Конспект урока русского языка по теме
«Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени»
Корчажкина Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы
БОУ «Лицей №54»
Цели: предметные:
-правильно писать слова с орфограммой «Гласные перед суффиксом -л- в глаголах
прошедшего времени»;
метапредметные:
-формулировать проблему и цель урока;
-владеть разными видами чтения;
-извлекать информацию из текстов;
-преобразовывать информацию в модель и алгоритм;
-анализировать,сравнивать,делать выводы,строить рассуждение;
-осуществлять контроль и оценивание;
-высказывать свою точку зрения,слушать других;
личностные:
-воспитывать интерес к русскому языку,осознание ответственности за
произнесённое и написанное слово.
Ход урока
учитель | ученик | |
1.Оргмомент 2.Введение знаний.Постановка учебной проблемы. А)Понимание задания
Б)Выполнение задания
В)Предъявление продукта
Г)Сравнение результатов
Д)Исследование способов деятельности.
И)Проблематизация. Моделирование |
-Прочитайте слова,записанные на доске. Крас_л Обид_л Слыш_л Та_л Кле_л -Сформулируйте задание.
-Что редставляет собой пропущенная буква? -Чем будем руководствоваться при выполнении задания?
-Как оформим запись? -Что получим в результате выполнения задания?
Фиксированный контроль
-Сравните результаты,предложенные на доске,сопоставьте с тем.что получилось у вас. -Есть разница? -Почему,договариваясь об одном,получили разные результаты?
-Что конкретно делал …..? -А ты, ……..?
-Итак,мы проанализировали способы деятельности.Практически все работали по УАL,но результаты получились разные. В чём испытали затруднение?
-Переведите затруднение в модель
-Почему испытали затруднение?
-Какова же цель нашего урока? Какие новые знания должны для себя открыть? -Попробуйте сформулировать тему урока.
|
Читают.
-Списать,вставить пропущенные буквы. Орфограмму,т.е.ошибкоопасное место. -Универсальным алгоритмом по орфографии.
-В столбик. Проговаривают.
Выполняют задание
Два ученика у доски
-Да.
Проговаривают способы деятельности
-В выборе гласной перед суффиксом –л- глагола прошедшего времени.
-Нет обоснования! Не знаем правила!
-Цель урока-узнать,откуда берётся гласная/ правило выбора и написания гласной… Пробуют. Записываем.
|
3.Поиск решения (выдвижение гипотиз)
| -Какие версии есть у вас?
-Когда версии «не работают»,как мы поступаем? | -…………………….
-Спрашиваем у тех,кто знает, или обращаемся к учебнику. |
4.Воспроизведение знаний. А)Депроблематизация
Б)Моделирование
В)Построение алгоритма
Г)Реализация продукта.Рефлексия
|
-Обратимся к правилу учебника.Откройте учебники,прочтите изучающим чтением правило.
-Обратимся к модели нашей проблемы.уточним ещё раз,в чём испытывали затруднение?
-Узнали? -Попробуйте сформулировать правило проще,своими словами.
-Что нужно сделать,чтобы найти эту гласную?
-Что нужно знать,чтобы не допустить ошибки в написании?
-Дополним нашу модель проблемы моделью её решения.
Строми совместно.
-Вернёмся к нашим глаголам.Применяя алгоритм,разрешим проблему,узнаем правильный ответ. |
Читают.
Уточняем:не знаем……
-Да! -Перед суффиксом –л- глагола прошедшего времени пишется та же гласная,что и перед суффиксом –ть глагола неопределённой формы.
-Поставить глагол в неопределённую форму.
-На что оканчивается н.ф.
Проговаривая шаги алгоритма,разрешаем проблему |
5.Первичное закрепление.Д/задание | Работа с упр. учебника |
|
6.Итог урока | -Чему мы учились на уроке?Какие новые знания открывали? -Открыли? -А зачем вам это надо?
|
-Чтобы быть грамотными! |
№ урока п/п | № урока в теме | Название раздела. Тема урока. Основное содержание. | Вид урока. Основная деятельность учи теля и учащихся | |
|
1. |
1. | ВВЕДЕНИЕ ( 2 часа )
Русская литература 19 века в контексте мировой культуры |
лекция |
|
2. |
2. |
Основные темы и проблемы русской литературы 19 века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала). |
Лекция |
|
3. |
1. | ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН ( 11 Ч. )
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика, её гуманизм. Красота, Добро, Истина – три принципа пушкинского творчества. Национально- историческое и общечеловеческое содержание лирики. |
Лекция
|
|
4. |
2. | А.С.Пушкин. Романтическая лирика и романтические поэмы. «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану»(«И путник усталый на Бога роптал..»), «Демон». Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нём через приобщение к ходу истории |
Беседа |
|
5. |
3. | А.С.Пушкин. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Тема поэта и поэзии (с повторением ранее изученного). «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом» |
Практикум |
|
6. |
4. | А.С.Пушкин. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Эволюция темы свободы и рабства. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти» |
Практикум |
|
7. |
5. | А.С.Пушкин. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Философская лирика. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…» |
Практикум |
|
8. |
6. | А.С.Пушкин. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Философская лирика. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…» |
Практикум |
|
9. |
7. | А.С.Пушкин.Развитие реализма в лирике и поэмах. Петербургская повесть «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» |
Лекция Беседа |
|
10. |
8. | Историзм и народность – основа реализма А.С.Пушкина. Образ Петра 1 как царя- преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально- философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России |
Беседа |
|
11. |
9. | Историзм и народность – основа реализма А.С.Пушкина. Образ Петра 1 как царя- преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально- философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России |
Беседа |
|
12. |
10. | Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина | Письменная Работа |
| 13. | 11. | Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина |
|
|
14. |
1. | МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ ( 10 ч. ) Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова.Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой…». Романтизм и реализм в творчестве поэта.ТЛ: углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии |
Лекция Беседа |
|
15. |
2. | Лирика М.Ю.Лермонтова. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни. Молитва как жанр в лирике поэта. «Молитва»(«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» | Беседа Практикум |
|
16. |
3. | Лирика М.Ю.Лермонтова. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни. Тема жизни и смерти. «Валерик», «Сон», «Завещание» | Практикум |
|
17. |
4. | Лирика М.Ю.Лермонтова. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни. Тема жизни и смерти. «Валерик», «Сон», «Завещание» | Практикум |
|
18. |
5. | Лирика М.Ю.Лермонтова. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни.Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире.Философские мотивы. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Выхожу один я на дорогу…» | Беседа Практикум |
|
19. |
6. | Лирика М.Ю.Лермонтова. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни.Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире.Философские мотивы. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Выхожу один я на дорогу…» | Беседа Практикум |
|
20. |
7. | Лирика М.Ю.Лермонтова. Основные настроения: любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Адресаты любовной лирики | Внеклассное чтение |
|
21. |
8. | Лирика М.Ю.Лермонтова. Основные настроения: любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Адресаты любовной лирики | Внеклассное чтение |
| 22. | 9. | Классное сочинение по лирике М.Ю.Лермонтова | Контроль |
| 23. | 10. | Классное сочинение по лирике М.Ю.Лермонтова | Контроль |
|
24. |
1. |
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ ( 8 ч. )
Жизнь и творчество (обзор).Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. |
|
|
25. |
2. | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико- героическое («Тарас Бльба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское). | Лекция Беседа |
|
26. |
3. | «Петербургские повести» Н.В.Гоголя (обзор с изучением ранее изученного). Образ «маленького человека» в повестях | Семинар |
|
27. |
4. | Н.В.Гоголь. «Невский проспект».Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. | Практикум |
|
28. |
5. | Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. | Беседа |
|
29. |
6. | Н.В.Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести». | Внеклассное Чтение |
| 30. | 7. | Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя | РР |
| 31. | 8. | Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя | РР |
|
32. |
| ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА Обзор русской литературы 19 века. Россия второй половины 19 века. Общественно-политическая ситуация в стране.Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и её мировое признание. |
Лекция |
|
33. |
1. | ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ ( 4 ч.)
Жизнь и творчество писателя (обзор). Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Место романа в трилогии «Обыкновенная история». Особенности композиции. |
Лекция Беседа |
|
34. |
2. | Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. | Беседа |
|
35. |
3. | Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы её выражения в романе. | Беседа |
|
36. |
4. | Роман «Обломов» в зеркале русской критики («Что такое обломовщина?» Н .А.Добролюбова, «Обломов» Д.И.Писарева) ТЛ: обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика. | Семинар |
|
37. |
1. |
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ ( 6 ч.)
«Отец русского театра».Жизнь и творчество (обзор). Периодизация творчества.Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. ТЛ: Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии.Драматургический конфликт (развитие понятия). |
Лекция Беседа |
|
38. |
2. | Драма «Гроза».Жанровое своеобразие пьесы. Её народные истоки. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей | Беседа Практикум |
|
39. |
3. | Драма «Гроза». Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Приём антитезы в пьесе. | Беседа Практикум |
|
40. |
4. | Образ города Калинова. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». Трагедийный фон пьесы. | Беседа |
|
41. |
5. | Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Нравственно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Духовное самосознание Катерины. | Практикум |
|
42. |
6. | Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния.Смысл названия и символика пьесы. Драматургическое мастерство Островского. А.Н.Островский в критике («Луч света в тёмном царстве» Н.А.Добролюбова). | Беседа |
|
43. |
1 |
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ ( 6 ч.)
Жизнь и творчество (обзор). | Лекция |
| 44. | 2. | И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети». История создания. | Беседа |
|
45. |
3. | Духовный конфликт «отцов» и «детей» (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству), отражённый в заглавии и лёгший в основу романа. | Беседа |
|
46. |
4. | Духовный конфликт «отцов» и «детей» (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству), отражённый в заглавии и лёгший в основу романа. | Беседа |
|
47. |
5. | Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество Базарова. | Беседа |
|
48. |
6. | Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д.И.Писарева) ТЛ. Углубление понятие о романе(частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе). | Лекция
|
| 49. |
| Контрольная работа за 1 полугодие. | Контроль |
| 50. |
| Контрольная работа за 1 полугодие | Контроль |
|
|
|
|
|
|
51. |
1. |
ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (4 ч.)
Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт — романтик |
Лекция |
|
52. |
2. | Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева-слияние человека с Природой и Историей, с «божесковсемирной жизнью» и его неосуществимость.Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). «Silentium!», «Не то, что мните вы,природа…», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа-сфинкс…», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…» | Лекция Беседа |
|
53. |
3. | Основной жанр-лирический фрагмент («осколок» классических монументальных и масштабных жанров – героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм).Мифологизмы, архаихмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. | Практикум |
|
54. |
4. | Лирика Ф.И.Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «Я встретил вас. и всё былое…» ТЛ. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии. | Практикум |
|
55. |
1. |
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ ( 2 ч.)
Жизнь и творчество (Обзор). Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета-практического помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно- реалистической детали и умение передать «мимолётное», «неуловимое». «Даль», «Ещё майская ночь», «Ещё весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Заря прощается с землёю…» и др. |
Лекция Беседа |
|
56. |
2. | Романтические « поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения.Любовная лирика. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. «Сияла ночь, луной был полон сад…», «Певице» и др. ТЛ.Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения. | Беседа |
|
57. |
1. |
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ ( 1 ч.)
Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка..» | Урок внеклассного чтения |
|
58. |
1. |
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ ( 8 Ч.)
Жизнь и творчество. (Обзор).Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета.Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма.Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. «В дороге»,»Еду ль ночью по улице тёмной…», «Надрывается сердце от муки…» и др. | Лекция беседа |
|
59. |
2. | Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний.Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день часу в шестом…», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин» и др. | Практикум |
|
60. |
3. | Героическое и жертвенное в образе разночинца – народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобивый поэт…» и др. | Практикум |
|
61. |
4. | Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны…» и др | Беседа |
|
62. |
5. | Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция. Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. | Лекция |
| 63. | 6. | Образы крестьян и «народных заступников» | Практикум |
| 64. | 7. | Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта | Беседа |
|
65. |
8. | Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. ТЛ. Понятие о народности искусства.Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия). Домашнее сочинение по творчеству Н.А.Некрасова | Практикум |
|
66. |
1. |
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН ( 3 ч.) Жизнь и творчество. (Обзор). Проблематика и поэтика сказок. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. |
Лекция Беседа |
|
67. |
2. | «История одного города» -ключевое художественное произведение писателя. Сатирико – гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намёк на смену царей в русской истории. | Урок внеклассного чтения |
|
68. |
3. | Терпение народа как национальная отрицательная черта. ТЛ. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления). | Урок внеклассного чтения |
|
69. |
1. |
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (13 Ч.)
Жизнь и творчество.(Обзор). Начало творческого пути.Духовные искания,их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя – просвещённого правдоискателя, ищущего совершенства. |
Лекция Беседа |
|
70. |
2. | Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. Народ и война в «Севастопольских рассказах». | Урок внеклассного чтения |
|
71. |
3. | «Война и мир» — вершина творчества Л.Н.Толстого.Творческая история романа.Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно – стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. | Лекция |
|
72. |
4. | Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий.Духовные искания Андрея Болконского. | Беседа |
|
73. |
5. | Духовные искания Пьера Безухова.Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. | Беседа |
|
74. |
6. | Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. | Практикум |
|
75. |
7. | Соединение народа как «тела» нации с её «умом»-просвещённым дворянством на почве общины и личной независимости.Семья Ростовых и семья Болконских. | Беседа |
|
76. |
8. | Народ и «мысль народная» в романе.Патриотизм ложный и патриотизм истинный.Философский смысл образа Платона Каратаева. | Беседа |
|
77. |
9. | Толстовская мысль об истории.Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. | Практикум |
|
78. |
10. | Толстовская мысль об истории.Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. | Практикум |
| 79. | 11. | Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». | Беседа |
|
80. |
12. | Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого.Всемирное значение Толстого-художника и мыслителя.Его влияние на русскую и мировую литературу. ТЛ.Углубление понятия о романе.Роман-эпопея.Внутренний монолог (развитие понятия).Психологизм художественной прозы (развитие понятия). | Лекция |
|
81. |
13. | Анализ эпизода из романа «Война и мир».Подготовка к домашнему сочинению. | Рр |
|
82. |
1. |
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ ( 7 ч.)
Жизнь и творчество.(Обзор).Достоевский, Гоголь и «натуральная школа» |
Лекция |
|
83. |
2. | «Преступление и наказание»- первый идеологический роман. Творческая история. Петербург Достоевского. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. |
Лекция Беседа |
|
84. |
3. | Уголовно-авантюрная основа и её преобразование в сюжете произведения.Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова.Истоки его бунта. | Семинар |
|
85. |
4. | Противопоставление преступления и наказания в композиции романа.Композиционная роль снов Раскольникова, его психология. Преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. | Семинар |
|
86. |
5. | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. «Двойники» Раскольникова. | Практикум |
|
87. |
6. | Исповедальное начало как способ самораскрытия души.Значение образа Сони Мармеладовой.Полифонизм романа и диалоги героев. | Лекция Беседа |
|
88. |
7. | Достоевский и его значение для русской и мировой культуры. ТЛ. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание». |
Лекция |
|
89. |
1. |
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ ( 3 ч.)
Жизнь и творчество. (Обзор). Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. |
Лекция |
|
90. |
2. | «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы,исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость-основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. ТЛ. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации. |
Беседа |
|
91. |
3. | Катерина Кабанова и Катерина Измайлова.(По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). | Урок внеклассного чтения |
|
92. |
1. |
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ ( 7 ч. ) Жизнь и творчество.Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры-сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Рассказ «Человек в футляре». |
лекция |
|
93. |
2. | Конфликт между сложной и пёстрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», Случай из практики», «Чёрный монах» и др. | Практикум |
|
94. |
3. | Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова.Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности.Рассказ «Ионыч». ТЛ. Углубление понятия о рассказе.Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность. Психологическая и символическая деталь. | Практикум |
|
95. |
4. | «Вишнёвый сад».Образ вишнёвого сада ,старые и новые хозява как прошлое. Настоящее и будущее России.Разрушение дворянского гнезда. | Практикум |
|
96. |
5. | Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей.Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность». «подводное течение». | Практикум |
|
97. |
6. | Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы. ТЛ. Композиция и стилистика пьес.Роль ремарок. Пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. | Лекция |
| 98. | 7. | Зачётная работа за 2 полугодие | Контроль |
|
99. |
1. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ Коста Хетагуров.Жизнь и творчество осетинского поэта.(Обзор). Стихотворния из сборника «Осетинская лира».Изображение жизни простого народа.Специфика художественной образности. | Урок внеклассного чтения |
|
100. |
1. |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века.Основные тенденции в развитии литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм. Ги де Мопассан. «Ожерелье»Новелла об обыкновенных и честных людях, обделённых земными благами. | Урок внеклассного чтения |
|
101. |
2. | Генрик Ибсен.»Кукольный дом».Проблема социального неравенства и права женщины. Артюр Рембо. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. | Урок внеклассного чтения |
| 102. |
| Нравственные уроки литературы 19 века (обобщение) | Беседа |
| 103, 104, 105 |
|
Резерв |
|
|
|
|
|
|
№ урока п/п | № урока в разделе | Название раздела.Тема урока | Основное содержание | Тип урока | |
| 1 | 1 | ВВЕДЕНИЕ
Русская литература в контексте мировой художественной культуры 20 столетия. |
Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в 20 веке. |
лекция |
| 2 | 2 | ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА 20 ВЕКА
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. |
Своеобразие реализма в русской литературе начала 20 века.Человек и эпоха – основная проблема искусства.Многообразие литературных,стилей.школ,групп.Направления Философской мысли начала столетия. |
Лекция
|
| 3 | 1 | ПИСАТЕЛИ-РЕАЛИСТЫ НАЧАЛА 20 ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин.Жизнь и творчество(обзор).Лирика. |
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня».Тонкий лиризм пейзажной поэзии,изысканность словесного рисунка,колорита,сложная гамма настроений.Философичность и лаконизм поэтической мысли.Традиции русской классической поэзии. |
Лекция практикум |
| 4 | 2 | Рассказ «Господин из Сан-Франциско» | Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям.Поэтика рассказа | практикум |
| 5 | 3 | Рассказ «Господин из Сан-Франциско»
| Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям.Поэтика рассказа | практикум |
| 6 | 4 | Рассказ «Чистый понедельник» | Тема любви в рассказах писателя.поэтичность женских образов. | беседа |
| 7 | 5 | Рассказ «Чистый понедельник» | Мотив увядания и запустения дворянских гнёзд.Предчувствие гибели традиционого крестьянского уклада | беседа |
| 8 | 6 | Своеобразие лирического повествования в прозе И.Бунина. | Психологизм и особенности «внешней изобразительности» прозы.Мотив памяти и тема России.Своеобразие художественной манеры.ТЛ:Психологизм пейзажа в РЛ.Индивидуальный стиль писателя.Рассказ. | практикум |
| 9 | 7 | Александр Иванович Куприн.Жизнь и творчество (обзор). | Повести «Поединок», «Олеся».Проблема самопознания личности в повести «Поединок».Смысл названия.Поэтическое изображение природы в повести «Олеся»,богатствотдуховного мира героини.Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и её обитателей. | беседа |
| 10 | 8 | Рассказ «Гранатовый браслет» | Любовь как высшая ценность мира.Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шеиной. | Практикум
|
| 11 | 9 | Рассказ»Гранатовый браслет» | Поэтика рассказа.Символическое звучание детали .Роль сюжета в повестях и рассказах. Традиции русской психологической прозы в тв-ве Куприна. ТЛ:Сюжет и фабула прозаического произведения (углубл. представления) | практикум |
| 12 | 10 |
Леонид Николаевич Андреев.Жизнь и творчество (обзор).Рассказ «Иуда Искариот» | Психологически сложный,противоречивый образ Иуды.Любовь,ненависть и предательство.Трагизм одиночества человека среди людей.рассказ какотклик на состояние русской общественной жизни.Черты экспрессионизма в творчестве Андреева. ТЛ:Экспрессионизм в искусстве (общие сведения) | лекция |
| 13 | 11 | Максим Горький.Жизнь и творчество(обзор)Ранние романтические рассказы. | Рассказ «Челкаш».Романтический пафос и суровая правда рассказов, проблема героя. | Лекция практикум |
| 14 | 12 | Рассказ «Старуха Изергиль» | Особенности композиции.Смысл противопоставления Данко и Ларры.Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. | Лекция практикум |
| 15 | 13 | Пьеса «На дне»-социально-философская драма. | Смысл названия.Атмосфера духовного разобщения людей.Своеобразие художественного конфликта в драме. | Лекция беседа |
| 16 | 14 | Пьеса «На дне». | Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и ативной мысли ,сна и пробуждения души. | практикум |
| 17 | 15 | Пьеса «На дне» | «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение.Новаторство Горького-драматурга.Сценическая судьба пьесы. | практикум |
| 18 | 16 | Роль Горького в судьбе русской литературы | Литературный портретный очерк как жанр.Публицистика.Памфлеты периода первой русской революции. ТЛ:жанр литературного портрета.Публицистика | лекция |
| 19 | 17 | Письменная работа по творчеству М.Горького |
| контроль |
| 20 | 1 | СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
СИМВОЛИЗМ
Русский символизм и его истоки |
Символизм в западноевропеейской поэзии(Ш.Бодлер,ПюВерлен,А.Рембо,С.Маларме).Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов.истоки русского символизма. «Старшие символисты»:Н.Минский,Д Мережковский, З Гиппиус, В Брюсов, К Бальмонт, Ф Сологуб. «Младосимволисты»: А Белый, А Блок,Вяч.Иванов |
лекция |
| 21 | 2 | Валерий Яковлевич Брюсов.Слово о поэте | Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии.Сквозные темы поэзии Брюсова-урбанизм, история,смена культур, мотивы научной поэзии.Стих-я «Юному поэту, «Каменщик»,»Грядущие гунны», «Хвала человеку» и др.Рационализм,отточенность образов и стиля. Брюсов как переводчик,стиховед,литературный критик | лекция |
| 22 | 3 | Лирика поэтов-символистов.К.Д.Бальмонт,А.Белый | Поэзия как выразительница «говора стихий».Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта.Интерес к древнеславянскому фольклору.Тема Россиив эмигрантской лирике Бальмонта. Влияние философии ВлюСоловьёва на мировоззрение А.Белого.Ликующее мироощущение.Резкая смена ощущений мира художником.Филтсофские раздумья поэта. | Урок внеклассного чтения |
| 23 | 4 | АКМЕИЗМ
| Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.Программные статьи,»манифесты» | лекция |
| 24 | 5 | Николай Степанович Гумилев.Проблематика и поэтика лирики Гумилева. | Романтический герой лирики Гумилева.Яркость,праздничность восприятия мира.Активность,действенность позиции героя,неприятие серости,обыденности существования.Стих-я:»Жираф», «Озеро Чад», «Старый конквистадор»,цикл «Капитаны» и др. | Лекция практикум |
| 25 | 6 | Николай Степанович Гумилев.Проблематика и поэтика лирики Гумилева
| Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию 20 века | лекция |
|
26 | 7 | ФУТУРИЗМ | Западноевропейский и русский футуризм.Своеобразие русского футуризма.Манифесты футуризма.Отрицание литературных традиций,абсолютизация самоценного,»самовитого»слова.Урбанизм поэзии «будетлян».Группы футуристов | лекция |
| 27 | 8 | Игорь Северянин. | Слово о поэте.Поиски новых поэтических форм.Фантазтя автора как сущность поэтического творчества.Поэтические неологизмы Северянина.Грёзы и ирония поэта. Стих-я из сборников «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» | лекция |
| 28 | 1 | Александр Блок.Лирика. | Жизнь и творчество.Литературные и философские пристрастия юного поэта.Блок и символизм. | Лекция
|
| 29 | 2 | Александр Блок.Лирика. | Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме».Романтический мир раннего БлокаМузыкальность поэзии,ритмы и интонации. | Практикум |
| 30 | 3 | Образы «Страшного мира» в лирике Блока | Идеал и действительность в художественном мире поэта. «Незнакомка», «Ночь,улица,фонарь,аптека…», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе | практикум |
| 31 | 4 | Тема Родины в поэзии Блока | Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом» и в стих-ях «Росия», «На железной дороге», «Скифы» | практикум |
| 32 | 5 | Поэма Блока «Двенадцать» | История создания и восприятие её современниками.Многоплановость,сложность художественного мира поэмы.Символическое и конкретно реалистическое в поэме.Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения.Герои поэмы,сюжет,композиция. | Беседа |
| 33 | 6 | Поэма Блока «Двенадцать» | Авторская позиция и способы её выражения. Многозначность финала.Неутихающая полемика вокруг поэмы.Влияние Блока на Русскую поэзию 20 века. | Беседа
|
| 34 | 1 | НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ (обзор) Николай Алексеевич Клюев | Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии:русский фольклор,древнерусская книжность,традиции Кольцова,Никитина и др.Интерес к художественному богатству славянского фоьклора. Клюев и Блок.Клюев и Есенин.Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Стих-я: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвящённый от народа…» | лекция |
| 35 | 1 | СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН Жизнь и творчество |
Биография поэта.Ранняя лирика. «Гой ты,Русь моя родная!», «Письмо матери». Всепроникающий лиризм-специфика поэзии Есенина.Есенин и имаженизм,есенинская «теория органического образа».Богатство поэтического языка.Цветопись в поэзии есенина |
лекция
|
| 36 | 2 | Тема России в лирике Есенина. | Россия,Русь как главная тема творчества.Идея «узловой завязи» природы и человека «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская», «Спит ковыль.Равнина дорогая…», «Возвращение на родину» |
практикум |
| 37 | 3 | Любовная тема в лирике Есенина. | Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.Сочетание предельно личного,интимного и общезначимого в есенинской поэзии. «не бродить,не мять в кустах багряных…», «Собаке качалова»,»Шаганэ ты моя,Шаганэ…» |
практикум
|
| 38 | 4 | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина. | Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия.Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Мы теперь уходим понемногу…», «не жалею,не зову,не плачу…», «Сорокоуст» |
практикум |
| 39 | 5 | Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы» |
| Вн.чтение |
| 40 | 6 | Поэма «Анна Снегина» | Лирическое и эпическое в поэме:ВОЙНА И РЕВОЛЮЦИЯ,РОДИНА И ЛЮБОВЬ,СУДЬБЫ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ И СУДЬБА РОССИИ. |
лекция |
| 41 | 7 | Поэма «Анна Снегина» | Своеобразие композиции и системы образов.Смысл финала поэмы |
практикум |
| 42 43 44 |
| Литературный процесс 20-х годов | Общая характеристика литературного процесса.Литературные объединения.Журналы. Тема России и революции:трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения.Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения.Русская эмигрантская сатира,её направленность. |
лекция |
| 45 | 1 | В.В.Маяковский.Жизнь и творчество. | Начало творческого пути:дух бунтарства и эпатажа.Поэзия и живопись.Маяковский и футуризм. | лекция |
| 46 | 2 | Художественный мир ранней лирики Маяковского. | Поэт и революция.пафос революционного переустройства мира.Космическая масштабность образов.поэтическое новаторство |
беседа |
| 47 | 3 | Своеобразие любовной лирики Маяковского. | «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» |
практикум |
| 48 | 4 | Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. | «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину» | практикум |
| 49 | 5 | Поэма «Облако в штанах» | Мотивы трагического одиночества,бунтарства.Четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы.Темы любви и искусства в поэме.традиции Маяковского в российской поэзии 20 столетия.Домашнее сочинение по лирике Блока,Есенина,Маяковского. | практикум |
| 50 |
| Литература 30-х годов.Обзор.Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. | Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А.Ахматовой, М.Цветаевой,Б.Пастернака,О.Мандельштама и др. Новая волна поэтов:лирические стихотворения Б.Корнилова,П.Васильева,М.Исаковского,А.Прокофьева,Я.Смелякова,Б.Ручьёва,М.Светлова и др;поэмы А.Твардовского,И.Сельвинского. Тема русской истории в литературе 30-х годов:А.Толстой. «Пётр Первый»,Ю.Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара»,поэмы Дм.Кедрина,К.Симонова,Л.Мартынова. | лекция |
| 51 |
| М.А.Булгаков.Жизнь и творчество. | М.А.Булгаов и театр.Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных» | лекция |
| 52 |
| Роман «Мастер и Маргарита» | История создания и публикации романа.Своеобразие жанра и композиции.Роль эпиграфа.Проблемы и герои. | беседа практикум |
| 53 |
| Роман «Мастер и Маргарита» | Многоплановость,разноуровневость повествования:от символического (библейского) до сатирического (бытового).Сочетание реальности и фантастики. | беседа практикум |
| 54 |
| Роман «Мастер и Маргарита» | Роман – апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. | беседа практикум |
| 55 |
| Роман «Мастер и Маргарита» | Анализ эпизода из романа. Зачётная работа по творчеству Булгакова | практикум |
| 56 |
| А.А.Платонов.Жизнь и творчество.Повесть «Котлован» (обзор) | Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы.Тип платоновского героя-мечтателя и правдоискателя.Возвеличивание страдания,аскетичного бытия,благородство детей.Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести.Философская многозначность названия,необычности языка и стиля.Связь с традициями русской сатиры. | Урок внеклассного чтения |
| 57 |
| А.А.Ахматова.Жизнь и творчество.Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики. | Любовь как возвышенное и прекрасное,всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью» и др | Лекция Практикум |
| 58 |
| Судьба России и судьба поэта в лирике А.Ахматовой. | Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии.Разговорность интонации и музыкальность стиха.Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой.Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества.Гражданский пафос лирики в годы Вов.Пушкинская тема в поэзии Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был.Он звал утешно…», «Родная земля», «Приморский сонет» и др. | Практикум |
| 59 60 |
| Поэма Ахматовой «Реквием» | Смысл названия.Неразделённость,единство трагедии народа и поэта.Библейские мотивы и образы.Тема суда времени и исторической памяти.Особенности жанра и композици. Творческое наследие Ахматовой и русская поэзия XX-начала XXI веков. | практикум |
| 61
62 |
| О.Э.Мандельштам.Жизнь и творчество. | Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.Трагический конфликт поэта и эпохи.Импрессионистическая символика цвета.Ритмико-интонационное многообразие.Поэзия Мандельштама в конце XX – начале XXI века. Стих-я: «Notpe Dame», «Бессонница.Гомер.Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город,знакомый до слёз…» и др. | Лекция практикум |
| 63
64 |
| М.И.Цветаева.Жизнь и творчество. | Уникальность поэтического голос Цветаевой.Искренность лирического монолога-исповеди.Тема творчества,миссии поэта,значение поэзии в творчкстве Цветаевой.Тема Родины.Фольклорные истоки поэтики.Трагичность поэтического мира,определяемая трогичностью эпохи. Стих-я: «Моим стихам,написанным так рано…», «Стихи Блоку», «Кто создан из камня,кто создан из глины…», «Тоска по родине!Давно…», «Стихи к Пушкину» и др. | Лекция практикум |
| 65 |
| М.А.Шолохов.Жизнь.Творчество.Личность. | «Донские рассказы» как подступ к роману «Тихий Дон» | лекция |
| 66 67 |
| «Тихий Дон» | Роман-эпопея о всенародной трагедии.История создания шолоховского эпоса.Широта эпического повествования.Герои эпопеи.Система образов.Картины гражданской войны | беседа |
| 68 69 |
| Роман «Тихий Дон». | Семья Мелеховых Жизненный уклад,быт,система нравственных ценностей казачества.Образ главного героя.Трагедия целого народа и судьба одного человека. | беседа |
| 70 |
| Роман «Тихий Дон». | Женские судьбы в романе | беседа |
| 71 |
| Мастерство Шолохова в романе «Тихий Дон» | Шолохов как мастнр психологического портрета.Утверждение высоких нравственных ценностей в романе.Традиции Л.Толстого в прозе Шолохова.Художественное своеобразие шолоховского романа.Шолоховские традиции в русской литературе 20 в | практикум |
| 72 |
| Письменная работа по творчеству М.Шолохова |
| Урок контроля |
| 73 |
| Литература периода Великой Отечественной войны.(обзор) |
| Лекция беседа |
| 74 75 |
| Литература 50-90-х годов XX века |
| Лекция беседа |
| 76 77 |
| А.Т.Твардовский .Жизнь и творчество.Лирика. |
| Лекция практикум |
| 78 |
| Б.Л.Пастернак.Жизнь и творчество |
| Лекция беседа |
| 79 |
| Б.Л.Пастернак.Роман «Доктор Живаго» |
| Внекл. чтение |
| 80 81 |
| А.И.Солженицын .Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича». |
| Лекция беседа |
| 83 |
| В.Т.Шаламов.Жизнь и творчество. «Колымские рассазы» |
| Внеклассное чтение |
| 84 |
| Н.М.Рубцов.Жизнь и творчество.Основные темы и мотивы лирики Рубцова. |
| Лекция практикум |
| 85 86 |
| «Деревенская» проза в русской литературе. В.П.Астафьев.Жизнь и творчество.Взаимоотношения человека и природы в рассказе «Царь-рыба» |
| Лекция беседа |
| 87 88 |
| В.Г.Распутин. Жизнь и творчество.Народ,его история,его земля в повести «Прощание с Матёрой» |
| беседа |
| 89 |
| И.А.Бродский.Жизнь и творчество.Проблемно-тематический диапазон поэзии Бродского. | Стих-я:»Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет»(Как жаль, что тем,чем стало для меня…) | Беседа практикум |
| 90 |
| Б.Ш.Окуджава.Слово о поэте.Память о войне в лирике поэта-фронтовика. | Стих-я: «До свидания,мальчики», «Ты течёшь,как река.Странное название…», «Когда мне невмочь пересилить беду…». Поэзия оттепели и песенное творчество Окуджавы | практикум |
| 91 |
| «Городская» проза в современной литературе.Ю.В.Трифонов.Жизнь и творчество.Повесть «Обмен» | Городсая проза и повести Трифонова.Осмысление «вечных» тем человеческого бытана фоне и в условиях городского быта.Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. | Внеклассное чтение |
| 92 |
| Темы и проблемы современной драматургии. А.В.Вампилов.Слово о драматурге.Пьеса «Утиная охота» | Проблематика,основной конфликт и система образов.Своеобразие композиции.Образ Зилова как художественное открытие драматурга.Психологическая раздвоенность в характере героя.Смысл финала. | Внеклассное чтение |
| 93 |
| ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. М.Карим.Жизнь и творчество башкирского поэта,прозаика,драматурга. Лирика. | Стих-я: «Подует ветер-всё больше листьев…», «Тоска», «Давай,дорогая,уложим и скарб и одежду…» «Птиц выпускаю». Отражение вечного движения жизни,непрехожящих ценностей в лирике поэта. | Внеклассное чтение |
| 94 95 |
| ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XX— НАЧАЛА XXI ВЕКА.Основные направления и тенденции развития современной литературы:проза реализма и «неореализма»,поэзия,литература Русского зарубежья последних лет,возвращенческая литература |
| Лекция
|
| 96 |
| ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Д.Б.Шоу.Слово о писателе Пьеса «Пигмалион» | Власть социальных предрассудков над сознанием людей.Проблема духовного потенциала личности и его реализация.Характеры главных героев.Открытый финал. | Внеклассное чтение |
| 97 |
| Т.С.Элиот.Слово о поэте.Многообразие мыслей и настроений в стих-нии «Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока» | Тревога и растерянности человека на рубеже новой эры.Ирония автора.Пародийное использование мотивов из класичесой поэзии | Внеклассное чтение |
| 98 |
| Ф.Г.Лорка.Слово о поэте.Лирика. | Стих-я из сборников «Песни», «Цыганские романсеро», «Поэма о канте хондо». | Внеклассное чтение |
| 99 |
| Э.М.Хемингуэй.Слово о писателе.Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море» | Повесть как итог долгих нравственных исканий писателя.Образ главного героя.Единение человека и природы. | Внеклассное чтение |
| 100 |
| Э.М.Ремарк.Слово о писателе.Обзор романа «Три товарища» |
| Внеклассное чтение |
| 101 102 |
| Резерв |
|
|