Готовимся к ГИА. На материале «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5″ г. Брянска











Готовимся к ГИА


На материале «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина.





подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Легоцкая Вера Сергеевна






















Брянск-2011


Одним из условий успешной подготовки к ГИА является регулярное обращение к одним и тем же темам, особенно к трудным, в том числе и после того, как тема была обстоятельно изучена и повторена. Так, изучив в 8 классе темы «Словосочетание» и «Главные члены предложения», предлагаю ребятам проверочную работу, содержащую вопросы по морфологии и лексикологии. За языковым материалом обращаюсь к «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина.


Вариант 1.


(1) Между тем новый градоначальник оказался молчалив и угрюм. (2) Он прискакал в Глупов, как говорится, во все лопатки. (3) Но даже и это обстоятельство не охладило восторгов обывателей, потому что умы еще были полны воспоминаниями о недавних победах над турками.

(4) Скоро, однако ж, обыватели убедились, что ликования и надежды их были преждевременны и преувеличены. (5) Произошел обычный прием, и тут пришлось глуповцам на деле изведать, каким горьким испытаниям может быть подвергнуто самое упорное начальстволюбие.


Прочитайте отрывок из книги М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» и ответьте на вопросы.


1. Выпишите из предложения 3 все словосочетания со связью согласование.


2. Выпишите из 4 предложения словосочетание со связью примыкание.


3. Какой вид подчинительной связи используется в словосочетании ПРИСКАКАЛ В ГЛУПОВ из 2 предложения?


4. Какое слово является подлежащим одного из предложений (или части сложного предложения)?


А) новый градоначальник (1)


Б) это обстоятельство (3)


В) ликования и надежды (4)


Г) самое упорное начальстволюбие (5)


5. Какое слово является сказуемым одного из предложений (или части сложного предложения)?


А) молчалив и угрюм (1)


Б) прискакал во все лопатки (2)


В) были преждевременны и преувеличены (4)


Г) быть подвергнуто (5)


6. Выпишите грамматическую основу 1 предложения.


7. Укажите правильную характеристику слов ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫ и ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ из 4 предложения:


А) оба слова прилагательные


Б) оба слова причастия


В) преждевременны — прилагательное, преувеличены –причастие


Г) преждевременны — причастие, преувеличены –прилагательное


8. Из предложения 5 выпишите все местоимения и укажите их разряды по значению.


9. Из предложения 3 выпишите все союзы и укажите их разряды по значению.


10. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову ИЗВЕДАТЬ из 5 предложения.


11. Укажите номер предложения, в котором используется фразеологизм.

Свежие документы:  Умники и умницы Интеллектуальная игра по русскому языку 9-10 классы




Вариант 2.


(1) В ту же ночь в доме бригадира случился пожар, который, к счастью, успели потушить в самом начале. (2) Сгорел только архив, в котором временно откармливалась к праздникам свинья.


(3) Возникло подозрение в пожаре, и пало оно не на кого другого, а на Митьку. (4) Узнали, что он напоил сторожей и ночью отлучился неведомо куда. (5) Преступника изловили и стали допрашивать с пристрастием, но он, как отъявленный вор и злодей, от всего отпирался.


(6) Через месяц Митька уже был бит на площади кнутом и отправлен в Сибирь.


Прочитайте отрывок из книги М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» и ответьте на вопросы.


1. Выпишите из предложения 1 все словосочетания со связью согласование.


2. Выпишите из 2 предложения словосочетание со связью примыкание.


3. Какой вид подчинительной связи используется в словосочетании НАПОИЛ СТОРОЖЕЙ из 4 предложения?


4. Какое слово является подлежащим одного из предложений (или части сложного предложения)?


А) который (1)


Б) подозрение в пожаре (3)


В) отъявленный вор и злодей (5)


Г) только архив (2)


5. Какое слово является сказуемым одного из предложений (или части сложного предложения)?


А) напоил сторожей и отлучился (4)


Б) временно откармливалась (2)


В) успели потушить (1)


Г) был бит (6)


6. Выпишите грамматическую основу 6 предложения.


7. Укажите правильную характеристику слов БИТ и ОТПРАВЛЕН из 6 предложения:


А) оба слова прилагательные


Б) оба слова причастия


В) БИТ — прилагательное, ОТПРАВЛЕН –причастие


Г) БИТ — причастие, ОТПРАВЛЕН –прилагательное


8. Из предложения 5 выпишите все местоимения и укажите их разряды по значению.


9. Из предложения 5 выпишите все союзы и укажите их разряды по значению.


10. Подберите стилистически нейтральный синоним к слову НЕВЕДОМО из 4 предложения.


11. Укажите номер предложения, в котором используется фразеологизм.



Ответы.


Вариант 1.


1. Это обстоятельство, о недавних победах.


2. Скоро убедились.


3. Управление.


4. В.


5. В.


6. Градоначальник оказался молчалив и угрюм.


7. В.


8. КАКИМ -относительное, САМОЕ -определительное.


9. НО-сочинительный, противительный; ПОТОМУ ЧТО-


подчинительный, причины.


10. Узнать.


11. 2 (во все лопатки).


Вариант 2.


1. В ту ночь, в самом начале.


2. Временно откармливалась.


3. Управление.


4. А.


5. В.


6. Митька был бит и отправлен в Сибирь.


7. Б.


8. ОН -личное, ВСЕГО -определительное.


9. И- сочинительный, соединительный; НО- сочинительный, противительный; КАК- подчинительный, сравнения.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса «Безударная гласная в корне слова. Составление алгоритма проверки б/г»


10. Неизвестно.


11. 3 (подозрение пало).


Использованная литература


1. Ларионова Л.Г. Русский язык. 7 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений; под ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2010.


2. Львова С.И. и др. ГИА 2011. Русский язык: тренировочные задания: 9 класс.- М.: Эксмо, 2011.


3. Тихонов А.Н. Современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология).- М.: Цитадель-трейд, ИД Рипол Классик, 2003.


4. Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города.-М.: Современник, 1987.


5. Цыбулько И.П. и др. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2011/ ФИПИ.-М.: «Интеллект-Центр», 2011.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: