«Словосочетание» 8 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область











Конспект урока по теме: «Словосочетание. Виды подчинительной связи»

8 класс







подготовила

учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Васильевна

















2014 год

Цели урока.

  1. Создать условия для изучения видов связи слов в словосочетании, способов их различения.

  2. Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания.

  3. Развивать коммуникативные УУД.

Тип урока: изучение нового материала.

Использованная технология: «Развитие критического  мышления через чтение и письмо».


Использованные приемы:

— «мозговой штурм»,

— таблица «Знаю – хочу знать — узнал»,

— объединение информации в блоки через сопоставление.

Оборудование:

— раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал», учебник, тетрадь.

Ход урока.

I. Организационный момент.

— Ребята, на прошлых двух уроках мы начали знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодня перед нами  новая тема: «Виды связи слов в словосочетании».

(Запись даты, темы урока в тетради)

— Цель нашей работы – узнать, какие связи слов в словосочетании выделяются в языкознании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый  может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.

II. Изучение новой темы.

Прием «мозговой штурм».

1.     Индивидуальная работа. Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.

2.     Парная работа. Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.

3.     Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать — Узнал»

Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать — Узнал».

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».

 

Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

 

 

 

— Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.

4. Групповая работа (по 4 человека). Прием объединения в блоки.

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.

(Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, касательная линия, творящий художник, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок, обжигающий жар).


Проверка.

 — Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?

(Получили два блока. По главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить

помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок;

2) касательная линия, творящий художник, обжигающий

жар.

По зависимому слову: 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать

подарок; 2) касательная линия, творящий художник,

обжигающий жар;3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать

внимательно).

— Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком? (Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. Объединение по зависимому слову незнакомо.)

— Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

(На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову: 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать

подарок; 2) касательная линия, творящий художник,

обжигающий жар;3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать

внимательно).

— Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».

 

Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

 

 

 

 

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

 

 

 

 

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

 

 

 

 

III. Стадия осмысления.

1. Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать — узнал».

— Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, внимательно прочитайте параграф 10 (стр.85 — 87). Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение – 4 минуты.

Проверка колонки «Узнал».

В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:

 

Знаю

Хочу знать

Узнал

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4. Связь в словосочетании – подчинительная.

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

 

 

 

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

 

 

 

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

 

 

Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)

Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)

 

 

— Как вы думаете, почему так называются связи?

(Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)

 

2. Применение правила на практике.

Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод:  способ связи — управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – согласование. Третий работает над третьим блоком; способ связи – примыкание.

 

3. Практическое закрепление знаний.

1) Упражнение 187 (Выписать словосочетания, указать их вид и тип связи).

Я быстро поднялся с постели, торопливо оделся и выскочил из избушки. Прикрывая глаза ладонями от алых лучей зари, я окинул беглым взглядом поляну. Перед моим взором открылась необыкновенная картина…

Поднялся с постели (глагольное, управление), быстро поднялся (глагольное, примыкание), торопливо оделся (глагольное, примыкание), выскочил из избушки (глагольное, управление), прикрывая глаза (глагольное, управление), прикрывая ладонями (глагольное, управление), от алых лучей (именное, согласование), лучей зари (именное, управление), беглым взглядом (именное, согласование), перед моим взором (именное, согласование), необыкновенная картина (именное, согласование), пред взором открылась (глагольное, управление).

2) Проверка выполнения.

 

IV. Стадия рефлексии

 — Что узнали о способах связи слов в словосочетании?

— Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании? (Вспомнили то, что известно, объединяли в блоки словосочетания, сами формулировали вопросы, требующие решения;

при помощи работы с учебником самостоятельно в паре находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе;

закрепляли знания через применение их на практике).

— Что было легко?

— Что вам помогало в работе?

— Как оцениваете свои действия?

 

5. Домашнее задание.

Упражнение 187. По заданному началу написать сочинение-миниатюру. 



Литература.

  1. Русский язык. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / С. И. Львова, В. В. Львов. – 6-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2011.

  2. ГИА-9. Русский язык. Сенина Н.А. Легион, 2014.



Свежие документы:  Конспект урока для 5 класса "Приставки и предлоги"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: