Конспект урока для 9 класса «Учимся работать со словарем»



Проект

урока русского языка

«Учимся работать со словарем»



Выполнил:

учитель русского языка и литературы

МОУ «Косолаповская СОШ»

Михайлова Ирина Александровна.

















Предмет русский язык

Программа

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программа по русскому языку. 5-9 классы.

Класс 6

учебник

Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Простенцова и др.; научный ред. Н.М. Шанский, — 26 изд., — М.: Просвещение, 2005.

Тема: Лексика

Название урока: Учимся работать со словарем

Цель урока:

1. Закрепить знания учащихся по теме «Лексика»: что изучает лексикология определения диал., проф., устар., исконно русских и заимствованных слов.

2. Закрепить умение пользоваться толковым словарем (С.И. Ожегова, современный толковый словарь русского языка), школьными словарями синонимов, антонимов, иностранных слов.

3. Формировать привычку добросовестного отношения к выполнению задания группы.

4. Развитие творческих способностей (сочинение на заданную тему).

5. Пробудить любознательность, интерес к предмету.

Оборудование:

1. Запись на уроке названия урока, эпиграфа «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке» (А. Франс).

2. Словари кабинета:

— Современный толковый словарь русского языка. 90 000 слов / Гл. ред. С. А. Кузнецов. – М.: Ридерз Дайджест, 2005;

— Ожегов С.И. Словарь русского языка. 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 23 изд. М.: Русский язык, 1990;

— Словарь иностранных слов. – 15 изд. – М.: Русский язык, 1988;

— Фразеологический словарь рус. яз. / Сост. Л.А. Войнова, В.П. Жуков, А.И. Молотков. – 3 изд. М.: Русский яз., 1978.

— Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. – М. – ЮНВЕС. – 2004;

— Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1978;

— Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения. – М., Айрис-пресс, 2004.

— Школьный словарь синонимов;

— Школьный словарь антонимов;

— Школьный словарь амонимов.

3. Дидактический материал к уроку (см. приложение).

4. Запись на доске заданий (разноуровневых) к практикуму (см. приложение).














Задания к практической работе

I уровень

1. Прочитайте предложения. Выпишите слова с неясным значением. Обратись за разъяснением (толкованием слова) к словарю.

Запиши значение каждого.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил, весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

М.Ю. Лермонтов

2. Вы наверняка знаете, что такое Интернет. Это новое слово, неологизм. А сможешь ли ты дать точное определение? Узнай из современного толкового словаря русского языка его значение, дополни предложение:

Интернет – это…

II уровень

ПАСПОРТ

слова русского языка

Слово аршин

Значение 1__________________2_______________________

Возраст устар., неологизм

Откуда родом иск. русское, заимств._(___)

Где работает общеупотребительное

диалектное

профессиональное

жаргонизм

Пример употребления

Заполни паспорт словам: милосердие, аршин, негатив.



III уровень

Сочини сказку о слове «добро» или «вежливость», используй материал из словарных статей.

ПРИЛОЖЕНИЕ


1. Устар. – устаревшее,

обл. – диалектное (областное),

перен. – переносное значение,

спец. – профессионализм (специальное),

иск.-рус. – исконно русское,

фр., ит., греч. – заимствованное.

2. Аршин – старинная русская мера длины, равная 0,711 м.

Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия.

Откуда родом исконно-русское?

Где работает общеупотребительное?

3. Сочинение «Два брата»

Жили-были два брата, два слова «Ведать», похожи были как две капли воды. Все знали, все ведали. Жили-поживали, печали не знали.

Отправились они однажды путешествовать. Шли они, шли и увидели большой камень лежит там, где дорога расходилась. Одна из них прямая, ровная, а другая – с кочками да рытвинами. А на камне надпись: «Вправо пойдешь – невежей станешь, влево пойдешь – вежливым будешь». Не знали братья, что это такое. Один Ведать кричал, ругался, обзывался, требовал идти прямой дорогой вправо. А другой Ведать сказал: «Пожалуйста, пойдем в разные стороны». И разошлись, только они уже не похожи.



Свежие документы:  Дидактический материал при изучении темы «Сложноподчиненное предложение» в 11 классе (на материале романа-эссе В.А.Чивилихина «Память»)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: