Риторика 1 класс «Разговор по телефону»


Риторика.

Тема: Разговор по телефону.



Цель:



ознакомить детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора;

научить моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения;

формируем умение использовать телефонный разговор в соответствии с условиями общения.


Оборудование: стихотворение К.И. Чуковского «Телефон» (см. в конспекте), игрушечные телефоны.





Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

Какой вывод мы с вами сделали на прошлом уроке? (Устная речь каждого человека неповторима, имеет свою особенную окраску, что и позволяет нам отличить её от речи других людей.) 1

Легко ли узнать человека по голосу? (Не всегда.)

А в каких случаях нам приходится общаться с человеком, не видя его, а только слушая?

Звоните ли вы по телефону?

В каких случаях?

С каких слов вы начинаете разговор?

Всегда ли у вас получается вежливый разговор, делают ли вам замечания? Какие? 2

Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Учиться разговаривать по телефону.) 3

Познавательные УУД:

1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;

2) формируем умение осознавать недостаток информации;

3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.

ΙΙ. Открытие нового знания

1. Работа по учебнику. 3 1

Давайте посмотрим, как Риторик разговаривает по телефону.

Прочитаем разговор Риторика с сослуживцем мамы и с мамой по ролям. Постарайтесь говорить приветливо.

Какие слова выделены и почему?

Это слова вежливости, этикетные слова.

2. Работа в парах. 3 3 1 2

Разыгрывание речевых ситуаций с использованием двух игрушечных телефонов.

Обсудите в парах диалог.

Ситуация первая.

Маша звонит Ане. Она хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы. С чего начать разговор, как лучше его закончить, какие вежливые слова должны прозвучать в этом разговоре?

Затем учитель вызывает к доске одну пару, которая разыгрывает разговор по телефону. Анализируются ошибки.

Ситуация вторая.

Аня звонит Алёше, чтобы узнать у него домашнее задание. К телефону подходит папа Алёши. Как в таком случае нужно начать разговор? Примерный вариант:

Здравствуйте, Иван Андреевич! Это Аня.

Здравствуй, Аня.

Иван Андреевич, позовите, пожалуйста, Алёшу к телефону, мне нужно узнать, что нам задали на дом по математике.

Затем учитель вызывает к доске другую пару, которая разыгрывает разговор по телефону. Анализируются ошибки.


Ситуация третья.

Саша звонит заболевшему другу. К телефону подходит мама друга.

Какой разговор состоится, чем он закончится?

Учитель вызывает к доске третью пару, которая разыгрывает разговор по телефону. Анализируются ошибки.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Личностные УУД:

1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


ΙΙΙ. Применение нового знания

Работа в парах. 3

Работа по учебнику. 3 3 1 2 2

Откройте свои учебники на с. 39.

Кто разговаривает по телефону?

С кем Риторик разговаривает по телефону?

Составьте диалог: Риторик звонит бабушке и хочет пригласить её и деда на день рождения в субботу.

Возможные варианты диалогов:

● – Здравствуй, бабуля!

Добрый день, Риторик!

Как ты себя чувствуешь?

Я – ничего, а дед приболел немножко.

Может быть, зайти? Вам нужна помощь: сходить в аптеку, в магазин?

Нет, спасибо. У нас всё есть.

А к субботе дед выздоровеет? Я хотел пригласить тебя и деда на день рождения в субботу.

Хорошо. Постараемся выздороветь.

До свидания, бабуля. Завтра забегу к вам, ждите. Передай деду

огромный привет.

До свидания, Риторик. До встречи.

Учитель вызывает несколько пар, т.к. могут быть разыграны различные варианты диалога. Диалог каждой пары анализируется.

Второй диалог: Риторик звонит своему однокласснику и интересуется, пойдёт ли он в театр с классом.

● – Здорово, Толик!

Привет, Риторик!

Уроки сделал?

Конечно. А ты?

И я тоже. Ты пойдёшь в театр с классом?

Пойду. Спектакль, говорят, интересный.

И я пойду. Заходи за мной через полчаса.

Ладно. Чао, Риторик!

Вызывается несколько пар. Диалоги анализируются. Учитель обращает внимание на стиль общения при разговоре с разными людьми по телефону.

Третий диалог: Риторик звонит подружке Юле и спрашивает задание по математике.

● – Юля, добрый вечер! Это Риторик.

Здравствуй, Риторик!

Извини, что оторвал от мультфильма, но мне очень нужна твоя помощь. У тебя записано домашнее задание по математике?

Да, конечно. Сейчас я скажу его тебе.

Спасибо.

Записывай. Примеры под номером 61, 62, 64 на странице 45.

Ещё раз спасибо. Всего хорошего.

До свидания, Риторик. Звони, если что.


Чтение по ролям стихотворения К.И. Чуковского.

Учитель заранее готовит с некоторыми детьми из класса чтение стихотворения.

ТЕЛЕФОН

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Слон.

Откуда?

От верблюда.

Что вам надо?

Шоколада.

Для кого?

Для сына моего.

А много ли прислать?

Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня ещё маленький!


А потом позвонил

Крокодил

И со слезами просил:

Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.


Постой, не тебе ли

На прошлой неделе

Я выслал две пары

Отличных калош?



Ах, те, что ты выслал

На прошлой неделе,

Мы давно уже съели

И ждём не дождёмся,

Когда же ты снова пришлёшь

К нашему ужину

Дюжину

Новых и сладких калош!


А потом позвонили зайчатки:

Нельзя ли прислать перчатки?


А потом позвонили мартышки:

Пришлите, пожалуйста, книжки!


А потом позвонил медведь,

Да как начал, как начал реветь!


Погодите, медведь, не ревите,

Объясните, чего вы хотите?


Но он только «му» да «му»,

А к чему, почему –

Не пойму!


Повесьте, пожалуйста, трубку!



А потом позвонили цапли:

Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!


И такая дребедень

Целый день:

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то олень.


А недавно две газели

Позвонили и запели:

Неужели

В самом деле

Все сгорели

Карусели?


Ах, в уме ли вы, газели?

Не сгорели карусели,

И качели уцелели!

Вы б, газели, не галдели,

А на будущей неделе

Прискакали бы и сели

На качели-карусели!



Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

Неужели

В самом деле

Все качели

Погорели?


Что за глупые газели!


А вчера поутру

Кенгуру:

Не это ли квартира

Мойдодыра?


Я рассердился, да как заору:

Нет! Это чужая квартира!!!

А где Мойдодыр?

Не могу вам сказать…

Позвоните по номеру

Сто двадцать пять.


Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне бы заснуть,

Отдохнуть…

Но только я лёг –

Звонок!

Кто говорит?

Носорог.

Что такое?

Беда! Беда!

Бегите скорее сюда!

В чем дело?

Спасите!

Кого?

Бегемота!

Наш бегемот провалился в болото…

Провалился в болото?

Да!

И ни туда ни сюда!

О, если вы не придёте –

Он утонет, утонет в болоте,

Умрёт, пропадёт

Бегемот!!!

Ладно! Бегу! Бегу!

Если могу, помогу!


Ох, нелёгкая это работа –

Из болота тащить бегемота!

(К.И.Чуковский.)


О чём просят звери? 3

Возможно ли выполнить эти просьбы?

Кто из зверей вежливее других?

Почему автор не всегда вежливо разговаривает с теми, кто звонит ему по телефону?

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;

2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему;

3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.

ΙV. Итог урока

Какой вывод можно сделать о правилах вежливого разговора по телефону? 4

Надо говорить вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.


Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему научились?

Чем полезна тема сегодняшнего урока? 4

Кто или что вам помогало справиться?

Почему сегодня мы так много работали в парах? 3

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.







ТООУ

Свежие документы:  Классный час для 5 класса на тему «Помнит мир спасенный»



Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: