Конспект урока для 10 класса «Значение творчества А.С.Пушкина. Пушкин и Абай»


Русская литература

10 класс (общественно – гуманитарное направление)

Тема: Значение творчества А.С.Пушкина. Пушкин и Абай.

Цели урока:

1.Образовательная: по идейно — тематическому содержанию романа «Евгений Онегин» закрепить и обобщить знания учащихся по творчеству А.С.Пушкина; осмысление значимости поэта; создание благоприятных условий для эстетического восприятия информации урока, посвященной раскрытию мирового значения, бессмертия творчества поэта.

2. Развивающая: развитие речи, пополнение активного словарного запаса, развитие навыков выразительного чтения и познавательной активности;

3. Воспитательная — привитие интереса к предмету, стремления к знаниям и эстетическому вкусу.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приёмы: объяснительно – иллюстративный, обсуждение, групповая работа.

Наглядности: слайды с заданиями, с иллюстрациями, со сведениями по новой теме.

Ход урока.

I. Организационный момент

1. Класс делится на группы. Знакомство с целью урока (слайд 2)

2. Слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами раскроем тайны, которые находятся «за семью печатями». За семью печатями – значит нечто особо ценное, что-то особо охраняемое, недоступное каждому.

Вот свитки, а вот и печать. Сейчас мы будем «распечатывать» их и выполнять предписания, скрытые «за семью печатями». Все предписания связаны с творчеством А.С.Пушкина (слайд 3).

II. Закрепление

Выполнение заданий на знание идейно — тематического содержания романа «Евгений Онегин» и по творчеству А.С.Пушкина.

1 печать. Литературное лото: расположить названия этапов жизни поэта в соответствии с датами (слайд 4). Дополнить информацию.

2 печать. Вопрос: О ком из героинь романа идёт речь? (Татьяна или Ольга). (слайд 5) Дополните свой ответ. Почему?

3 печать. Выразительное чтение письмо Татьяны Онегину (инсценировка: Татьяна пишет письмо, задумчиво смотрит вдаль и читает строки стихотворения) (слайд 6)

4 печать. Работа с учебником. Найти к данному фрагменту строки из романа (на слайде 7 фрагмент первой встречи Онегина и Ленского).

5 печать. Даются отрывки из романа. Определите, о ком из героев романа идёт речь? (Онегин или Ленский) Охарактеризуйте героев (слайд 8)

6 печать. Вопрос: Как Татьяна объясняет Онегину причину, по которой она не может ответить ему взаимностью? Ваши взгляды. (слайд 9)

7 печать. Пушкин и Абай (слайд 10). Расскажите о влиянии творчества Пушкина на поэзию Абая.

III. Обобщение по творчеству А.С.Пушкина (слайд 11)

А) Слово учителя с элементами беседы:

Пушкин и Абай. Это два гения двух народов, два поэта вселенской культуры. Им при жизни не суждено было встретиться, двум великим поэтам – А.С. Пушкину и Абаю Кунанбаеву. Но когда мы говорим об этих великих людях, сравниваем их творчество, размышляем о великих личностях поэтов, об их месте в мировой культуре, о значении их творчества для всей нашей Вселенной, мы невольно приходим к мысли, которую можно выразить строчкой: «…И звезда с звездою говорит…»

Свежие документы:  Конспект урока на тему "ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО О ПРЕДЛОЖЕНИИ"

Пушкин и Абай. Эти два имени, как мост, перекинутый меж двух культур – русской и казахской. Всё в русской литературе идёт от Пушкина.

Основоположник реализма. Первый подлинный художник. Историк. Первый поэт, написавший роман в стихах. Первый… Первый… И таким же первым поэтом является наш великий казахский акын, основоположник казахской литературы, мыслитель и философ Абай Кунанбаев.

Пушкин и Абай — это феноменальный пример духовного родства двух выдающихся личностей. Уникальное созвучие их поэзии, выражают целостность мира и человека.

Пушкин, и Абай в своих, поистине бессмертных, произведениях обращались к темам добра, дружбы, любви, счастья, восхищались красотой природы, размышляли о месте поэта и поэзии.

Абай видел в Пушкине самую крупную и яркую творческую личность, о которой «слух прошёл по всей Руси великой», – это бесспорный факт.

В жизнь каждого из нас Пушкин вошел по — разному. Для кого-то он был недосягаемым божеством, к кому–то он пришел вместе со сказками о царе Салтане, о спящей царевне и семи богатырях, стихами об осени и зиме, о чувствах “чудного мгновенья”…

Ведь и Пушкин со всей его гениальностью одолевал ту же дорогу, что каждый из нас.

Пушкина не стало в расцвете его поэтических возможностей, а возможности эти были необычайно велики. Но Пушкин успел сделать очень много. Сколько прошло столетий, а язык Пушкина понятен и сейчас! Он предельно ясен, точен и выразителен. Создал первый роман в стихах. Это величайший народный поэт.

Великий, гениальный русский поэт, которого знает весь мир, прожил всего 37 лет. Но каких 37! В его судьбе было столько удивительного, что хватило бы на несколько жизней. Он так любил жизнь, так ценил жизнь, так хотел жить…

Абай видел в Пушкине самую крупную и яркую творческую личность.

Мы верим, что Родина Абая, Родина Пушкина – земля казахстанская и русская – это земли с великим будущим.

Радушно распахнуты двери поэтом.

В домах и лачугах Вселенной большой

Пушкин и Абай шагают по свету

С прекрасную нежной и мудрой душой

Так пусть же и у нас будут такими наши души, а мы будем трудолюбивыми, честными, мужественными, просвещенными, счастливыми, как завещали нам великие поэты. Пусть эти имена будут спасением от духовной пустоты, движением вечной жизни. (слайд 12)

IV. Итоговая часть.

1. Практическая работа. Работа с постерами. Дайте информацию на вопросы:

Свежие документы:  Готовимся к ГИА. На материале "Истории одного города" М.Е.Салтыкова-Щедрина

Кто такой Абай? Что о нём я знаю? Какие произведения он писал?

Звучит куй Курмангазы “Золотая степь”.

2. Заполнение диаграммы Венна. Пушкин и Абай.

Пушкин

Учитель попросил нас нарисовать своих мам и пап в виде симпатичных животных.

Когда я пришёл домой, папа лежал на диване, читал газету и зевал. Я нарисовал его медведем в берлоге. А тут мама возвратилась из магазина с тяжёлыми сумками. И я нарисовал её верблюдом с огромными тюками.

Мама и папа посмотрели на мои рисунки и рассмеялись. Папа попросил нарисовать его в виде бобра, который строит дом. А мама попросила нарисовать её птичкой.

Я так и сделал. И сдал рисунки учителю. И тогда папу привлекли к ремонту школы. А маму заставили петь в родительском хоре. Хорошая шутка получилась.





Абайнас нарисовать своих мам и пап в виде симпатичных животных.

Когда я пришёл домой, папа лежал на диване, читал газету и зевал. Я нарисовал его медведем в берлоге. А тут мама возвратилась из магазина с тяжёлыми сумками. И я нарисовал её верблюдом с огромными тюками.

Мама и папа посмотрели на мои рисунки и рассмеялись. Папа попросил нарисовать его в виде бобра, который строит дом. А мама попросила нарисовать её птичкой.

Я так и сделал. И сдал рисунки учителю. И тогда папу привлекли к ремонту школы. А маму заставили петь в родительском хоре. Хорошая шутка получилась.











— родоначальники литературы;

-родоначальники современного литературного языка;

— создатели новых жанров художественной литературы;

-обогатители национальных культур

V. Рефлексия

1. О ком мы сегодня говорили?

2. Кто они?

3. Можно ли их сравнивать со звёздами? Почему?

VI. Информация о домашнем задании, оценивание

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: