Мини-проект «Использование элементов технологии «БиС при подготовке к ЕНТ по русскому языку»


Коммунальное государственное учреждение

Первый темиртауский классический лицей

Г. Темиртау карагандинской области









Мини-проект



Использование элементов технологии «БиС» при подготовке к ЕНТ по русскому языку





подготовила:

учитель русского языка и литературы

Косенко Светлана Владимировна



















Г. Темиртау

2015

стр

1.Введение……………………………………………………………………..2

2. Основное содержание проекта

2.1. Особенности технологии «БиС»……………………………………………………4

2.2. ТСЗ как форма обобщения и систематизации теоретических

знаний………………………………………………………………………………………………8

2.3 МПМ как инструмент развития внимания и стрессоустойчивости…..10

2.4 «Технологическая тетрадь» в структуре применения карты

«Тренажер»………………………………………………………………………………………11

3. Глоссарий…………………………………………………………………………………….14

4. Приложения

4.1 Технологические карты «Триады»………………………………………..15

4.2 Таблица нормативов СЗ……………………………………………………16

4.3 ТСЗ « Глагол»…………………………………………………………… ..16

4.4 Проверочная работа по теме «Глагол»……………………………………19

4.5 Тренажеры…………………………………………………………………. 19

5. Литература…………………………………………………………………………………..24

Введение

Сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях: снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, речь засорена неоправданными заимствованиями, профессионализмами и арготизмами. Педагоги, учителя, методисты видят и понимают, что в преподавании русского языка сегодня не все благополучно, т.к. результаты обучения языку проявляются не только на школьных экзаменах, но и в повседневной жизни.

Пристальное внимание не только педагогов, но и общественности в целом привлечено к единому национальному тестированию. Как известно, ведутся споры о целесообразности такого вида экзамена, об адекватности его формы и содержания современным требованиям, предъявляемым к выпускнику школы. Очевидно, что ЕНТ нацелено на проверку пресловутых ЗУНов, от которых, безусловно, мы не можем и не должны отказываться, но в современных условиях компетентностного подхода к обучению наша задача не только наполнить ученика знаниями по предмету, но и сформировать у выпускников средней школы основные компетентности: предметную, коммуникативную и самоменеджмент. Сделать это без использования современных технологий невозможно, поэтому учитель стремится освоить имеющийся в его распоряжении методический потенциал, адаптировав предлагаемые приемы, техники и методы к решению проблемы подготовки учащихся к ЕНТ.

Технология «БиС», автором которой является Ф.Я.Вассерман, в силу своей специфики, поскольку автор позиционирует ее как технологию управления качеством обучения, предоставляет учителю ряд возможностей, которые, на мой взгляд, целесообразно использовать при подготовке к ЕНТ.

Таким образом, идея проекта заключается в том, что некоторые приемы, предлагаемые технологией «БиС», могут быть использованы для повышения качества подготовки учащихся к ЕНТ, так как технология в целом направлена на повышение качества обучения и ставит своей целью развитие мышления школьника и его интереса к образовательному процессу.

Цель проекта – сформулировать методические рекомендации по подготове к ЕНТ по русскому языку, основанные на использовании элементов технологии «БиС».

Задачи проекта:

  1. Изучить основные положения технологии «БиС».

  2. Отобрать те из них, которые будут продуктивны при подготовке к ЕНТ.

  3. Предложить примеры использования перечисленных элементов технологии в практике учителя-предметника.



Ожидаемые результаты:

  1. Дать обзор основных особенностей технологии «БиС».

  2. Описать элементы технологии, которые могут быть использованы при подготовке к ЕНТ по русскому языку.

  3. Сформулировать методические рекомендации для учителя-предметника.









Основное содержание проекта

2.1. Теоретическое обоснование. Особенности технологии «БиС» 


Технология “БиС” («Биоинформатика и синергетика») предлагает решение существующего противоречия между необходимостью целенаправленного управления качеством обучения в общеобразовательной школе и недостаточной разработанностью теоретических основ этого процесса. 
«Основным вкладом технологии “БиС” в развитие образования Казахстана является разработка объективных критериев, показателей и параметров измерения качества обучения, а также создание эффективных педагогических условий для формирования операциональной системы управления качеством обучения с учетом основных закономерностей теории самоорганизации».(2)
Для повышения качества обучения необходимо применять в учебном процессе единый подход к определению результатов обучения и образования в целом. Автор технологии “Биоинформатика и синергетика” Вассерман Ф.Я. дает следующие определения качества обучения и управления качеством обучения: “Качество обучения в социальном значении может выступать как некий исторически-временной эталон научно обоснованного опыта жизнедеятельности людей, максимальное усвоение которого субъектами обучения в процессе взаимодействия обеспечивает требуемый результат.  (2)
“Управление качеством обучения — это выполнение требований по соблюдению совокупности принципов, методов, средств и форм управления обучением, разработанных и применяемых в учебных заведениях с целью повышения эффективности образования посредством объективного механизма измерения качества обучения».(2) 
В технологию включена система стандартных измерителей, на базе которых возможно получение объективных данных о качестве обучения. Эта задача решена включением в систему управления качеством обучения нормативов, регулирующих и контролирующих различные уровни освоения предметной информации с последующей возможностью их измерения. Одной из норм является время выполнения задачи (при этом время как физическая величина повышает точность измерений). 
Процедура измерения должна быть гибким средством управления, диагностики и контроля, а также процессным регулятором дифференциации и отвечать следующим требованиям: 
— учитывать тот факт, что каждый отдельный ученический коллектив обладает индивидуальной суммой возможностей учебной подготовленности учеников.; 
— учитывать то, что каждый ученический коллектив имеет свою индивидуальную биоинформационную (способность мышления обрабатывать информацию) особенность скорости и качества выполнения задания; 
— учитывать естественное отставание среднего ученика от лучшего по времени выполнения задания. 
Разработка и применение эти трех концептуальных критериев лежит в основе технологии “Биоинформатика и синергетика”. 
Биоинформационный подход связан с информационными возможностями нашего мозга как биологической среды. Синергетический подход связан с исследованиями П.К.Анохина (2) явлений самоорганизации сложных и нелинейных структур, к которым, безусловно, относится и взаимодействие субъектов обучения. Синергетика – измерение качества синергетического взаимодействия всех субъектов обучения, направленное на качественное усвоение учебной информации. Биоинформационный принцип измерения отражает закономерности работы клеток мозга, имеющих определенную пропускную способность обрабатывания информации во времени. Синергетический принцип механизма измерения отражает закономерности и особенности суммарных возможностей ученического сообщества и направлен на формирование единых стандартов качества обучения в рамках возможностей конкретного коллектива. 
В технологии предлагается формула расчета сложности — система норм и стандартов формирования учебных единиц в различные конструкты (конструкт — расчетная форма содержания, например, содержание теста и есть конструкт, по которому определяется сложность задания). Эта формула входит в систему измерителей технологии “Бис” и носит название “формула расчета сложности” (ФРС). Формула структурно состоит из двух взаимосвязанных частей измерения и контроля: 
дифференциации по уровню усвоения учащимися учебного материала и
дифференциации по уровню содержания учебного материала. 
Механизм измерения и контроля дифференциации содержания по уровню усвоения учащимися учебного материала состоит из трех единиц измерения:

  • НПС

  • ППС

  • ВПС. 
    НПС — нижний порог сложности. Соответствует уровню актуального развития ребенка (по Выгодскому). Предполагает подачу минимального количества единиц учебных элементов (УЭ — учебные элементы, представляют собой информационные единицы конкретного предмета, составляющие количественные данные, пригодные к измерению).

ППС — промежуточный порог сложности. Предполагает удвоение предыдущих единиц УЭ на промежуточную величину. 
ВПС — верхний порог сложности. Ориентирован на уровень ближайшего развития учащихся (по Выгодскому), соответствует в два раза большей сложности содержания единиц (УЭ) в учебном материале относительно ППС и в три раза большему уровню единиц (УЭ) по сравнению с НПС. В основу механизма измерения и контроля дифференциации по уровню содержания учебного материала заложена оперативная и практическая применимость для преподавателей-практиков. 
Технология предлагают учителю набор технологических карт.
На уроках русского языка наиболее рационально использование так называемой триады: «Алгоритм», «Биоинтернет», «Тренажер».

Структура предлагаемых технологических карт отражена в таблице (см. Приложение 1.)

К главным инструментам управления качеством автор относит:

  1. МПМ – матрицу посадочных мест. Она разработана для увеличения уровня охвата учителем учащихся в классе на уроке Если на обычном уроке качество управления составляет не более 20-25%, то на уроке с применением МПМ качество управления, по мнению автора, стремится к 100%. Применение МПМ заключается в следующем: МПМ рисуется на доске (рис.1). Она отражает порядок, в котором ученики сидят за партами в классе. У каждого ученика своя ячейка, куда заносятся все отметки о его достижениях в ходе урока.


Рис.1

Ряд у окна

> Средний ряд

Ряд у двери

 

A

B


C

D


E

F

1

+

1

+

1

+

+

2

+

+

2

+

+

2

3

+

+

3

3

+

4

+

4

+

+

4

+

+

5

+

5

+

+

5



Работа по МПМ напоминает игру в морской бой и идет строго с использованием символов. Учитель указывает ячейку, но не называет имени и фамилии, например: можно сказать А1 и ученик, сидящий за первой партой первого ряда у окна должен встать и ответить на поставленный вопрос. Время на начало ответа не более 3 секунд. Ставится плюс или минус, запрещается использовать другие символы. После урока по количеству отметок ставится оценка в журнал. Опрос происходит произвольно и не по порядку. Никто из учащихся не должен знать, когда и на какой вопрос ему нужно ответить. Рекомендуется метод отслеживания: если ученик отвлекся, то в этот момент его и нужно указать в матрице. При помощи МПМ удается достичь высоких скоростей включения всех учащихся на уроке и добиться показателя в 90 ответов на одном уроке в классе из 30 человек. Важно, что самим ученикам это нравится, для них это игра, которая развивает скорость мышления, внимания и логику. Не возникает никаких вопросов по поводу оценок. Заполнение МПМ происходит у всех на глазах, и каждый ученик получает и принимает спокойно то, что заслужил на уроке.

  1. 5+30.
    Управление качеством невозможно без точных измерений во времени. Для этого разработан норматив времени выполнения задания «5+30».

Работает следующим образом: перед началом выполнения задания учитель предупреждает, учащихся о том, что после того, как первые 5 учеников выполнят задание, всему классу останется всего 30 секунд для окончания работы. Это позволяет ориентироваться на лучших учащихся и стандартизировать время выполнения заданий. При этом время выполнения заданий в разных классах может быть разным в зависимости от подготовки учащихся.

  1. Словарный запас:

  • ОСЗ (общий словарный запас)

  • ТСЗ (тематический словарный запас

  • ССЗ (специальный словарный запас)

ОСЗ включает в себя написание за определенное время нормативного количества слов. Применяется в начале учебной четверти как входящий контроль для определения готовности учащихся к словарной работе. Каждый ученик должен сдать норматив ОСЗ и получить допуск к ТСЗ и ССЗ. ТСЗ включает в себя написание за определенное время нормативного количества предметных терминов, понятий по изучаемой теме. Применяется как  текущий контроль усвоения словарного запаса, проводится в начале урока, если тема большая и есть необходимость закрепления знаний, полученных на предыдущих уроках; в конце урока, если тема небольшая и есть необходимость закрепления знаний, полученных на уроке. ССЗ включает в себя написание за определенное время нормативного количества усвоенных на момент измерения терминов, понятий и правил, относящихся к определенному предмету. Применяется как итоговый контроль, проводится в конце четверти для определения качества и объема усвоенного словарного запаса по каждому предмету.

Процедура контроля словарного запаса включает в себя следующие параметры-нормативы:

  • время выполнения задания — 5 минут;

  • содержание заданий должно соответствовать программному материалу;

  • максимальное количество слов должно соответствовать специально разработанному нормативу с учетом возрастных особенностей учащихся (см. Приложение 2.)

Итак, технология «БиС» содержит ряд приемов, элементов, техник, которые могут быть успешно использованы при подготовке к ЕНТ по русскому языку.



2.2. ТСЗ как форма обобщения и систематизации теоретических знаний.

Преподавание русского языка по технологии «БиС» проводится мною с 2007-2008 учебного года. За это время были апробированы многие эдементы технологии. От некоторых из них пришлось отказаться, так как на практике они оказались трудоемкими и далекими от оптимальных, но отдельные приемы прижились в моей практической деятельности. А поскольку по большей части мне приходится работать в старших, а значит, в выпускных классах, то само собой разумется, что главное, для чего я стремилась использовать достоинства технологии, так это для подготовки к ЕНТ по русскому языку.

Как известно, в основе каждого знания лежит теория. Вопросы ЕНТ отличаются тем, что практически в каждом из них упоминается один, два, а то и три термина, значение которых учащиеся должны знать, чтобы правильно ответить на поставленный вопрос. Например: «Укажите словосочетание с переходным деепричастием», или «В словосочетании связь примыкание», или «Укажите сложносочиненное предложение с соединительным союзом».

Повторение теории удобно проводить с использованием ТСЗ.

Прием составления и проверки ТСЗ считаю рациональным. Это позволяет уже в начале изучения крупной темы видеть ее целиком, представлять объем и новизну изучаемого материала по сравнению с уже известным учащимся, так как некоторые темы являются сквозными для 2-6 классов (имя существительное, имя прилагательное, глагол, члены предложения и т.д.).

ТСЗ позволяет добиваться прочного усвоения теоретических сведений, что в конечном итоге, как уже было сказано, составляет основу подготовки к ЕНТ. Накапливаясь в справочниках, ТСЗ дают возможность сохранить материал и повторять его по мере необходимости при отсутствии учебников, особенно в старших классах.

В то же время я отказалась от ТСЗ в том виде, в котором он был предложен автором технологии, то есть список терминов по данной теме. Составляя ТСЗ, я, как и другие мои коллеги, отражаю в нем не только сами термины, но и их значение, иллюстрируя материал примерами. В качестве образца можно представить ТСЗ по теме «Глагол». (см. Приложение 3.)

Проверка знания ТСЗ также изменилась, а именно: классический способ написания 63 слов за 5 минут, на мой взгляд, себя не оправдывает. Он воспринимается мною как лишняя трата времени, потому что не дает ничего, кроме, безусловно, формирования скорости письма, а вместе с этим испорченного почерка, небрежности письма и заучивания терминов без знания их содержания. С самого начала введения ТСЗ я рассчитывала на то, что учащиеся должны прописывать не только сами термины, но и их значение. В свое время я задавала подобный вопрос автору и получила категорический ответ о том, что нельзя требовать за 5 минут написать еще и значение терминов, да тем более без ошибок. Тем не менее, у меня сформировалась своя система проверки ТСЗ. С учащимися 10-11классов мы завели отдельные тетради для проверочных работ, так как работа на листочках изначально предполагает элемент небрежности, потому что листочки обычно не сохраняются. Проверку знания ТСЗ осуществляю в режиме проверочной работы по вариантам. Вопросы задаю устно, времени на ответы отводится немного, так как пока задаю вопрос второму варианту, первый должен уже ответить. Как показала практика, на такой опрос требуется обычно 5-7 минут, но его польза для меня очевидна. В Приложении 4 привожу примерные вопросы проверочной работы по теме «Глагол». Вопросы могут быть как репродуктивные, так и рассчитанные на применение операций анализа и синтеза. Безусловно, в 10-11 классах подобного рода вопросы преобладают. Обязательным условием ответа является приведение примеров. Подобную работу легко оценивать. Обычно проводится само- или взаимопроверка. Количество положительных отметок соответствует оценке.

Использование ТСЗ в том виде, какой сложился в моей практике работы, позволяет повторять теоретический материал по теме, накапливать его, систематизировать и использовать при подготовке к ЕНТ. Материал накапливается в справочниках, которые являются обязательными для ведения учащимися с 5 класса, так как подготовку к ЕНТ нельзя откладывать до 10-11 классов. Теоретически сведения по темам программы пополняются из года в год

2.3 МПМ как инструмент развития внимания и стрессоустойчивости.

МПМ используется в технологии «БиС» на большинстве типов уроков, выполняя при этом ряд функций: организующую, дисциплинирующую, развивающую, воспитательную. При подготовке к ЕНТ мною не проводятся уроки по технологическим картам как таковым, но МПМ как прием применяется для опроса по теме повторения. Если ТСЗ с предлагаемым способом проверки – это письменный вид контроля, то МПМ используется для устного опроса. Как известно, на ЕНТ учащимся нужно уметь собраться, сконцентрироваться на конкретном вопросе, быстро вспомнить известное или путем применения операций анализа и синтеза найти путь к решению посталенной задачи. При этом выпускник закономерно находится в состоянии стресса. Следовательно, на этапе подготовки к ЕНТ мы должны не только совершенствовать знания учащегося, то есть развивать его предметную компетентность, но и работать над формированием его стрессоустойчивости доступными нам методами, поскольку, по большому счету, эту задачу, конечно, должен решать психолог. Что происходит во время работы по матрице посадочных мест? Во-первых, ученик все время должен быть «на чеку», так как не может пропустить адресованный ему вопрос. Во-вторых, время на обдумывание вопроса ограничено тремя секундами, следовательно, при систематических тренировках повышается скорость мышления, тренируется память. В-третьих, такая форма опроса позволяет охватить большой процент класса, вплоть до 100%, и спросить каждого по несколько раз (оптимально – 3-5 раз). Автор технологии предлагает использование МПМ на «Устных уроках – 1,2,3», которые предназначены в основном для предметов гуманитарного цикла. На мой взгляд, на уроках литературы этот прием себя не оправдывает, так как предполагает короткие ответы одним предложением, что не способствует развитию устной монологической речи. На уроках русского языка это более целесообразный элемент, так как язык как система сродни математике, и точные, лаконичные ответы должны приветствоваться, особенно когда речь идет о подготовке к ЕНТ.

Таким образом, использование МПМ при подготовке к ЕНТ дает возможность развивать у учащихся предметную компетентность, память, скорость мышления, умение адаптироваться к ситуации контроля, формировать стрессоустойчивость.

2.3. «Технологическая тетрадь» в структуре применения карты «Тренажер»

Следующим полезным для меня элементом технологии «БиС» стала карта «Тренажер». Ее достоинство в том, что она позволяет отработать на большом количестве разноуровневых заданий практические навыки орфографии и пунктуации. За время работы с использованием технологии «БиС» мною были составлены технологические тетради по русскому языку для 7-9 классов. В технологическую тетрадь входит справочник, состоящий из ТСЗ, памяток, алгоритмов (или, как их называет автор, ОСУДов), а также тренажеры по всем темам программы. Тренажеры, представленные в «Технологической тетради», различны по объему, что связано с их содержанием и программными вопросами, на отработку которых они рассчитаны. Но в целом соблюдаются определенные пропорции: 10 заданий НПС, 20 заданий ППС, при этом они представлены отдельными предложениями, задание ВПС – до 30 предложений. На уровне ВПС в зависимости от темы может быть дан связный текст вместо отдельных предложений на изучаемую орфограмму или пунктограмму или представлены творческие задания. (см. Приложении 5). Это позволяет выполнить большой объем тренировочных упражнений учащимся с разным уровнем усвоения учебного материала. Во время изучения темы обычно задания НПС выполняют все учащиеся в полном объеме. Задания ППС делим на порции, чтобы учащиеся имели возможность, допустив ошибку в первой части задания, качественно выполнить вторую и третью, сохраняя при этом шанс заработать «4» за урок. Ученикам нравится работа с тренажерами. Каждый имеет возможность работать в индивидуальном темпе. Учитель контролирует работу, может работать индивидуально с каждым. Принцип открытых перспектив стимулирует желание ученика качественно выполнить большой объем работы, а результатом является осуществление практической направленности обучения и формирование информационных, интеллектуальных и коммуникативных компетенций учащихся.

«Технологическая тетрадь» значительно облегчает работу, экономит время для подготовки к урокам, а также время на уроке при условии наличия у учащихся копий тренажеров. Хотелось бы, конечно, иметь технологические тетради в таком виде, как это предполагалось изначально, то есть в печатном варианте для каждого ученика. Наличие тренажеров по основным темам программы помогает при подготовке к ЕНТ. Обнаружив у учащихся типичные ошибки на определенную тему, можно сразу же воспользоваться уже имеющимися тренажерами для повторения и отработки практических навыков. Это делается оперативно, без дополнительной подготовки со стороны учителя и, безусловно, позволяет вовремя провести коррекцию.

Таким образом,

  • использование заранее составленных тренажеров значительно экономит время учителя при подготовке к уроку;

  • тренажеры полностью компенсируют недостаток упражнений практической направленности в учебниках нового поколения;

  • тренажеры, составленные для 7-9 классов активно используются в 10, 11 классах для повторения и закрепления уже имеющихся навыков;

  • использование тренажеров значительно повышает плотность урока, объем выполняемых заданий;

  • технологическая тетрадь является необходимым компонентом УМК, может и должна быть использована при подготовке к ЕНТ.

Итак, использование технологии «БиС» на уроках русского языка при подготовке к ЕНТ показало методическую целесообразность некоторых ее приемов, что положительно сказалось на результатах обучения. Вместе с тем реализация технологии в полном объеме не представляется возможной, что, на мой взгляд, связано с особенностями предмета, индивидуальными особенностями и возможностями преподавателя, а также с ограниченным учебным временем на изучение большинства тем программы.

  1. Критерии оценки эффективности проекта


Подготовка к ЕНТ – кропотливый, многосторонний и трудоемкий процесс. Перечисленные выше элементы технологии «БиС» являются его составляющими, но ими методика подготовки к ЕНТ, безусловно, не ограничивается. Тем не менее, имея большой опыт в этой области, могу сказать, что использование данных приемов способствует повышению качества знаний учащихся 10-11 классов в течение учебного года и положительно влияет на результаты ЕНТ. Так, элементы технологии я использую в течение шести лет. За это время средний балл моих выпускников на ЕНТ по предмету значительно вырос. Если в 2007-2008 учебном году он составлял 14,3, то в 2010-2011 достиг пика — 21,4.Это был самый высокий результат в городе. В 2011-2012 учебном году в нашей школе выпускного класса не было. В 2012-2013 учебном году при откровенно слабом классе средний балл по русскому языку – 18,9. В нынешнем учебном году я перешла в другую школу, но и здесь элементы технологии мне помогают в работе по подготовке к ЕНТ. По итогам промежуточных тестирований учащихся 10 класса результаты за 2 месяца первой четверти выросли от 14,6 до 16 баллов.



  1. Риски проекта

Трудности, с которыми приходится сталкиваться, в основном имеют материальный и технический характер.

Применение тренажеров, как уже было сказано, сопряжено с необходимостью копирования большого объема текстового материала. Время для выполнения работы в технологической тетради значительно сократилось бы, если бы каждый ученик имел свой экземпляр такой тетради и мог выполнять задания непосредственно в ней. Тогда работа по формированию орфографической и пунктуационной грамотности сводилась бы к расстановке пропущенных букв и знаков препинания, а высвободившееся время можно было бы использовать либо для выполнения большего объема работы, решения тестов, коррекции либо для развития устной монологической речи учащихся, их творческих способностей.

Наличие интерактивной доски также помогало бы в работе с памятками, ТСЗ, алгоритмами и ОСУДами.


  1. Методические рекомендации учителю-предметнику

Занимаясь подготовкой к ЕНТ,

  • соберите  банк информации и комплексно проанализируйте её;

  • оцените учебную и  методическую базу, на которой будете выстраивать свою работу;

  • создайте свою систему работы по подготовке учащихся к ЕНТ;

  • постоянно модифицируйте, обогащайте и корректируйте созданную систему;

  • регулярно проводите мониторинг результативности работы своей системы: отслеживайте и анализируйте итоги ЕНТ;

  • начинайте формировать систему работы по подготовке к ЕНТ как можно раньше: с 5 класса приучайте ребят вести справочник (рукописный сборник правил, в котором в краткой форме фиксируются все изучаемые темы и правила; рекомендуйте заполнять лист с одной стороны: при последующем повторении или систематизации можно будет вернуться и дополнить записи);

  • с 5 класса приучайте учеников к различным видам тестового контроля (комплексное тестирование, тематическое тестирование, тесты открытые, закрытые и т. д.);

  • учите школьников среднего звена анализировать результаты тестирования, выявлять свои успехи и недочёты;

  • при выполнении тестовых заданий используйте взаимопроверку и самопроверку;

  • доводите до сведения родителей результаты проделанной работы.

Работая в старших классах,

  • распределите учебный материал таким образом, чтобы каждый раздел курса русского языка был отработан по трём направлениям: повторение, систематизация, углубление;

  • уже в 9 классе введите подготовку к ЕНТ в структуру урока, пользуясь сборниками тестов ЕНТ, начинайте повторение, анализируя содержание вопросов и ответов;

  • требуйте от учеников не просто дать правильный ответ, а объяснить, почему данный ответ верный, а каждый из остальных ошибочный;

  • используйте тесты как один из видов домашнего задания;

  • после каждого тестирования проводите работу над ошибками и коррекцию;

  • ведите учет качественных и количественных результатов тестирования и требуйте от учащихся того же, то есть приучайте их к самоконтролю и самоанализу;

  • работайте со сборниками тестов разных лет, что позволит выявить наиболее типичные вопросы, часто встречающиеся темы и повторяющиеся задания;

  • учите понимать суть вопроса;

  • используйте разные виды консультаций: «произвольную» консультацию (ответы на любые вопросы любого раздела русского языка), тематическую консультацию (выбранную учителем на основании своего мониторинга), консультацию «по требованию» (ученик вне графика проведения консультации обращается с интересующим вопросом) и т. п..

Выбирая приемы и методы работы, обратите внимание на такие элементы технологии «БиС», как:

  • МПМ – матрица посадочных мест – если вам нужно быстро и качественно опросить класс по теме повторения, формировать у учащихся навыки самоорганизации, умение сконцентрироваться на вопросе, быстро находить выход в стрессовой ситуации;

  • ТСЗ – тематический словарный запас как способ компактно представить все имеющиеся теоретические сведения по теме;

  • «Тренажер» — если вам нужно отработать практические навыки по теме повторения.

  1. Глоссарий


  1. БиС – технология «Биоинформатика и синергетика»

  2. ОСУД – обобщенный способ учебной деятельности

  3. ФРС – формула расчета сложности в технологии «БиС»

  4. НПС – нижний порог сложности освоения учебного материала, соответствующий уровню актуального развития

  5. ППС – промежуточный порог сложности учебного материала

  6. ВПС – верхний порог сложности освоения учебного материала, соответствующий уровню ближайшего развития

  7. УЕ – учебные единицы

  8. ОСЗ – общий словарный запас

  9. ТСЗ – тематический словарный запас

  10. ССЗ – специальный словарный запас.




Приложение 1

Технологические карты «Триады»



Карта

Основная технологическая задача

Этапы урока

1.

«Алгоритм»

Отработка цепочки: знания – простые навыки – простые умения, развитие памяти, скорости мышления, внимания

Оргмомент – разминка – актуализация субъективного опыта – объяснение – «Проба» -коррекция – «Закрепление –коррекция — «Память» — коррекция – рефлексия

2.

«Биоинтернет»

Отработка цепочки: простые умения – сложные навыки, создание условий для речевого закрепления темы, реализация принципа: «уча – учусь

Оргмомент – разминка – актуализация ведущих знаний и способов деятельности – выполнение заданий по ФРС – проверка – деление на группы «альфа», «бета» — «гама» – выбор экспертов – работа экспертов с участниками групп – ротация учащихся в группах – коррекция – рефлексия

3.

«Тренажер»

Отработка автоматизированного навыка

Оргмомент – разминка – актуализация комплекса знаний и способов деятельности – выполнение заданий по ФРС по итогам карты «Биоинтернет» — проверка – деление на группы «альфа», «бета» — «гама» — самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации – самоконтроль – рефлексия







Приложение 2.

Таблица нормативов СЗ

Классы

Норматив слов по СЗ

Допуск 63%

1

40

25

2

50

31

3

60

37

4

70

44

5

80

50

6

90

56

7-11

100

63



Приложение 3.

ТСЗ

ГЛАГОЛ

  1. Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

  2. В предложении глагол обычно выступает в роли сказуемого.

  3. Неопределенная форма глагола (инфинитив) – это его начальная форма. Она не выражает ни времени, ни лица, ни числа, ни рода.

  4. Глаголы в неопределенной форме имеют суффикс –ть (- ти ): брать, везти.

  5. Глагол в неопределенной форме может оканчиваться на –чь, что относится к корню: беречь.

  6. Вид — совершенный: (что сделать?) – уснуть; несовершенный: (что делать?) спать.

  7. Видовая пара – как правило, однокоренные глаголы со сходным лексическим значением, один из которых совершенного, а другой несовершенного вида. Для образования видовой пары необходимо:

  • Присоединить приставку к глаголу НСВ: читать – прочитать;

  • Заменить суффикс глагола НСВ на –и или –ну: решать – решить, шагать – шагнуть.

  • Изменить ударение: отрезать – отрезать.

  • Заменить одно слово другим: класть – положить.

  1. Время — настоящее, прошедшее, будущее: думаю, думал, буду думать, подумаю.

  2. Настоящее время – глаголы изменяются по лицам и числам: бежишь (2 лицо, ед.число)

  3. Прошедшее время – глаголы обычно имеют суффикс –л-, изменяются по числам, а в единственном числе по родам: смотрел, смотрели, смотрела, смотрело.

  4. Будущее время – глаголы совершенного вида образуют форму простого будущего времени: напишу, скажу; глаголы несовершенного вида образуют форму сложного будущего времени при помощи вспомогательного глагола быть: буду говорить, будем знать. Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам: сделаю, сделают.

  5. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.

I спряжение

II спряжение



1. Все глаголы на –ать, -еть, -оть,

-уть, -ыть: брать, полоть, уснуть, мыть, петь.



2. 2 глагола на –ить: брить, стелить

1. Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить

2. Глаголы-исключения:

гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.


  1. Разноспрягаемые глаголы хотеть, бежать.

  2. Особо спрягаются – дать, есть (принимать пищу).

  3. Переходность

  1. Глаголы бывают переходными и непереходными.

  2. Переходными называются глаголы, которые могут употребляться с существительными или местоимениями в винительном падеже без предлога: любить (кого?что?) маму, книги.

  3. Остальные глаголы называются непереходными: лететь (кого?что?)….

  4. Глаголы с суффиксом (постфиксом) –ся называются возвратными, такие глаголы, как правило непереходные: умываться (кого?что?)…

  5. При переходном глаголе могут употребляться существительные в родительном падеже без предлога, которые можно заменить винительным падежом без предлога. Это встречается при отрицании или указании на часть от целого: выпить (чего?) чаю – выпить (что?) чай, не люблю (чего?) зимы – не люблю (что?) зиму.

  6. Запомни! Существительное или местоимение в винительном падеже без предлога или в родительном падеже без предлога, который можно заменить винительным падежом без предлога, называется прямым дополнением. Все остальные дополнения называются косвенными. Изучать химию (прямое дополнение, изучать по учебнику (косвенное дополнение)

  1. Возвратные глаголы – это глаголы с суффиксом –ся: умываться.

  2. Безличные глаголы – обозначают действие, происходящее само по себе, без действующего лица: нездоровится, холодает, вечереет.

  3. Наклонение – условное, повелительное, изъявительное.

Наклонение

Изъявительное

Условное

Повелительное







Значение

Действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле (наяву)





Действие, которое может произойти при каком-то условии







Пожелание, просьба, приказ, совет







Грамматическая форма



Прошедшее время: делал

Настоящее время: делаю

Будущее время:

буду делать







Форма прошедшего времени + частица бы (б)

сделал бы

Основа настоящего или будущего времени + суффикс-и или без суффикса, во множественном числе + окончание –те: сделай, напиши, напишите

Глагол в изъявительном наклонении + частицы пусть, пускай, да, давай, давайте: пусть говорят, пускай уходит, да здравствует, давай сделаем, двайте говорить







Примечание






Частицы бы, б со словами пишутся раздельно

После мягких согласных и шипящих пишется мягкий знак, который сохраняется перед –те, -ся: прячь – прячься, прячьтесь

ЗАПОМНИ!:

ляг-лягте

поехать – поезжай

бежать – беги

положить – положи





Приложение 4.

Проверочная работа по теме «Глагол»

I вариант

II вариант

1. Глагол обозначает действие предмета.

2. Приведите синонимы термина начальная форма глагола (неопределенная форма, инфинитив).



3. –чь относится к корню: беречь

4.На вопрос что делать? Отвечают глаголы несовершенного вида.

5.Какие общие непостоянные признаки имеют глаголы в настоящем и будущем времени? (изменяются по лицам и числам)


1. В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

2.Как определить время, лицо, число, род глагола в начальной форме?(начальная форма глагола не выражает ни времени, ни лица, ни числа, ни рода.

3. –ть (- ти ) – суффикс неопределенной формы .

4.На вопрос что сделать? Отвечают глаголы совершенного вида.

5.В какой форме глагол имеет общие непостоянные признаки с прилагательным? (глаголы изменяются по родам в единственном числе прошедшего времени).



Приложение 5.

Тренажер 3.

Учимся отличать ПП от СП и виды СП друг от друга.

  • НПС – распределите предложения по группам: ПП, ССП, СПП, БСП.

  1. Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна.

  2. В доме все уже легли, но никто не спал.

  3. Лето выдалось сырое и холодное, деревья были мокрые.

  4. Надя простилась и пошла к себе наверх, легла и тотчас уснула.

  5. Прошла осень, за ней пришла зима.

  6. Надя уже сильно тосковала и каждый день думала о матери и бабушке.

  7. День был пасмурный, но теплый.

  8. Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.

  9. Если путник идет по дну горной долины, он видит горы со всех сторон.

Учимся расставлять знаки препинания в ПП и СП, строить схемы ССП и БСП.

  • ППС – расставьте недостающие знаки препинания, постройте схемы ССП, БСП.

Представьте себе что вы в полном подводном снаряжении стоите на берегу одной из бухт Южного побережья Крыма. Сделайте легкое движение ластами и перед вами откроется необыкновенный мир. Каскадом спускаются к морю прибрежные скалы. Ритм этого спуска сохраняется и в глубине. В толще бирюзовой воды встают каменные гиганты покрытые густой шапкой морской травы. Ее пушистые стебли слегка покачиваются когда чуть шевеля ластами вы проплываете мимо. Под водой меняется наше привычное земное представление о растениях и поэтому предметы удаленные всего на десять- пятнадцать метров кажутся очень далекими . Скалы нависают и почти отвесно обрываются в пропасть которая представляется бездонной. Кругом царит полумрак вода совершенно неподвижна. Все замерло в безмолвии и покое.

Учимся составлять текст с использованием разных видов СП, а также отличать их от ПП.

  • ВПС – составьте текст из 5-7 предложений, среди которых были бы ПП, ССП, СПП, БСП, на одну из предложенных тем:

    1. Степь осенью.

    2. Мои жизненные принципы.

    3. Виды сложных предложений.

К какому стилю и типу текста относится ваше сочинение? Тренажер11. Учимся ставить знаки препинания в СПП с одним и несколькими придаточными.

НПС – расставьте недостающие запятые.

  1. Пока жена готовила завтрак Данилов вышел в город.

  2. Сколько он сидел у поверженной ели Сергей не помнил.

  3. Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели.

  4. Ноздрев захохотал тем смехом каким заливается только свежий, здоровый человек.

  5. Они ушли в комнату откуда звучала песня.

  6. Хотя мы увлеклись игру пришлось закончить из-за наступившей темноты.

  7. Мы въехали в поселок который находился в лощине.

  8. Левинсон распорядился чтобы к вечеру собрался весь отряд.

  9. Ты рада что ты дома?

  10. Иван Ильич спросил где находится штаб.



ППС – расставьте недостающие знаки препинания.

  1. В небольшой комнате куда я вошел было довольно темно.

  2. В сложной биографии Андерсена трудно установить то время когда он стал писать свои замечательные сказки.

  3. У того кто откладывает сегодняшнюю работу на завтра дела никогда не кончаются.

  4. Я думаю о прожитых годах, о юности глухой и непогожей и все что ныне держим мы в руках мне с каждым днем становится дороже.

  5. Благороден не тот кто бьет себя в грудь кулаком а тот кто скромно изо дня в день выполняет сой долг.

  6. Там где ранее было устье реки тропа круто взбирается на гору.

  7. В то время как я вздремнул взошла луна и бросала сквозь тучи свой холодный и неяркий свет.

  8. В то время как товарищ мой остановился мелькнули перед моими глазами крылья огромной бабочки.

  9. Слышалось изредка когда проезжали мимо ущелий как кое-где с высоты падала вода и шлепала по камням.

  10. Только на востоке там откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце еще толпятся бледнея и тая с каждой минутой сизые предрассветные сумерки.

  11. Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все что может как прекрасна была бы земля наша.

  12. Вчера Алексей чтобы сократить путь нашел для себя какие-то зримые ориентиры сосну пенек ухаб на дороге.

  13. Оставив людей внизу я поднялся на одну из соседних вершин чтобы оттуда посмотреть далеко ли еще осталось до перевала.

  14. Я должен был нанять быков чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была осень и гололедица.

  15. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому как драгоценные камни излучают блеск.

  16. Берег бухты где мы остановились на ночевку состоял из мелкого булыжника так что всю ночь море с большой силой билось об этот каменный вал.

  17. Мой выстрел привлек жителей деревни которые сбежались осведомиться что же случилось.

  18. Выяснив с чем дело они мирно возвратились обратно я же отправился осматривать окрестности чтобы выбрать более удобный путь для продолжения прогулки.

  19. Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь входит что-то живое говорящее чудесное.

  20. Каждая книга писателя если она написана кровью сердца это воплощение самых заветных его дум.



  • ВПС – расставьте, где необходимо, знаки препинания, определив тип подчинения в СПП с несколькими придаточными.

    1. Я думаю что когда заключенные увидят лестницу многие захотят бежать.

    2. Горничная была сирота которая чтобы кормиться должна была поступить в услужение.

    3. Он сказал что если будет свободен вечером придет ко мне.

    4. Паром подвигался с такой медлительностью что если бы не постепенная обрисовка его контуров то можно было бы подумать что стоит он на одном месте.

    5. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса.

    6. Кто не знает что когда больному есть захотелось то это значит то же самое что жить захотелось.

    7. Вот почему местные жители убеждены что если бы можно было взорвать ущелье то берега бы подсохли и выросла бы трава хорошая.

    8. Но вероятно что-то в мире уже произошло потому что хотя стояло все то же горячее лето но дача показалась мне римской виллой.

    9. Когда их работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что все дно застлано шевелящейся рыбой.

    10. Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы неуловим.

    11. Хорошо известно что если спортсмен регулярно не тренируется то хороших результатов он не достигнет.

    12. Когда страсти совсем улеглись и началось спокойное обсуждение я решил спросить о чем у них идет разговор.

    13. Я подумал что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика то уже трудно мне будет освободиться от его опеки

    14. Пойми что если бы ты так писал рассказы как пишешь письма то давно был бы великим писателем.

    15. Думаю что если не поленишься напишешь недурно.

    16. Очевидно было что Савельич передо мною был прав и что напрасно оскорбил я его упреком.

    17. Видел Егорушка как темнело небо и опускалась на землю мгла.

    18. Брат строго сказал Алеше что когда он взял книгу так должен ее вернуть.

    19. Григорий с трудом удержал коня и когда последняя сотня промчалась мимо подскакал к раненому.Что это за соединение и кто такой Ковпак мы тогда еще не знали.

  1. Находясь в госпитале он вспоминал как фашисты напали на них внезапно и как они оказались в окружении и как отряду все же удалось прибиться к своим.

  2. И долго все присутствовавшие оставались в недоумении не зная действительно ли они видели эти необыкновенные глаза была ли это просто мечта представшая только на миг их взору.

  3. Я зачитался до того что когда услышал звонок колокольчика на парадном крыльце не сразу понял кто это звонит и зачем.

  4. Таким образом противник сам для себя создает обстановку если мы без колебания будем решительны и смелы то он сам подставит нам для разгрома свои главные силы.

  5. Наконец он почувствовал что больше не может что никакая сила не сдвинет его с места и что если теперь он сядет то ему уже больше не подняться.

  6. Паром двигался с такой медлительностью что если бы не постепенная обрисовка его контура то можно было бы подумать что он стоит на одном месте или же идет к тому берегу.

  7. Раз гуляя по лесу я забрел так далеко что чуть-чуть не заблудился но к счастью наконец набрел на тропинку которая привела меня к морю где я уже мог ориентироваться.

  8. Он все время о чем-то думал и так был занят своими мыслями что когда его спрашивали о чем-нибудь то он вздрагивал встряхивал головой и просил повторить вопрос.

  9. Окраска зверька до того походила на цвет коры что если бы он оставался неподвижным то его совершенно нельзя было бы заметить.

  10. Пусть красота родной земли войдет в сердце вместе с мыслью о том что не было бы ни цветущего сада ни пчелиной арфы ни ласковой материнской песни если бы не направил свой пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло если бы не бросился на немецкий пулемет Александр Матросов если бы не пролили свою кровь от Волги до Эльбы тысячи и тысячи безымянных героев.































https://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/3/2221/2221_html_59341221.gif





  1. Список используемых источников


  1. Послание Президента РК Н.А.Назарбаева «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» (от 27.01.2012г.)

  2. Вассерман Ф.Я. Управление качеством обучения в общеобразовательной школе («Биоинформатика и синергетика»), — Алматы, 2008.-84с.

  3. Учебники по русскому языку нового поколения для 10 и 11 классов.

  4. Учебный комплекс под ред.В.В.Бабайцевой.

  5. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М., 2005.

  6. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. Под ред.Р.Розенталя. – М.,2003.

  7. Табакова З.П. Виды языкового анализа. – Петропавловск, 2005.

  8. Шанский Н.М. и др. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по русскому языку.- М.: ДРОФА, 2005.

  9. Львова С.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по русскому языку.11 класс. – М.:ДРОФА, 2005.

  10. И. П. Цыбулько, С. И. Львова. Русский язык. Репетитор. – М., Эксмо, 2011.





Свежие документы:  Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: