Беседа «Развитие речи и общения у детей» 5-6 класс


Ф. И. О.: Боброва Елена Викторовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учреждение: ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро

Название материала: Беседа «Развитие речи и общения у детей»

Предмет: русский язык, литература

Класс: 5-6






























Родительское собрание.

Беседа «Развитие речи и общения у детей».

Боброва Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро.

Введение.

Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей в этом деле невелика. Но и учитель, и библиотекарь не всегда могут оградить ребёнка от книг, предназначенных не для него. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описание природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно нужно обратить внимание на развитие у детей интереса к научно- популярной литературе. В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные на первый взгляд моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с друзьями — всё это вызывает подлинный интерес детей к книге.

Основная часть.

  1. Как побудить интерес к чтению.

Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше с героями, ребёнок, в большинстве случаев, продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно спросить его , о чём он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.

Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого- либо рассказа. Младший школьник обязательно спросит: « А что дальше? Расскажи, что было потом». В ответ нужно дать книгу: « Вот прочти. Здесь столько интересных историй!»

  1. Требование к чтению.

Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запоминал фамилию автора, художника — оформителя и название книги. Перед чтением бывает полезно спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал или слышал, что он знает о нём, встречались ли ему где- нибудь рисунки художника — оформителя книги.

Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5-6 страниц, заглядывают на последнюю страницу — чем кончилось? Прочитав окончание и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют её. Родители должны внимательно следить за тем. Чтобы у детей не появилась эта вредная привычка.

Не следует рассказывать ребёнку заранее, как развиваются события книги, чем она заканчивается.

  1. Как развивать речь детей.

Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых порах ребёнок затрудняется рассказывать о прочитанном, нужно ему помочь по средствам вопросов: « Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?»

Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребёнка, понять его интересы и увлечения.

Как читать вместе ? Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра- сын. Чтение вслух полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность домашнего чтения – не более 45 минут. Оно не должно утомлять детей, притуплять интереса к чтению. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И, конечно, невозможно воспитывать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Нужно приучить детей беречь книгу.

  1. Игры по обогащению речи у детей.

Для обогащения речи детей можно использовать игры и упражнения, которые легко провести в кругу семьи.

Подбор синонимов. Как сказать по-другому : река течёт(бежит, журчит, льётся). Какой снег (белый, пушистый, мягкий, искристый)?

Узнавание предметов по эпитетам. Что это ( кудрявая, белоствольная, стройная)?

Работа с антонимами. Карандаш длинный- короткий; пух лёгкий, а камень тяжёлый; река широкая, а ручей….( узкий).

Что бывает широким, узким, зелёным, хмурым, деревянным? Например, свежий — хлеб, капуста, газета, ветер, трава, овощи, листья .

Подбор к предмету слов, обозначающих действия. Ветер что делает? (воет, пыль поднимает, листья срывает, освежает, тучи гоняет).

Игра в увеличительные очки. «Я надела увеличительные и теперь вижу не дом, а домище…….»

Игра «Я — ласка». Назвать все предметы ласково: кошка- кошечка, ложка- ложечка.

Составление парных созвучных слов.

Мишка — шишка.

Дочка — бочка-почка-точка.

Развивать интонацию можно с помощью проговаривания скороговорок, поговорок, пословиц.

Заключение.

Научить детей внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слов, в совершенстве владеть родным языком — это задача взрослых.

Почему так остро стоит этот вопрос сегодня?

Потому, что бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возникают, как правило, из-за недостатков воспитания в семье.

Будем помнить, что привитие культуры общения, умение вести разговор, спасать словом, нести добро людям — одна из основных задач воспитания наших детей.

Литература:

Журнал «Классный руководитель» № 1, 1999 г.






















Свежие документы:  Урок русского языка по теме «Гласные в суффиксах глаголов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-)»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: