Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Не существительными»

Личностно — ориентированный урок.


Представленный конспект урока составлен в соответствии с «Программой по русскому языку для 5-6 классов» С.И. Львовой (М.; «Мнемозина», 2008 г.). Урок направлен на формирование лингвистической, языковой и речевой компетентности учащихся. Материал, включенный в урок, носит обучающий, развивающий, воспитывающий характер.


Конспект урока русского языка в 5 классе по теме:

«Не с существительными»


Тип урока: урок усвоения новых знаний с разноуровневой дифференциацией обучения.

Оборудование: мультимедийное оборудование, видеопрезентация, опорные карточки, тест, файлы с исследовательским заданием.


Задачи урока:

1)развивать коммуникативные умения, а именно:

формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе;

создавать собственные тексты на заданную тему;

активно слушать художественную речь;

2)формировать лингвистическую и языковую компетенцию:

знать правило о правописании не с существительным;

уметь с помощью алгоритма применять данное правило на практике;

повторить орфограмму «Не с глаголом», правило об имени существительном;

3)воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Да-да, именно коллеги. Я, ребята, назвала вас так не случайно. Сегодня мы будем заниматься общим делом: решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово — дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». (Эпиграф урока).


  1. Лингвистическая разминка «Да-нет»


Вот навык владения словом и поможет вам справиться с лингвистической разминкой, которая называется «Да-нет». Правила этой разминки таковы: я загадала правило, а вы попытаетесь отгадать его, задавая наводящие вопросы, которые должны быть сформулированы таким образом, чтобы я могла ответить словами «да» или «нет». Оценивать ваши ответы сегодня я буду жетонами. Задавайте мне вопросы. (Ученики задают учителю вопросы. Например.

1.Это правило мы учили в 5 классе?- Да.

2.Это правило о правописании слов?- Нет.

3.Это правило о частях речи?- Да.

4.Это правило об имени существительном?- Да.


Молодцы! Отгадали!


  1. Актуализация знаний


А теперь давайте вспомним, что же такое имя существительное. Но расскажем о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях. Кто хочет, может воспользоваться при ответе карточками-помощниками (См. приложение № 1). Оценивать ваши ответы я буду жетонами. (Ответы учащихся).

Отлично справились! Знание правила об имени существительном нам нужно для того, чтобы уметь отличать существительные от других частей речи.

Это умение мы проверим, выполнив устный распределительный диктант. (Слайды № 2,3 презентации).

Прочитайте внимательно слова. (По щелчку изображение выцветает).

Но что это? Что случилось с изображением? Ребята, там ошибка!

Ловите её! (Приём «Лови ошибку»)


«Негодовать» надо писать слитно.

Почему?

Это глагол, который не употребляется без не.

(Щелчок мышью).


Задание: разделите слова на две группы по частям речи.

(Учащиеся выполняют задание).


1.Какие части речи вам встретились? (Существительные и глаголы).

2.Назовите существительные.

3.Назовите глаголы.

4.Как пишется не с глаголом.

(Слайд №3).



  1. Целеполагание


Итак, знание правила об имени существительном и о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой, которая звучит так: «Не с существительными». Запишите её в тетрадь.

Ход наших мыслей я записала в «Мыслительный лист», который состоит из трёх граф: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал(а)». (Слайд № 4)

В графе «Знаю» дано правило, на которое мы сегодня будем опираться. Это правило о написании не с глаголом.

В графе «Хочу узнать» сформулирован вопрос дня: «Выяснить, когда не с существительным пишется слитно, а когда — раздельно».

В графе «Узнал(а)» мы запишем ответ на этот вопрос.

Но вначале предлагаю вам выполнить словарную работу.

Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так называем? (Ответы учеников).

Давайте уточним. (Слайд № 5 презентации).

Запишите в тетрадь эти слова и их лексическое значение. А теперь составьте с ними словосочетания или предложения (по выбору).



  1. Изучение нового материала.


Как вы думаете, ребята, почему слова «невежа» и «невежда» пишутся слитно? (Потому что не употребляются без не).

Правильно! Вот мы и вывели первое правило.

Читаем в «Мыслительном листе» первое правило и проговариваем его:

не с существительным пишется слитно, если не употребляется без не.

Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Я вам сейчас расскажу сказку, а вы постараетесь найти эти слова.

(Учитель рассказывает грамматическую сказку Ф.Кривина.

(См приложение № 2.)

Какие слова вы услышали? ( Неряха, негодяй и др.).

Как они пишутся с не?

Ребята, посмотрите на эпиграф к уроку. Как мы должны написать слово (не)нависть? Почему?


  1. Исследовательская работа (См. приложение № 3).


А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?» Для этого разобьёмся на мобильные группы из четырёх человек: ребята, сидящие за первыми и третьими партами, повернитесь назад. Распределите роли:

1)руководитель группы;

2)оформитель;

3)спикер;

4)эксперт.

В задачу руководителя входит организация работы группы, оформитель записывает ответ в «Лист контроля», спикер отвечает на вопрос, данный группе, эксперт оценивает работу группы по предложенным критериям.

Перед вами файлы с заданием. Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос. А вот пути решения у вас могут быть разные. Если ты выбираешь файл с зелёным жетоном, значит помощь тебе не нужна. Если – с жёлтым, тебе будет дана небольшая подсказка. Если — с красным, то в помощь тебе даётся учебник.

Внимание! На мониторе — порядок ваших действий, то есть алгоритм. (Слайд № 6 презентации). Время работы-7-10 минут.


  1. Обсуждение итогов исследовательской работы


Работа окончена. К каким же выводам вы пришли? Слушаем ответы групп. Слово предоставляется спикерам.

1группа. Когда же не с существительным пишется слитно? (Когда его можно заменить синонимом.) (Открыть второй пункт в « Мыслительном листе»).

2 группа. Приведите примеры.

3 группа. Когда не с существительным пишется раздельно? (Когда в предложении есть антонимы, то есть противопоставление, и союз а).

4группа. Приведите примеры. (Открыть третий пункт в «Мыслительном листе»).

Кто смог придумать свои примеры?

Сравним результаты нашей работы с правилом в учебнике (с.100, п.43). Прочитаем правило вслух (п.2 и 3).

К правильным выводам мы пришли?

Эксперты, оцените работу своей группы и сдайте «Листки эксперта». Оформители, сдайте «Листы контроля». Работа в группах окончена. Займите свои места.


  1. Систематизация знаний с помощью алгоритма


Итак, знания мы добыли, теперь приведём их в систему. Для этого используем алгоритм. (Слайд № 7 презентации).


  1. Применение алгоритма на практике


Попробуем применить его в работе. На доске даны предложения. Пользуясь алгоритмом, объясните написание слов с не. Запишите предложения.

1)Ум определяется (не) возрастом, а головой.

2)Каждая (не)удача прибавляет ума.

3)(Не)вежество — орудие невежды.



  1. Тест на первичное усвоение материала по теме

«Не с существительными» (См. приложение №4)

А теперь проверим, как вы усвоили материал с помощью теста. Вы можете выбрать уровень сложности. Кто уверен в своих силах, смело выполняйте весь тест. Кто сомневается, может выполнить задания группы А и Б или только группы А. Время выполнения 5-7 минут.

Закончили работу. Проверьте себя. (Слайд № 8 презентации).

Кто правильно выполнил всю работу?

Кто сделал одну ошибку?

Значит, нам ещё есть над чем работать.


  1. Творческая работа (См. приложение № 5).

Сейчас нам предстоит творческая работа, которую мы начнём со стихотворения «Устная речь» В. Шефнера. (Учитель выразительно читает стихотворение).


Гаснет устная словесность,

Разговорная краса.

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.


Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.


Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь — людское чудо-

Не скудела в наши дни.


Ребята, посмотрите: и эпиграф к уроку, и это стихотворение учат нас правильно пользоваться тем бесценным даром, которым мы владеем – словом. Вот мы сейчас и попробуем создать собственный текст.


Задание: написать сочинение-миниатюру или отдельные предложения (на выбор) на тему «Как вести беседу?» Используйте в своей работе опорные слова, данные в задании. Время выполнения 5-7 минут. (Слайд № 9 презентации).


Проверка выполнения творческого задания.

1)Прочитайте своё сочинение.

2)Кто придумал предложения?

3)Как вы написали слова с не?


Рефлексия


Делаем вывод.


1)Что мы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

(Когда не с существительным пишется слитно, а когда – раздельно).

2)Дайте полный ответ на этот вопрос.


Оценивание


Считаем заработанные жетоны. Учитель комментирует оценки.

Спасибо за работу, уважаемые коллеги. Урок закончен. Удачи в учёбе!

































Синдеева Ирина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №9» города Оренбурга

Свежие документы:  Творческая работа на тему:"Система работы по использованию речеведческих заданий на уроках русского языка"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: