Риторика.
Тема: Разговор по телефону.
Цель:
– ознакомить детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора;
– научить моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения;
– формируем умение использовать телефонный разговор в соответствии с условиями общения.
Оборудование: стихотворение К.И. Чуковского «Телефон» (см. в конспекте), игрушечные телефоны.
Ход урока | Формирование УУД | |
Ι. Актуализация знаний | – Какой вывод мы с вами сделали на прошлом уроке? (Устная речь каждого человека неповторима, имеет свою особенную окраску, что и позволяет нам отличить её от речи других людей.) 1 – Легко ли узнать человека по голосу? (Не всегда.) – А в каких случаях нам приходится общаться с человеком, не видя его, а только слушая? – Звоните ли вы по телефону? – В каких случаях? – С каких слов вы начинаете разговор? – Всегда ли у вас получается вежливый разговор, делают ли вам замечания? Какие? 2 – Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Учиться разговаривать по телефону.) 3 | Познавательные УУД: 1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний; 2) формируем умение осознавать недостаток информации; 3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы. |
ΙΙ. Открытие нового знания | 1. Работа по учебнику. 3 1 – Давайте посмотрим, как Риторик разговаривает по телефону. – Прочитаем разговор Риторика с сослуживцем мамы и с мамой по ролям. Постарайтесь говорить приветливо. – Какие слова выделены и почему? – Это слова вежливости, этикетные слова. 2. Работа в парах. 3 3 1 2 Разыгрывание речевых ситуаций с использованием двух игрушечных телефонов. – Обсудите в парах диалог. ● Ситуация первая. Маша звонит Ане. Она хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы. С чего начать разговор, как лучше его закончить, какие вежливые слова должны прозвучать в этом разговоре? Затем учитель вызывает к доске одну пару, которая разыгрывает разговор по телефону. Анализируются ошибки. ● Ситуация вторая. Аня звонит Алёше, чтобы узнать у него домашнее задание. К телефону подходит папа Алёши. Как в таком случае нужно начать разговор? Примерный вариант: – Здравствуйте, Иван Андреевич! Это Аня. – Здравствуй, Аня. – Иван Андреевич, позовите, пожалуйста, Алёшу к телефону, мне нужно узнать, что нам задали на дом по математике. Затем учитель вызывает к доске другую пару, которая разыгрывает разговор по телефону. Анализируются ошибки.
● Ситуация третья. Саша звонит заболевшему другу. К телефону подходит мама друга. Какой разговор состоится, чем он закончится? Учитель вызывает к доске третью пару, которая разыгрывает разговор по телефону. Анализируются ошибки. | Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: 1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей; 2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
|
ΙΙΙ. Применение нового знания | Работа в парах. 3 Работа по учебнику. 3 3 1 2 2 – Откройте свои учебники на с. 39. – Кто разговаривает по телефону? – С кем Риторик разговаривает по телефону? – Составьте диалог: Риторик звонит бабушке и хочет пригласить её и деда на день рождения в субботу. Возможные варианты диалогов: ● – Здравствуй, бабуля! – Добрый день, Риторик! – Как ты себя чувствуешь? – Я – ничего, а дед приболел немножко. – Может быть, зайти? Вам нужна помощь: сходить в аптеку, в магазин? – Нет, спасибо. У нас всё есть. – А к субботе дед выздоровеет? Я хотел пригласить тебя и деда на день рождения в субботу. – Хорошо. Постараемся выздороветь. – До свидания, бабуля. Завтра забегу к вам, ждите. Передай деду огромный привет. – До свидания, Риторик. До встречи. Учитель вызывает несколько пар, т.к. могут быть разыграны различные варианты диалога. Диалог каждой пары анализируется. – Второй диалог: Риторик звонит своему однокласснику и интересуется, пойдёт ли он в театр с классом. ● – Здорово, Толик! – Привет, Риторик! – Уроки сделал? – Конечно. А ты? – И я тоже. Ты пойдёшь в театр с классом? – Пойду. Спектакль, говорят, интересный. – И я пойду. Заходи за мной через полчаса. – Ладно. Чао, Риторик! Вызывается несколько пар. Диалоги анализируются. Учитель обращает внимание на стиль общения при разговоре с разными людьми по телефону. – Третий диалог: Риторик звонит подружке Юле и спрашивает задание по математике. ● – Юля, добрый вечер! Это Риторик. – Здравствуй, Риторик! – Извини, что оторвал от мультфильма, но мне очень нужна твоя помощь. У тебя записано домашнее задание по математике? – Да, конечно. Сейчас я скажу его тебе. – Спасибо. – Записывай. Примеры под номером 61, 62, 64 на странице 45. – Ещё раз спасибо. Всего хорошего. – До свидания, Риторик. Звони, если что.
Чтение по ролям стихотворения К.И. Чуковского. Учитель заранее готовит с некоторыми детьми из класса чтение стихотворения. ТЕЛЕФОН У меня зазвонил телефон. – Кто говорит? – Слон. – Откуда? – От верблюда. – Что вам надо? – Шоколада. – Для кого? – Для сына моего. – А много ли прислать? – Да пудов этак пять Или шесть: Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький! А потом позвонил Крокодил И со слезами просил: – Мой милый, хороший, Пришли мне калоши, И мне, и жене, и Тотоше. – Постой, не тебе ли На прошлой неделе Я выслал две пары Отличных калош? – Ах, те, что ты выслал На прошлой неделе, Мы давно уже съели И ждём не дождёмся, Когда же ты снова пришлёшь К нашему ужину Дюжину Новых и сладких калош! А потом позвонили зайчатки: – Нельзя ли прислать перчатки? А потом позвонили мартышки: – Пришлите, пожалуйста, книжки! А потом позвонил медведь, Да как начал, как начал реветь! – Погодите, медведь, не ревите, Объясните, чего вы хотите? Но он только «му» да «му», А к чему, почему – Не пойму! – Повесьте, пожалуйста, трубку! А потом позвонили цапли: – Пришлите, пожалуйста, капли: Мы лягушками нынче объелись, И у нас животы разболелись! И такая дребедень Целый день: Динь-ди-лень, Динь-ди-лень, Динь-ди-лень! То тюлень позвонит, то олень. А недавно две газели Позвонили и запели: – Неужели В самом деле Все сгорели Карусели? – Ах, в уме ли вы, газели? Не сгорели карусели, И качели уцелели! Вы б, газели, не галдели, А на будущей неделе Прискакали бы и сели На качели-карусели! Но не слушали газели И по-прежнему галдели: – Неужели В самом деле Все качели Погорели? Что за глупые газели! А вчера поутру Кенгуру: – Не это ли квартира Мойдодыра? Я рассердился, да как заору: – Нет! Это чужая квартира!!! – А где Мойдодыр? – Не могу вам сказать… Позвоните по номеру Сто двадцать пять. Я три ночи не спал, Я устал. Мне бы заснуть, Отдохнуть… Но только я лёг – Звонок! – Кто говорит? – Носорог. – Что такое? – Беда! Беда! Бегите скорее сюда! – В чем дело? – Спасите! – Кого? – Бегемота! Наш бегемот провалился в болото… – Провалился в болото? – Да! И ни туда ни сюда! О, если вы не придёте – Он утонет, утонет в болоте, Умрёт, пропадёт Бегемот!!! – Ладно! Бегу! Бегу! Если могу, помогу! Ох, нелёгкая это работа – Из болота тащить бегемота! (К.И.Чуковский.)
– О чём просят звери? 3 – Возможно ли выполнить эти просьбы? – Кто из зверей вежливее других? – Почему автор не всегда вежливо разговаривает с теми, кто звонит ему по телефону? | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения; 2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему; 3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности. |
ΙV. Итог урока | – Какой вывод можно сделать о правилах вежливого разговора по телефону? 4 – Надо говорить вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
– Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Чем полезна тема сегодняшнего урока? 4 – Кто или что вам помогало справиться? – Почему сегодня мы так много работали в парах? 3 – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? – Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока. |
ТООУ |
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу.