Дидактический материал при изучении темы «Сложноподчиненное предложение» в 11 классе (на материале романа-эссе В.А.Чивилихина «Память»)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5″ г. Брянска




Дидактический материал при изучении темы «Сложноподчиненное предложение» в 11 классе

(на материале романа-эссе В.А.Чивилихина «Память»)





подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Легоцкая Вера Сергеевна





















Брянск-2013




Пояснительная записка


Данный дидактический материал может быть использован учителем на уроке для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы на различных этапах изучения темы «Сложноподчиненное предложение». Ко всем заданиям есть ответы, поэтому данный материал может быть использован старшеклассниками и при самостоятельной подготовке.


Осложненное списывание


1) Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания

Читать я выучился очень рано когда отец еще был жив. Как(ни) странно ра(н,нн)ее пр(и,е)общение к чтению произошло именно из-за того что мама наша была (не)грамотной.

1) Выпишите из текста союзы и укажите их разряд по значению.

2) Укажите способ образования слова ПРИОБЩЕНИЕ. Запишите словообразовательную пару.

3) Определите вид подчинительной связи в словосочетании МАМА НАША.

4) Выпишите все именные словосочетания со связью управление.


2) Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания

С отчая(н,нн)ой решимостью подал я заявление и документы на филологический факультет Московского ун(и,е)в(и,е)рситета хотя у меня не было а(т,тт)естата зрелости а лишь диплом техника паровозного дела.

1) Какой частью речи является слово ОТЧАЯННОЙ? Ответ аргументируйте.

2) Укажите способ образования слова ПАРОВОЗНОГО. Запишите словообразовательную пару.

3) Определите вид подчинительной связи в словосочетании ДИПЛОМ ТЕХНИКА.

4) Образуйте все возможные формы причастий и деепричастий от глагола ПОДАЛ.


3) Спишите, расставляя знаки препинания, подчеркните грамматические основы


И еще помню как однажды отец сидя у лампы читал свой «Гудок» и когда я внятно прочел ему это слово он удивленно-радостно осмотрел всего меня заставил разбирать другие слова потом долго подбрасывал меня к потолку и осенью отвел в школу хотя мне еще не исполнилось восьми лет.

1) Выпишите все наречия и укажите их разряд по значению.

2) Выпишите определительные местоимения и укажите их падеж.

3) Укажите способ образования слова ПОДБРАСЫВАЛ. Запишите словообразовательную пару.

4) Определите вид подчинительной связи в словосочетании ПОДБРАСЫВАЛ МЕНЯ.


Объяснительный диктант


1) Снова и снова приходил я в библиотеку, полез даже в летописи, начал брать на заметку кое-что для памяти и с удивлением увидел, что князья начали немного отличаться друг от друга, а старый русский язык показался мне куда понятнее, чем украинский.

1) Подчеркните наречия как члены предложения и укажите их разряд по значению.

2) Укажите способ образования слова УДИВЛЕНИЕМ. Запишите словообразовательную пару.

3) Запишите поморфемно глаголы и укажите их постоянные грамматические признаки.

2) Вот сын Владимира Крестителя, первый черниговский князь Мстислав Храбрый. Его портрет мне очень приглянулся своей краткой выразительностью, особенно после того как я выяснил, что «чермный» — это совсем не «черный», а «рыжий», «рудый», или «красный», «красивый», что почти через два века после Мстислава сидел в Чернигове и Киеве рыжий князь Всеволод Чермный, что и Черное наше море вовсе не черное, а «чермное», то есть «красное», «красивое».

Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Правописание парных согласных в конце слова"

1) Составьте схему второго предложения.

2)Укажите способ образования слова ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ. Запишите словообразовательную пару.

3) Определите вид подчинительной связи в словосочетании ЕГО ПОРТРЕТ.


3) Понимаю, что без знания какого-либо художественного произведения можно благополучно прожить до смертного своего часа, свершить немало полезного для общества, добившись успехов в науке, изобретательстве или, скажем, административной деятельности, но я лично просто не могу себе представить, как бы сложилась моя жизнь, если б своевременно не познакомился со «Словом о полку Игореве», этим бесценным и бессмертным памятником родной литературы, заколдовавшим меня вдруг и навсегда…

1) Подчеркните в предложении все местоимения как члены предложения и укажите их разряд по значению.

2) Укажите способ образования слова БЛАГОПОЛУЧНО. Запишите словообразовательную пару.

3) Выпишите все грамматические основы предложения, охарактеризуйте их по структуре.



4) И если на образование и воспитание Лермонтова бабка тратила в год десять тысяч рублей, то казеннокоштному Белинскому приходилось затрачивать героические усилия, чтобы просто выжить, терпя голод, унижения со стороны начальства, несносные бытовые условия — в комнатах университетского общежития размещалось по пятнадцать — двадцать человек.

1) Выпишите из предложения все частицы.

2) Определите вид подчинительной связи в словосочетании ТЕРПЯ ГОЛОД.

3) Выпишите слова, не имеющие окончания. Укажите часть речи.

4) Укажите, чем осложнена каждая из частей данного сложного предложения.

5) Выпишите грамматические основы простых односоставных предложений и определите вид придаточных.


5) Из старых и новых зданий московского центра самым родным и близким стал для меня, естественно, университет. Как-то не сразу я привык к торжественному величию его фасадов, отодвинутых в глубь дворов, к плавным красивым закруглениям крыльев, в одном из которых помещался мой факультет, к громадному прозрачному фонарю над крышей широкой лестницы и мраморной колоннаде, над которой висели портреты знаменитых студентов университета, к лучшей его Коммунистической аудитории, где на крутой амфитеатр льется сверху, из высоких окон, обильный свет.

1) Какой частью речи является слово САМЫМ? Ответ аргументируйте.

2) Образуйте все возможные формы причастий и деепричастий от глагола ПОМЕЩАЛСЯ.

3) Определите вид подчинительной связи в словосочетании ЕГО АУДИТОРИИ.

4) Укажите уточняющий член предложения.

5) Составьте схему второго предложения.




Графический диктант

(прослушать предложения и начертить схемы только сложноподчиненных предложений)

(1) Когда следственные дела декабристов будут тщательно, комплексно изучены соединенными усилиями историков, юристов и психологов, мы еще узнаем немало нового и поучительного о том времени, о первых дворянских революционерах, о тех людях вообще.

(2) Допросные листы полны явных и скрытых страстей, ложных показаний под видом «чистосердечных» признаний, которые дезориентировали следствие, полны покаянных слов, длинных списков сотоварищей, протоколов очных ставок и мучительных перекрестных допросов, тысяч назойливых повторов и уточнений.

Свежие документы:  Комплексный анализ текста (в рамках подготовки к заданию С) 11 класс

(3) Душевное состояние декабристов было, безусловно, очень тяжелым. (4) Разгром восстаний, самоубийства некоторых участников, массовые аресты, одиночное заключение, заковывание в кандалы наиболее упорствующих, широкая осведомленность следствия, полная неясность будущего, естественный для каждого человека страх перед смертью — все это давило на психику подследственных, ослабляло их волю.

(5) Выдерживали эту пытку далеко не все.

(6) Иные плакали, каялись, просили прощения у царя.

(7) И не все декабристы тогда еще знали, что они задолго до арестов были выданы шпионами, карьеристами и провокаторами.

(8) Революционеры вдохновлялись высокими поводами, честью и долгом истинных сынов отечества, благородными целями освобождения несчастных своих соотечественников.

(9) Многие из них спокойно и торжественно рассматривали себя как жертву во имя будущего.

(10) Тех, кто их предал, вели низкие страсти, подлые мотивы.



Ответы

Осложненное списывание

1) Читать я выучился очень рано, когда отец еще был жив. Как ни странно, раннее приобщение к чтению произошло именно из-за того, что мама наша была неграмотной.

1) Когда (времени), как ни (уступки), что (изъяснит.).

2) Приобщение приобщить+ени (суффиксальный)

3) Согласование.

4) Приобщение к чтению.


2) С отчаянной решимостью подал я заявление и документы на филологический факультет Московского университета, хотя у меня не было аттестата зрелости, а лишь диплом техника паровозного дела.

1) Субстантивированное прилагательное. Субстантивация произошла потому, что отчаянной употребляется в переносном значении, это эпитет.

2) Паровозного паровоз+н (суффиксальный)

3) Управление.

4) Подавший, поданный, подав.


3) 1)И еще помню, 2)как однажды отец, сидя у лампы, читал свой «Гудок», и 3)когда я внятно прочел ему это слово, 4)он удивленно-радостно осмотрел всего меня, заставил разбирать другие слова, потом долго подбрасывал меня к потолку и осенью отвел в школу, 5)хотя мне еще не исполнилось восьми лет.

1) Однажды (времени), внятно (образа действ.), удивленно-радостно (образа действ.), потом (времени), долго (времени), осенью (времени), еще (времени).

2) Всего (Род. пад.), другие (Вин. пад.)

3) Подбрасывал подбросить+ыва (суффиксальный)

4) Управление.

Объяснительный диктант


1) Снова и снова(времени) приходил я в библиотеку, полез даже в летописи, начал брать на заметку кое-что для памяти и с удивлением увидел, что князья начали немного (меры) отличаться друг от друга, а старый русский язык показался мне куда (степени) понятнее (образа действия), чем украинский.

2) Удивлением удивить+ени (суффиксальный)

3) При-ход-и-л (несов. вид, 2 спр., неперех., невозвр.); по-лез (сов. вид, 1 спр., неперех., невозвр.); нач-а-л (сов. вид, 1 спр., перех., невозвр.); бр-а-ть (несов. вид, 1 спр., перех., невозвр.); у-вид-е-л (сов. вид, 2 спр., перех., невозвр.); от-лич-а-ть-ся (несов. вид, 1 спр., неперех., возвр.); по-каз-а-л-ся (сов. вид, 1 спр., неперех., возвр.)


2) Вот сын Владимира Крестителя. Его портрет мне очень приглянулся своей краткой выразительностью, особенно после того как я выяснил, что «чермный» — это совсем не «черный», а «рыжий», «рудый», или «красный», «красивый», что почти через два века после Мстислава сидел в Чернигове и Киеве рыжий князь Всеволод Чермный, что и Черное наше море вовсе не черное, а «чермное», то есть «красное», «красивое».

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Разделительные Ъ и Ь"

1) [ ….. ], (…после того как…глаг.), (что…), (что…), (что…)


прид. времени прид. изъяснительные

2) Выразительностью выразительный +ость (суффиксальный)

3) Примыкание


3) Понимаю, что без знания какого-либо (неопред.) художественного произведения можно благополучно прожить до смертного своего (притяж.) часа, свершить немало полезного для общества, добившись успехов в науке, изобретательстве или, скажем, административной деятельности, но я (личное) лично просто не могу себе (возвратное) представить, как бы сложилась моя (притяж.) жизнь, если б своевременно не познакомился со «Словом о полку Игореве», этим (указат.) бесценным и бессмертным памятником родной литературы, заколдовавшим меня (личн.) вдруг и навсегда…

2) Благополучно благополучный +о (суффиксальный)

3) Понимаю — опред.-личн.

Можно прожить, свершить – безличн.

Я не могу себе представить – двусоставное

Сложилась жизнь – двусоставное

Познакомился — неполное


4) И если на образование и воспитание Лермонтова бабка не жалея тратила в год десять тысяч рублей, то казеннокоштному Белинскому приходилось затрачивать героические усилия, чтобы просто выжить, терпя голод, унижения со стороны начальства, совершенно несносные бытовые условия — в комнатах университетского общежития размещалось по пятнадцать — двадцать человек.

1) И, просто

2) Управление

3) Жалея (дееприч.), терпя (дееприч.), совершенно (наречие)

4) Первая и вторая часть не осложнены, третья часть осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и вставной конструкцией.

5) Приходилось затрачивать – безличное.

Выжить – безличное.


5) Из старых и новых зданий московского центра самым родным и близким стал для меня, естественно, университет. Как-то не сразу я привык к торжественному величию его фасадов, отодвинутых в глубь дворов, к плавным красивым закруглениям крыльев, в одном из которых помещался мой факультет, к громадному прозрачному фонарю над крышей широкой лестницы и мраморной колоннаде, над которой висели портреты знаменитых студентов университета, к лучшей его Коммунистической аудитории, где на крутой амфитеатр льется сверху, из высоких окон, обильный свет.

1) Слово САМЫМ является частицей, которая служит для образования составной превосходной степени прилагательного (самым родным).

2) Помещающийся, помещавшийся, помещаясь.

3) Примыкание.

4) Из высоких окон (уточняющее обстоятельство места).

5) [ …сущ., (…из которых…), …сущ., (над которой…),…сущ.], (где…).


прид. опред. прид. опред. прид. опред.





Графический диктант


1) (Когда …), [ … ].


прид. времени


2) [ … сущ., (которые …), … ].


прид. определит.



7) [ … глаг. ], (что…).


прид. изъяснит.



10) [ … тех, (кто …), … ].


прид. местоим.-опред.




Использованная литература

Чивилихин В.А. Собрание сочинений: В 4-х т. — М., 1985

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: