ЕГЭ 2015 по русскому языку (Вариант 18)


ВАРИАНТ 18 ЕГЭ-2015


Часть 1


Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки,  без  пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.


(1) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2) состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.


1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний – жидком, твёрдом или газообразном – и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

2) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние – жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

3) Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

4) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

5) Под влиянием охлаждения или нагревания меняется агрегатное состояние и свойства многих веществ.

Ответ:_______________________________________


2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот, Другие Даже Эти Вопреки этому,

Ответ:_______________________________________


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР, -мн. -ы, -ов, м.


1) Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

2) ед. Земной шар, земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

3) Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м.

4) Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. животных, растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений.

5) ед. (предл. в миру). Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви.

6) (предл. на миру). Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке – голому рубашка (посл.).

Ответ:_______________________________________


4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый нАчав освЕдомиться обзвонИт квартАл

Ответ:_______________________________________


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Чтобы человеку, владеющему иностранным языком, научиться свободно общаться с носителями этого языка, ему необходимо преодолеть ЯЗЫКОВОЙ барьер.

Не стоит ПРИНИЖАТЬ заслуг тренера в победе его воспитанников – юных футболистов – в матче с более опытным соперником.

Информацию о НАЛИЧНОСТИ мест на поезд дальнего следования и стоимости железнодорожных билетов можно узнать не ранее, чем за 45 суток до даты его отправления.

В начале XVIII века с развитием во Франции паркового дела и пейзажной дендрологии ЖИВЫЕ изгороди нашли широкое применение.

Мастерство вырастает из ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за работой профессионала.

Ответ:_______________________________________


6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ИНЖЕНЕРА НАИБОЛЕЕ уместный ПОЕЗЖАЙТЕ в город

ИХ книги пара НОСКОВ

Ответ:_______________________________________


7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определяя значение непонятных слов, мной овладели сомнения.

Б) В рассказе Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П.И. Чайковского.

В) Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.

Г) Те, кто не изучает иностранный язык, лишён возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

Д) Учёные говорили о том, что «мы пропитываем старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги».

ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса "Стили речи. Публицистический стиль речи"

Ответ:

А

Б

В

Г

Д







8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

экз..менатор возг..рание ав..нгард фил..рмония утр..мбовать

Ответ:_______________________________________


9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

п..дписать, с..гласие ра..положиться, во..действие

пр..образовать, пр..шить под..грать, сверх..нтересный

пр..открыть, пр..следовать

Ответ:_______________________________________


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

перестра.. вать магни..вый незатейл..вый улыбч..вый настойч..вый

Ответ:_______________________________________


11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

заброш..нный потревож..нный поджар..шь подмеч..нный сыпл..шь

Ответ:_______________________________________


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот дом (НЕ)БОЛЬШОЙ, но очень уютный.

Мне НЕ(О)ЧЕМ с вами говорить.

Компьютер (НЕ)ПОДКЛЮЧЁН к сети.

Гибнущий сад и уже (НЕ)СОСТОЯВШАЯСЯ любовь – две внутренне связанные темы пьесы.

Электропоезд (НЕ)ОСТАНОВИЛСЯ на платформе Перово.

Ответ:_______________________________________


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.

(В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашел.

Исходя из представления о предопределенности, можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.

Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.

(И)ТАК продолжалось (В)ТЕЧЕНИЕ многих лет.

Ответ:_______________________________________


14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу.

Ответ:_______________________________________


15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

2) Желтоватые или розоватые лепестки этого растения растут по одному или парами.

3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

5) Рабочая одежда и резиновые сапоги были сложены в углу комнаты.

Ответ:_______________________________________


16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головой такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

Ответ:_______________________________________


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

Ответ:_______________________________________


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

Ответ:_______________________________________


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.

Ответ:_______________________________________


Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.


(1)Старая деревня с её тысячелетней историей уходит сегодня в небытие. (2)А это значит – рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой росла вся наша национальная культура: её этика и эстетика, её фольклор и литература, её чудо –язык. (3)Деревня – наши истоки, наши корни. (4)Деревня – материнское лоно, где зарождался наш национальный характер.

(5)И вот сегодня, когда старая деревня доживает свои последние дни, мы с новым, особым, обостренным вниманием вглядываемся в тот тип человека, который был создан ею, вглядываемся в наших матерей и отцов, дедов и бабок.

(6)Ох, немного выпало на их долю добрых слов! (7)А ведь именно на них, на плечах этих безымянных тружеников и воинов, прочно стоит здание всей нашей сегодняшней жизни!

(8) Вспомним, к примеру, только один подвиг русской женщины в минувшей войне. (9)Ведь это она, русская баба, своей сверхчеловеческой работой ещё в сорок первом году открыла второй фронт, которого так жаждала Советская Армия. (10)А как, какой мерой измерить подвиг той же русской бабы в послевоенную пору, в те времена, когда она, зачастую сама голодная, раздетая и разутая, кормила и одевала страну, с истинным терпением и безропотностью русской крестьянки несла тяжёлый крест вдовы-солдатки, матери погибших на войне сыновей!

(11)Так что же удивительного, что старая крестьянка в нашей литературе на время потеснила, а порой и заслонила собой других персонажей? (12) Вспомним «Матрёнин двор» А.Солженицына, «Последний срок» В.Распутина, героинь В.Шукшина, А. Астафьева и В. Белова. (13)Нет, не идеализация это деревенской жизни и не тоска по уходящей избяной Руси, как с бездумной легкостью и высокомерием вещают некоторые критики и писатели, а наша сыновняя, хотя и запоздалая благодарность.

(14)Это стремление осмыслить и удержать духовный опыт людей старшего поколения, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть России в годы самых тяжелых испытаний.

(15)Да, эти героини тёмные и малограмотные, да, наивные и чересчур доверчивые, но какие душевные россыпи, какой душевный свет! (16)Бесконечная самоотверженность, обострённая русская совесть и чувство долга, способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому – да всего не перечислишь.

(17)К сожалению, современный молодой человек, взращённый в иных, более благоприятных условиях, не всегда наследует эти жизненно важные качества. (18)И одна из главнейших задач современной литературы – предостеречь молодёжь от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный предшествующими поколениями.

(19)В последнее время мы много говорим о сохранении природной среды, памятников материальной культуры. (20)Не пора ли с такой же энергией и напором ставить вопрос о сохранности и защите непреходящих ценностей духовной культуры, накопленной вековым народным опытом…

(По Ф.Абрамову*)


*Федор Александрович Абрамов (1920-1983) – российский писатель, литературовед, публицист; один из наиболее ярких представителей «деревенской прозы» – значительного направления советской литературы 1960-1980-х годов.


20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Старая деревня скоро прекратит свое существование.

2) Благополучие нынешних поколений стало возможным благодаря миллионам безымянных тружеников и воинов – наших предков.

3) Произведения писателей о русской деревне проникнуты тоской по уходящей избяной Руси.

4) Необходимо сохранять и защищать непреходящие ценности духовной культуры нашего народа.

5) Современная литература должна развлекать, создавать условия для хорошего отдыха после работы.

Ответ:_______________________________________


21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 2 объясняет содержание предложения 1.

2) Предложения 8-10 содержат иллюстрацию приведённого в предложении 7 утверждения.

3) В предложениях 11-13 содержится повествование.

4) В предложениях 15-16 представлено повествование.

5) В предложениях 19-20 представлено рассуждение.

Ответ:_______________________________________


22. Из предложений 3-6 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ:_______________________________________


23. Среди предложений 10-13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.


24. «Автор неравнодушен к судьбе русской деревни, поэтому его рассуждения глубоко эмоциональны. Эмоциональность тексту придают синтаксические средства выразительности: (А) ___________ (предложения 6-7) и (Б) _________ (предложение 11), а также приём – (В) _________ (предложения 3-4). Рассуждая о духовной сфере, Ф. Абрамов использует такой троп, как (Г) ___________ (например, в предложении 18)».


Список терминов:

1) литота

2) фразеологизм

3) книжные слова

4) анафора

5) метафора

6) восклицательные предложения

7) парцелляция

8) риторический вопрос

9) вопросно-ответная форма изложения

Ответ:

А

Б

В

Г









Часть 2


25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.





















































ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 18 ЕГЭ-2015


к заданиям части 1


задания

ответ

1

25 < или > 52

2

эти

3

1

4

начав

5

наличии < или > наличие

6

инженеры

7

53627

8

экзаменатор

9

подписатьсогласие < или > согласиеподписать

10

магниевый

11

поджаришь

12

небольшой

13

итакпотому < или > потомуитак

14

134 любая другая последовательность этих цифр

15

45 54

16

124 любая другая последовательность этих цифр

17

34 43

18

14 41

19

1234 любая другая последовательность этих цифр

20

124 любая другая последовательность этих цифр

21

125 любая другая последовательность этих цифр

22

стараяновым новымстарая старыйновый новыйстарый

23

13

24

6845










ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ

ЧАСТИ 2


Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема влияния русской деревни на духовную и культурную жизнь народа. (Какова роль русской деревни в формировании наших исторических корней, в духовной культуре и жизни нашего народа?)

1. Деревня – наши истоки, наши корни, это материнское лоно, где зарождался и складывался наш национальный характер, особый тип русского человека, труженика и воина, благодаря труду и подвигу которого мы сегодня живём. Вместе с русской деревней исчезают сегодня наша многовековая культура, исторические корни.

2. Проблема сохранения и защиты непреходящих ценностей духовной культуры, исторических корней, исторической памяти. (Как нужно относиться к культурным ценностям, накопленным народом?)

2. Необходимо сохранять не только природу и материальные ценности, но и непреходящие ценности духовной культуры, накопленной вековым народным опытом. Важнейшую роль в этом играет русская литература.

3. Проблема определения роли литературы. (Какова роль литературы?)

3. Задачи литературы – осмыслить и удержать духовный опыт людей старших поколений, тот нравственный потенциал, те нравственные силы, которые не дали пропасть России в годы самых тяжких испытаний; предостеречь молодёжь от опасности душевного очерствения, помочь ей усвоить и обогатить духовный багаж, накопленный предшествующими поколениями.

4. Проблема значения образа русской крестьянки в литературе 60-70-х годов XX века. (Каково значение образа русской крестьянки, созданного в произведениях русской литературы 60-70-х годов XX века?)

4. В образах русских крестьянок запечатлены лучшие черты национального характера, душа нашего народа, бесконечная самоотверженность, обострённая совесть и чувство долга, способность к самоограничению и состраданию, любовь к труду, к земле и ко всему живому.

5. Проблема определения роли русской женщины в Великой Отечественной войне. (Какова роль русской женщины в Великой Отечественной войне?)

5. В годы минувшей войны русская женщина совершила великий подвиг. Она «открыла второй фронт», на своих плечах вынесла все тяготы, боль потерь; в течение долгих военных лет кормила и одевала страну.




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: