плотность вещества».


Цели урока:


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

Создание условий для:

воспитания бережного и аккуратного обращения с оборудованием;

развития усидчивости;

умение сосредоточиться;

формирования умения доводить начатое дело до конца;


ОБУЧАЮЩИЕ

Создание условий для:

построения знаний о плотности вещества;

формирования умений применять полученные на уроке знания в практической деятельности;

формирования умения оперировать понятиями смежных предметов (информатики, математики)


РАЗВИВАЮЩИЕ

Создание условий для:

формирования исследовательских умений: проводить наблюдения и эксперименты, делать обобщения и выводы;

формирования навыков работы в группе;

развития навыков работы с различными формами представления информации (графической, табличной, знаковой), умения интерпретировать результаты исследования

Оборудование, приборы и материалы:

-на демонстрационном столе учителя: рычажные весы, железный и алюминиевый цилиндры равного объема (по 1шт.), синтетическая фата, кусок стекла, кусок бетона по1 шт.

мелкие гвозди (пол спичечной коробки), скомканная газетная бумага.

-на столах учащихся: весы с разновесами; мелкие полоски бумаги (для уравновешивания весов); мензурка на 200 мл; мензурка на 100 мл с водой, железный цилиндр; деревянный брусок; кусок пластилина на нити формы параллелепипеда- 1 шт. на группу (массой 25 г, 50 г, 100г, 150г и любой некратной массы, например 80 гр) , линейка




Ход урока

Урок сопровождается мультимедийной презентацией созданной в среде PREZI (летающие презентации), с использованием возможностей интерактивной доски. В ходе сценария урока переходы по данной презентации показаны символами Ѻ, как таковой нумерации слайдов в данной среде не существует. Переход на возможности «чистой» интерактивной доски, для работы с таблицами, показан символом Ω.

Для запуска презентации необходимо открыть в из папки файл формата (.exe)


1.Урок начинается вступительным словом учителя и повторением ранее изученного материала (10 мин):

Учитель организует учащихся на урок.

УЧИТЕЛЬ: Ѻ посмотрите на доску. Перед вами информационная (графическая) модель. Что является на ваш взгляд прототипом модели? Модель чего перед вами? (учащиеся могут ответить, что перед ними атомы, молекулы, вещество, металл и пр. задача учителя сделать акцент на ответе вещество, в случае отсутствия такого ответа через понятия атомы и молекулы подвести к этому понятию);


УЧИТЕЛЬ: Ѻ Что мы знаем также строение вещества (Учащиеся вспоминают и проговаривают, что все вещества состоят из молекул и атомов, молекулы и атомы непрерывно и хаотически движутся, между ними существуют силы взаимного притяжения и отталкивания);

УЧИТЕЛЬ: В каких состояниях может находиться вещество? Ѻ (Учащиеся повторяют в три состояния вещества обозначая основные свойства каждого).


УЧИТЕЛЬ: Ѻ А теперь в качестве интеллектуальной разминки предлагаю поиграть в простую, «детскую» игру «Что тяжелее?». Вам только нужно выбрать, что тяжелее из двух – одно. (Учитель не должен произносить не слово «веществ», ни « тел» — это важно, для недопущения фактической ошибки). Я показываю вам пару карточек — вы выбираете одну.

КАРТОЧКИ-ПАРЫ:

Дерево – металл

Стекло – поролон

Пластик –песок

Хлеб – молоко

Конфеты — рис

и т.п.

Учащиеся уверенно вначале будут выбирать более тяжелое вещество исходя из опоры на то, что сравнение может быть только по одному параметру. Задача учителя не вмешиваться и не комментировать ответы. До тех пор пока не появится сомнения типа : «надо взвесить», «не ясно», «не понятно сколько взято». На этом этапе учитель предлагает последние две пары, но уже не на карточках, а в виде демонстрации, предлагая вначале обозначить:

Что в физике понимается под «тяжелее»?

(Учащиеся отвечают: масса)

УЧИТЕЛЬ: Как обозначается и в чем измеряется масса Ѻ. И так.

Что тяжелее стекло или бетон? (Эти вещества трудно сравнивать даже при одинаковых объемах)

Демонстрационный эксперимент№1: Производится взвешивание на рычажных весах куска стекла и кусочка бетона (масса стекла должна быть больше)


Что тяжелее вата или бетон?

Демонстрационный эксперимент№2: Производится взвешивание на рычажных весах куска синтетической ваты и кусочка бетона (массы должны быть одинаковые)

УЧИТЕЛЬ: почему мы получили такой результат? (Учащиеся скорей всего скажут, что ваты и стекла бралось больше)

УЧИТЕЛЬ: Что значит больше? Какой еще известный параметр для сравнения мы можем назвать? О какой физической, надо сказать и математической величине идёт речь?(Учащиеся называют: размеры или объем)

УЧИТЕЛЬ: Как обозначатся объем? Ѻ В каких единицах измеряется объем? Ѻ

Какими способами определения объема мы с вами овладели на прошлом уроке? Ѻ (Учащиеся называют 2 способа с помощью мензурки с жидкостью Ѻ и с помощью определения линейных размеров правильных фигур Ѻ )


2.Создание проблемной ситуации.10 мин.

2.1. Сравнение объемов ваты и бетона

УЧИТЕЛЬ: Вернемся к последним двум веществам.

На чашках весов сейчас у нас уравновешены вата и бетон .Сравните их объемы и массы .

По результатам наблюдений эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы:

чашки весов находятся в равновесии — значит массы ваты и бетона равны; но при этом объем ваты во много раз больше объема бетона.

УЧИТЕЛЬ: Почему это так?

УЧАЩИЕСЯ: Потому что вата легче и ее нужно больше, чтобы уравновесить с гвоздями.

УЧИТЕЛЬ: А что значит «легче» с научной, физической точки зрения?

Учащиеся пока затрудняются ответить на этот вопрос. Это учителю мне подвести их к осознанию проблемы и цели урока:


УЧИТЕЛЬ: Предлагаю посвятить наш урок поискам ответа на данный вопрос: почему тела, имеющие одинаковую массу, могут существенно различаться по объему? Какой еще параметр мы могли бы добавить для сравнения различных тел или веществ? Но сначала предлагаю вам провести еще эксперимент.


2.2.Самостоятельная экспериментальная работа учащихся.

  • СР №1. Определение массы и объема пластилина


Учащимся в группах необходимо:


  1. Путем взвешивания на рычажных весах определить массу куска пластилина.

  2. Вынести результаты работы группы на доску

  3. Определить объем куска пластилина.

  4. Вынести результаты работы группы на доску.


Ω ( таблица № 2) Учитель озвучивает алгоритм выполнения экспериментальных заданий, подчеркивая, что способ определения объема, группа выбирает самостоятельно. Приветствуется скорость и аккуратность выполнения задания. Для записей можно использовать таблица № 1 на вашем «путевом листе», для расчетов калькулятор.

Учителю необходимо отследить правильность определения массы до вынесения результатов на доску. Учащиеся выносят данные на доску. Нумерацию групп и соответствующие записи необходимо расположить так чтобы «кратные» массы, с равным шагом, например 25,50,75,100 и т.д, а у последней группы «некратная» масса. В данном случае наличие ошибки в определении объема, в какой-то из групп является ИДЕАЛЬНЫМ вариантом. Тогда вопрос учителя должен звучать так: посмотрите внимательно на доску, не смущает ли вас результаты какой-нибудь из групп? Какой? Почему?

Если измерения объема выполнены приблизительно верно у всех групп, учитель может опереться на результаты последней группы. И вопросы учителя могут звучать так: Видите ли вы закономерность в результатах полученных 1-Х группами? Можем ли мы не проводя повторных измерений проверить верно ли провели измерения объема в последней группе?

При любом сценарии необходимо подвести учащихся к мысли, что масса и объем связаны коэффициентом. В последней строке нтаблицы № 2 учитель вписывает k.

УЧИТЕЛЬ: Если бы мы создавали эту таблицу с вами в EXСEL, и нам надо было бы рассчитать коэффициент, как бы мы это сделали? (Учащиеся предлагают ввести формулу в ячейку последней строки разделив верхнюю на нижнюю или нижнюю на верхнюю). Давайте начнем с деления верхней ячейки на соответствующую нижнюю ячейку. Прошу рассчитайте коэффициент по своим результатам и вынесите результаты на доску.

В группах где измерения проведены верно k≈ 1,7

Если беседа велась по сценарию 1 необходимо пересчитать объем для группы, допустившей ошибку. Если по сценарию 2,пересчитывать не требуется, т.к. коэффициент будет тем же.



3.Изучение нового материала. 3 мин.

УЧИТЕЛЬ: хочу сообщить вам ребята, что только что, вы сделали маленькое открытие! Коэффициент, который вы только что рассчитали – ни что иное как новая физическая величина ПЛОТНОСТЬ! Ѻ И вы сами только что получили формулу для расчета этой физической величины! Ѻ


  • плотность=масса/объем


Это же через буквенные обозначения:


ρ =m/V, где m-масса вещества (кг), V-объем вещества (м3)


  • единицы измерения плотности вещества:

1кг/м3, 1г/см3

УЧИТЕЛЬ: Запишите определение, формулу и единицы измерения в свой «путевой лист».


4.Закрепление. 15 мин.

УЧИТЕЛЬ: о плотностях различных веществ мы еще много скажем на следующих уроках. А сейчас я попрошу вас «на вскидку» оценить плотность двух веществ находящихся у вас на столах: воды и дерева. Что, на ваш взгляд «плотнее»? (Учащиеся, опираясь на бытовое представление «плотный», отвечают дерево)

УЧИТЕЛЬ:Ω Предлагаю в завершении урока провести еще измерения и определить плотности воды и дерева. Расчеты и результаты вычислений, занесите в ваш путевой лист (таблица №3) и только результат ПЛОТНОСТЬ ВОДЫ И ДЕРЕВА прошу вынести на доску в таблицу (таблица №4) .


СР №2


Учащимся в группах необходимо:


  1. Определить объем воды в мл.

  2. Перевести мл в см3.

  3. Определить массу воды в г.

  4. Рассчитать плотность воды г/ см3.

  5. Определить объем деревянного бруска см3.

  6. Определить массу деревянного бруска г.

  7. Рассчитать плотность деревянного бруска г/ см3.

  8. Вынести результаты работы группы на доску.


Учащиеся, работая в группах, определяют плотность воды и деревянного бруска. На мензурке с водой указана масса пустой мензурки. Индивидуальная помощь учителем оказывается обязательно.

Заполняется таблица 4

УЧИТЕЛЬ: Вернемся к тем предположениям, которые вы сделали вначале нашего экспериментального задания. Что вы сейчас думаете?

(Результатом выполнения данного задания должен стать самостоятельный вывод учащихся: что не всегда при сравнении двух веществ, бытовое понятие «более плотный» совпадает с фактической показателями плотности)

УЧИТЕЛЬ: Кто из вас сможет предположить чем на молекулярном уровне отличаются вещества с различной плотностью? ( для учащихся это сложный вопрос, поэтому можно предложить в качестве подсказки графическую модель демонстрирующую плотность расположение я молекул в единице объема)

В «сильных» классах можно предложить при условии запаса времени можно предложить расчетную задачу Ѻ

УЧИТЕЛЬ: Прошу коротко вас ответить на три вопроса: Ѻ

Что мы узнали?

Чему научились?

Что еще хотим узнать?

5.Подведение итогов урока, домашнее задание(2 мин):

  • Д/з: «путевой лист» вклеить в тетрадь, изучить параграф 21,выполнить письменно упр.7 (1,2,4),



























Приложения к разработке урока.


Приложение №1: Объяснение примененных на данном уроке приемов и методов обучения.

В основу урока положена технология «Педагогические мастерские»

Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:

 не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
 не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
 не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
 не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибкуи право на сотрудничество



Алгоритм мастерской.

«Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирования личностного отношения к предмету обсуждения.  «Деконструкция» — работа с материалом,и превращение их в хаос, смешение слов, явлений, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма.

«Социализация» — соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в   паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. 

«Реконструкция» — создание своего мира, текста, гипотезы, проекта, решения.

«Афиширование» — вывешивание произведений уче­ников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, реше­ний) в аудитории и ознакомлениес ними. «Разрыв»   — кульминация творческого процесса: оза­рение, новое видение предмета, явления, внутреннее созна­ние неполноты или несоответствия своего старого знании но­вому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску отве­тов, сверке нового знания с ис­точником. 

«Рефлексия» — отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской. Не оценочные суждения: «Это хорошо, это плохо», а анализ движения соб­ственной мысли, чувства, знания, мироощущения. 

В уроке используется много эксперимента (при этом учащимися экспериментов поставлено больше, чем учителем). Теоретические выводы, введение новой физической величины происходит через результаты эксперимента с использованием знаний учащихся по предмету «информатика». На протяжении урока используется понятие «модели», в основном графической и табличной. Противопоставление бытовых представлений и фактических результатов формируют у учащихся научное мировоззрение, критичность мышления, заставляют задуматься, что не всегда ответ «лежит на поверхности». В данном уроке учителю необходимо быть крайне внимательным при поставке вопросов и использовании понятий вещество и физическое тело, во избежание не научного изложения материала.
































Приложение №2.

Описание организации творческой деятельности учащихся на уроках

Нестандартный урок требует предварительной подготовки дополнительных нестандартных материалов и оборудования. В данном уроке нужны бруски пластилина правильной формы на нити. Определенная форма нужна для самостоятельного выбора способа определения объема. Надо отметить, что учащиеся чаще выбирают мензурку, но и второй способ не остается в стороне во втором эксперименте объем деревянного бруска можно определить только линейкой. Несложные и не требующие продолжительного времени изготовления устройства можно задать учащимся как домашнее задание. Что уже является включением в творческий процесс.

Надо отметить, что успех данного урока зависит во много от качества проведенных перед данным уроком лабораторных работ по определению массы и объема тел, в том числе и жидкостей. Сами по себе измерения не являются для детей новыми, а значит, они должны чувствовать себя уверенно при проведении экспериментов. При стабильном делении на группы, когда в группе есть сильные учащиеся с хорошей математической подготовкой, учащиеся «не боящиеся» доски, экспериментальная работа занимает минимум времени.

Опора на информационные технологии соответствует программе по информатике. Учащиеся в этот учебный период уже закончили изучения Excel и изучают понятия информационных моделей. При отсутствии совпадения в программах можно опираться на математическое понятие коэффициента.

Плотность урока высокая, темп в котором должны работать учащиеся подходит для сильных и средних классов. Для классов с низкой успеваемостью можно исключить последний эксперимент по сравнению плотности воды и дерева или провести его фронтально.

На протяжении всего урока записи учащиеся делают в «путевом листе» — заготовка с таблицами и строчками для записей. Выдается он на уроках требующих серьезной экономии времени для построения таблиц. На следующем уроке необходимо проверить вписали ли учащиеся тему, т.к. это будет признаком осознанной работы с конспектом.















Приложение 3


Описание методов использования информационных технологий.


Отличительной чертой данного урока является использование мультимедийной презентации созданной на платформе PREZI. Данная платформа позволяет создавать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой. Такие презентации идеальны для интерактивной доски, поскольку позволяют перемещаться на любой слайд одним прикосновение, что невозможно в широко применяемых программах для создания презентаций. Даже при самом примитивном наборе слайдов такие презентации никогда не бывают скучными, поскольку используется многократное масштабирование и эффекты «полета».

Кроме того к данному уроку необходимо подготовить таблицы сохраненные в графическом формате, для использования на интерактивной доске.


Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса «Компьютер и Интернет – да или нет?»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физика: