Конспект урока для 5 класса «Склонение имён существительных. Падеж»


Гошева Т.Н.,

читель русского языка и литературы

МАОУ лицей №10 г.Советска


5 класс. Тема : «Склонение имён существительных. Падеж».

Цели урока:

  • Проверить умения учащихся определять падежи имен существительных (сведения известны учащимся по начальной школе).

  • Закрепить умения склонять имя существительное по падежам.

  • Вызвать интерес к урокам русского языка

  • Формировать навыки частичного морфологического разбора имен существительных, работы с энциклопедиями. Развивать речь

  • Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: карточки (в форме весенних цветов); фонограмма (П.И.Чайковский “Времена года”); кружочки из цветной бумаги (для оценивания учащихся). Интерактивная доска ( работа с орфоэпическим словарём). Памятка-буклет для учащихся)

ХОД УРОКА

1.Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. (УУД Самоопределение, смыслообразование (Л). Целеполагание (П).Планирование учебного сотрудничества (К)

— Возьмитесь, пожалуйста, за руки.

Пусть тепло моих рук
согреет ваши сердца,
и сияние моих глаз
поднимет вам настроение.
Я желаю вам любви и добра, теплых отношений
Успехов вам!
Пожелайте друг другу хорошие, добрые слова!


Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

2. Орфографическая разминка

Тишина над поляной, в мягком воздухе, жёлтыми полями, робко проступали, тают на солнце, осенняя погода, ровный шов, испортить машину, сдать сдачу, взбить сливки, полочка для брошюр, высокие растения, располагаться на ночлег, маленький росток.

Вывод:

  • безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением;

  • буквы О – Е после шипящих в корне;

  • слова – исключения;

  • непроизносимые согласные в корне;

  • буквы З – С на конце приставок;

  • Раздел: морфология, орфография, культура речи;

  • Что изучает морфология?

  • Работаем над какой частью речи? (имя существительное).

  • На повторение каких орфограмм проведена “орфографическая разминка”, сделаем вывод.

3 . Работа со словарём “Говори правильно” ( Слова написаны на интерактивной доске. Учащиеся расставляют ударение)

Верба, заморозки, тефтели, каучук, хворост, злоба, километр, хлопоты, боязнь, фарфор, ненависть, единство, хлопок, договоры.

Вывод:

  • воспитательная беседа по ТБ (со словом каучук);

  • элемент здоровьесберегающей технологии (хлопок).

Объяснить:

  • лексическое значение слов;

  • расставить ударение;

  • зачитать словарные статьи (каучук, хлопок).

4. Музыкальная пауза

П.И. Чайковский “Времена года”, фрагмент “Весна”.

В рощах птичье пение,
А в классе тишина
Проходим мы
склонение
Склоняется “ВЕСНА”

И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.

(что?)
(чего?)
(чему?)
(что?)
(чем?)
(о чём?)

весна
весн
ы
весн
е
весн
у
весн
ою
о весн
е


  • Как изменяется слово весна? (По падежам.)

  • Как называется такое изменение? (Склонение.)

  • Итак, тема нашего урока какая? (Падеж имён существительных.)

  • А задача? (Вспомнить всё, что мы изучали о склонении и падежах.)

Гуляет зайчик по окну
Как зайчик на блесне.

5. Физминутка.

6. Объяснение темы “Падеж имён существительных»

Сегодня о падежах мы узнаем много нового. Начинаем. (Учащимся даны карточки)

Падежи

 

Вопросы

Значения и синтаксические функции

Именительный

Есть

Кто? Что?

Падеж главного члена предложения

Родительный

Нет

Кого? Чего?

Падеж определения и границ перемещения в пространстве

Дательный

Даю

Кому? Чему?

Падеж косвенного дополнения, функция адресата

Винительный

Вижу

Кого? Что?

Падеж прямого дополнения, функция объекта

Творительный

Творю

Буду

Кем? Чем?

Падеж орудия или способа действия, а также времени, пространства, сравнения

Предложный

Думаю

О ком? О чем?

Падеж нахождения в пространстве и во времени, а также падеж изъяснения

  Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Это значит, слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой. Названия русских падежей(кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод. Именительный – имя предмета – начальная форма наименования. Родительный буквально означает «полученный с рождения». Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо. Являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры). Дательный от слова «дать», так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку).  Не теряйтесь, начинающие грамотеи, если встретите в предложении существительное мужского, рода, отвечающее на вопрос что? Если не будете знать, какой это падеж – именительный или винительный, — подставьте существительное женского рода (я вижу дом – именительный или винительный? Я вижу маму, книгу – винительный) Творительный – связан с глаголом «творить» и означает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж так назван Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным).

7. Синтаксическая пятиминутка

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и на землю обрушилась стена воды.



Дождя – сущ. (что?)

I. Н.ф. дождь (что?)
II. нариц., неодуш., м.р., II скл., ед.ч. Р.п.
III. Капли (чего?) дождя.

  • Сделать синтаксический разбор предложения.

  • Сделать схему предложения.

  • Определить падеж имён существительных.

  • Морфологический разбор слова (дождя).

8. Диктант

Я давно мечтал сходить на рыбалку, но все не мог решиться рано встать. Наконец удалось побороть сон. И  вот ранним утром иду к озеру. Солнце едва поднимаемся над горизонтом. Утро тихое и прохладное. В такое утро должно хорошо клевать. Я надеюсь на богатый улов – иначе зачем так рано вставать.

9. Домашнее задание Выучить падежи, их вопросы.

        Определить падежи существительных из диктанта и написать

продолжение.

10. Итог работы

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

  • Назовите тему?

  • Задачи урока? (Умение определять …)

  • Как определить падеж? (Найти слово, от которого к существительному поставим вопрос.)

10. Выставление оценок за работу. Подсчет жетончиков в форме кружочков, комментарии к устным ответам учащихся, оценки.



























Свежие документы:  Конспект урока для 6 класса "Повторение изученного о прилагательном в 5 классе"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: