Конспект урока «С чего начинается Родина?»


Белозёрова Т.В.

учитель начальных классов

МАОУ Ильинской СОШ

Домодедовского района



«С чего начинается Родина?»


Цель: создание условий для формирования гражданской позиции младшего школьника.


Задачи:


— способствовать формированию у детей нравственно-этических чувств; 
— прививать чувство патриотизма и гордость за свою Родину;

— воспитание гражданственности, любви к Родине, чувства ответственности за судьбу Родины.


Эпиграф:


«Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия»

К.Ушинский


Оборудование: рисунки детей на тему; фотовыставка «Природа родного края», видеоролик «Россия-звезда».


Ход мероприятия:


Дети: (на фоне музыки «С чего начинается Родина?»)


Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой растём,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.


Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.


Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.



Учитель:

Великую землю,

Любимую землю.

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовём.


Родина. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.


Родина. Это наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и сёла.


Родина. Наша Родина – это родина Пушкина и Лермонтова, Гагарина и Королёва.


О том, что такое Родина для каждого человека, сказано в мудрой русской песне: «Человек без родины, что соловей без песни». Своей песней соловей зажигает сердца, пробуждает любовь, заставляет плакать, он наполняет мир несказанной красотой. И как соловей – песней, лишь Родиной силён, одухотворён, добр и красив человек.


Читают стихотворения дети


На Родине.


На Родине крушина зацвела,

От запаха её хмелеют сосны,

И снова от села и до села,

Берёзы бродят разнотравьем рослым.


По берегам лопочут тальники,

Склоняясь над неторопливою волною,

И коростель-отшельник у реки

Непримиримо спорит с тишиною.


У сельской школы светлой и большой

Шумит моё несбывшееся детство,

И на душе моей так хорошо,

Как будто мир я получил в наследство.


И хочется неодолимо мне

С любым прохожим дружески обняться,

Здесь от любви к родимой стороне,

Родное сердце может разорваться.

(Н.Некрасов)




Родина.


Слышишь песенку ручья?

Это – Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это – Родина твоя.


Руки матери твоей,

Звон, звон дождей, и шум ветвей,

Свежие документы:  Викторина «По дорогам сказок» (открытое мероприятие в группе продленного дня)

И в лесу смородина –

Это тоже Родина.

(М.Пляцковский)


Учитель:


Сколько знаменитых поэтов земли русской воспели Родину в прекрасных стихотворениях. Как сказал А.С.Пушкин: «Тебе, Отчизна, посвятим души прекрасные порывы…»


Наш классный час называется «С чего начинается Родина?», мы сегодня поговорим о нашей родине.


А как называется наша Родина? (Россия) Наши предки называли Россию – Русь. Наша страна имеет многовековую историю. По-разному называлась Россия: Киевская Русь, Московское царство, Российская империя, Российская Федеративная социалистическая республика, Советский Союз, Российская Федерация. Но во все времена наша Родина могла гордиться людьми, которые создали великую русскую культуру, написали много замечательных книг, сделали много открытий и изобретений, первые полетели в космос. Как зовут первого космонавта Земли? (Юрий Алексеевич Гагарин). 

    На плечи российского народа легли самые тяжёлые испытания, его усилиями добыты самые великие победы нашей Родины. Русский человек всегда побеждал врага, который нападал на Россию,  и никогда Россия не нападала на другие страны.


Работа с эпиграфом


«Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия» К.Ушинский


— Как вы понимаете эти слова?

— Почему Ушинский назвал Россию Отечеством?

— Что такое Отечество? (Страна, где родился человек и к гражданам которой принадлежит. Где жили наши деды и прадеды)

— Почему Россию он назвал Родиной? (В России мы родились, говорим на родном русском языке и т.д.)

— Почему Россия – Матушка? (Она вскормила нас своим хлебом и т.д.)


Учитель:


Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств, но одна у человека мать – одна у него Родина.


Россия – Родина очень многих людей. У нас есть родной город, улица, дом, семья – всё это тоже родина. Всё это мы любим, даже если и не задумываемся об этом. И русский язык, на котором мы говорим – это часть нашей Родины.


У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, и где всё кажется ему особенным, родным. Может быть, чужому человеку покажется всё здесь обыкновенным и простым, но нашему сердцу должна быть дорога каждая мелочь.


Игра «Соты»

— Ребята, а с чем у каждого из вас ассоциируется слово «Родина»? (С домом, с двором, с мамой, с русской берёзкой и т.д.). Дам каждому из вас шестиугольник, напишите на нем свое имя и с чем ассоциируется слово «Родина» для вас. Как справитесь с заданием, приклейте на любое место. Посмотрите, что у нас получилось? (Соты.) Как они расположены? (Близко друг к другу, вместе, рядом). А из чего состоят соты? (Из отдельных фигур). А что на каждой фигуре? (Наши имена, символ Родины для каждого из нас). Какой вывод вы можете сделать?  Каждый из нас – частичка Родины. (Наша Родина-это мы с вами все вместе, дружные и все рядом).

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие для 1 класса "День матери"


Работа с басней «Отец и сыновья». 

— В одной книжке я прочитала интересную басню. Она мне так понравилась, что я не могла не принести ее вам. Называется басня «Отец и сыновья».

 «Отец приказал своим сыновьям, чтобы жили они в согласии: они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Сыновья легко переломали прутики поодиночке. Отец и говорит…»

 — Как вы считаете, что сказал отец? (Дети высказывают свое мнение. Учитель дочитывает басню до конца, сравнивают окончание басни и предположения учащихся.)


«Так-то и вы; если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит».


 — Как вы думаете, почему на занятии, посвященном России, я прочитала эту басню?


Рассматриваем фотографии «Природа родного края».


Есть у России березоньки белые,

Кедры, забывшие, сколько им лет.

Горы, от вечных ветров поседелые,

Реки, которым названия нет.

 

Есть соловьиные песни бессвязные,

Зори полей и огни городов,

Есть у России сердца безотказные,

Мудрые руки ее мастеров.

 

Солнышко глянет иль вьюга завьюжится –

Слушай просторы и вольно дыши,

Есть у России солдатское мужество,

Вечный огонь материнской души!


Учитель:


— Послушайте высказывание В.М.Шукшина: «Родина… Я живу чувством, что когда-нибудь я вернусь на Родину навсегда… Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание этого вот – есть куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живёт там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу…».


— Как вы понимаете выражение «врачуют душу»? (Родина силы даёт, исцеляет, помогает, врачует – лечит).


— Что такое «чувство Родины»? (Гордость за свою страну и т.д.)


Люди, которые уезжают за границу, всю жизнь испытывают чувство грусти и печали по родным краям.


Даже птицы не могут навсегда оставить родные просторы ради тёплых, но чужих стран. Они летят через моря и пустыни, выбиваясь из сил, чтобы хоть ненадолго вернуться к своим полям и лесам.

Свежие документы:  Внеклассная работа по теме «Православные праздники» с использованием системы ДО Moodlе


Человеку на всё хватит сил, если дело его делается ради своей Родины.


Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой.

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию!

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть!


Плакат «Мы желаем вам…» ( Видеоролик «Россия-звезда»).


Что является источником света для всех людей? (Солнце) Вы любите солнышко? Давайте сделаем солнышко из наших ладошек и напишем своё пожелание другим детям нашей страны.



Учитель:


Живет на земле счастье. Оно большое и разное. Высокое счастье – увидев звезды, вернуться к родному порогу, обнять отца с матерью, посидеть с друзьями, послушать, как поют птицы, как шепчут березы родной земли. Ребята, берегите это большое счастье.


Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много добрых и полезных дел, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг.


Спасибо всем за работу.


( ♫ «Это все Россия»).



































Источники:


https://minidk.ru/Organizator/pesni/pecni_o_rossii.htm — песня «Это все Россия».


https://muzofon.com/search/%D1%81%20%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9C%D0%98%D0%9D%D0%A3%D0%A1 – песня «С чего начинается Родина».


https://easyen.ru/load/klassnye_chasy/patrioticheskoe_vospitanie/rossija_moja_zvezda/111-1-0-1047 — видеоролик «Россия — звезда».

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: