Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Качульская средняя общеобразовательная школа»
Каратузского района Красноярского края
подготовил
учитель физики
Семенов Валерий Валериевич
с. Качулька
2014
Данные задания можно применять на уроках физики при изучении раздела «Кинематика» в девятом и десятом классах. Уроки рекомендуется проводить в кабинете информатики.
Для реализации данных заданий необходимо программное обеспечение: Open Office Сalc (или его аналог Microsoft Excel ).
Разработанные нами задания отличаются по уровню сложности, это позволяет дифференцированно подойти к обучению физике. При разработке плана урока постарайтесь учесть, что длительность работы ребят за компьютерами не должна превышать 25 минут для девятиклассников и 30 минут для десятиклассников (по санитарным нормам).
Для полного понимания учениками поставленной задачи мы рекомендуем в начале урока показать работу готовой компьютерной модели (изменения шага времени, зависимость диаграмм от начальных параметров). Для каждого задания мы создали компьютерный шаблон (таблица №1), что позволяет ученикам соблюдать единое оформление решения задач.
Таблица №1. Модели и шаблоны к заданиям
Модель | Шаблон | |
1 | Модель1.ods | Шаблон1.ods |
2 | Модель2.ods | Шаблон2.ods |
3 | Модель3.ods | Шаблон3.ods |
Задание 1
Тема: Модель движения двух автомобилей.
Движения двух автомобилей по шоссе заданы уравнениями х1=0.4t2 +4t и x2=160-8t. Величины измерены в единицах СИ. Создайте компьютерную модель движения этих автомобилей в электронных таблицах (Шаблон № 1).
По модели определить графическим способом:
Время и место встречи автомобилей
Расстояние между автомобилями через 40 с
Расстояние между автомобилями через 10 с после их встречи
Расстояние между ними через 40 с, если после встречи второй автомобиль (х2) остановился.
Данное задание позволяет развить следующие образовательные компетенции: учебно-познавательную, информационную и коммуникативную.
Система оценивания задания:
За правильное выполнение каждого пункта задания ставится по 1 баллу:
Автомобили встретятся через 10 секунд на расстоянии 80 метров
640 м.
240 м.
720м
Соответствие баллов оценкам:
2 балла оценка «3»
3 балла оценка «4»
4 балла оценка «5»
Задание 2
Тема: Модель движения тела, брошенного под углом к горизонту.
Создайте компьютерную модель движения тела, брошенного под углом к горизонту (Шаблон № 2). Исследуйте модель и определите:
Максимальную высоту подъема тела, если угол бросания равен 80 градусам и начальная скорость тела равна 12 м/с
Угол бросания, при котором дальность полета на Луне будет максимальной
Максимальная дальность полета тела на Марсе при начальной скорости 14 м/с
На какой планете максимальная дальность полета тела приблизительно равна 40 метрам при следующих параметрах: начальная скорость 5 м/с, угол бросания 40 градусов
Справочная информация:
Ускорение свободного падения на поверхности некоторых небесных тел (м/с2):
Марс — 3,8 Меркурий — 3,7 Юпитер — 23,5
|
Данное задание позволяет развить следующие образовательные компетенции: учебно-познавательную, информационную и коммуникативную.
Система оценивания задания:
За правильное выполнение каждого пункта задания ставится по 1 баллу:
7 м (при округлении до целых)
45
52 м (при округлении до целых)
Плутон
Соответствие баллов оценкам:
2 балла оценка «3»
3 балла оценка «4»
4 балла оценка «5»
Задание 3
Тема: Моделирование движения тел, брошенных вертикально вверх в электронных таблицах
Два тела брошены вертикально вверх. Первое тело (у1) брошено с земли со скоростью 50 м/с, второе тело (у2) брошено вертикально вверх с высоты 12 м со скоростью 35 м/с. Ускорение свободного падения равно 9,8 м/с2. Создайте компьютерную модель движения этих тел в электронных таблицах (шаблон № 3). Исследуйте модель и определите:
Время и место встречи двух тел
Максимальная высота подъема 2 тела (число округлить до целых)
Могут ли два тела, брошенных одновременно вертикально вверх с одной высоты, но с разными начальными скоростями, встретиться в полете?
Могут ли два тела встретиться в полете два раза, если они брошены одновременно вертикально вверх с разных высот и с разными начальными скоростями?
Данное задание позволяет развить следующие образовательные компетенции: учебно-познавательную, информационную и коммуникативную.
Система оценивания задания:
За правильное выполнение каждого пункта задания ставится по 1 баллу:
Время встречи 0.8 с, 36.86 м – место встречи
74м
Не могут
Не могут
Соответствие баллов оценкам:
2 балла оценка «3»
3 балла оценка «4»
4 балла оценка «5»
Список использованной литературы
Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач по физике 7-9.-М., Просвещение, 2009.