Урок русского языка в 3 классе по теме «Устойчивые выражения»


Урок русского языка в 3 классе по теме: «Устойчивые выражения»

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, словари, карточки для заданий, бейджи с указанием роли на уроке, фразеологическое домино, рисунок ёлки, фразеологическое лото, пластилин.


  1. Орг. момент

Девочки садятся. Мальчики занимают свои места.

— На уроке русского языка предлагаю поработать в группах.

В каждой группе у нас есть: научные сотрудники, журналисты, редакторы, корректоры, лингвисты, исследователи.

2. Актуализация знаний

Чистописание

1) Задание в группе

-Собери из букв слово. Какие слова получились? (цени, люби, русский, язык)

2) Составь эпиграф нашего урока.

Люби и цени русский язык!(Слайд № 2)

— Запиши красиво и аккуратно в тетрадь.

— Проверь и оцени себя.


3, Постановка проблемы исследования

На доске: водить за нос

дело в шляпе

след простыл

— Что общего во всех этих выражениях?

В нашем языке такие особые выражения, которые нельзя понимать буквально. Они употребляются в переносных значениях, делая нашу речь яркой и интересной. (Слайд №3)

Устойчивые выражения мы не придумываем сами, а храним в памяти уже в готовом виде и используем при необходимости.


4. Целеполагание

-Чему будем учиться на уроке?

Правильно и красиво писать

-Грамотно говорить, используя устойчивые выражения

— Дружно работать (Слайд № 4)


5. Выдвижение гипотез (предположений.)

1) Научные сотрудники приглашаются на научную конференцию

Задание

Сложить из первых букв слов научное название устойчивых выражений

Фонетика

Речь

Антонимы

Звук

Есть

Окончание

Лексика

Основа

Глагол

Изложение

Звонкость

Местоимение

( Обсуждение)

2 ) Работа в группах.

Выбери полезную информацию по теме.

Все ли высказывания верны?

1 группа: Вопросы родительного падежа: кого? чего?

Устойчивые выражения делают текст интересным и

выразительным.

Глагол рисовать 2 спряжения

2 группа: Такие слова украшают нашу речь.

У родственных слов одинаковое значение.

Глагол играешь в форме 3 лица.

3 группа Синонимы – это слова, близкие по значению.

Играть – это имя прилагательное.

Эти сочетания помогают раскрыть характер и образ героя.

4 группа Слово «язык» среднего рода.

Устойчивые выражения помогают человеку ярче выразить свои

мысли.

В слове грибок нулевое окончание.

3) Слово научным сотрудникам.

Научное название устойчивых выражений — Фразеологизм (Слайд № 5)

Можно задать научный вопрос нашим научным сотрудникам по поводу терминов, которые встретились в задании.

4) Высказывание журналистов каждой группы

6.Подтверждение гипотез

Мы выдвинули гипотезы. Давайте докажем, что это действительно так.

1) — О каком человеке так говорят?

Он выйдет сухим из воды. (Ловкий)

Работает спустя рукава. (Ленивый)

Повесил голову. (Грустный)

— Назови антонимы к этим словам (неуклюжий, трудолюбивый, весёлый)

2) Разбей фразеологизмы на две группы:

Засучив рукава

Палец о палец не ударить

В поте лица

Сложа руки

Пальцем не пошевелить

Не покладая рук

Обсуди с соседом по парте.

— Каким образом разделили на группы? (В одну группу попали фразеологизмы со значением усердно и старательно работать, в другую -бездельничать) Слайд № 6

— Запиши любую группу слов.

— Кто записал группу № 1? № 2?

— И это, наверное, неслучайно! Все хотят быть трудолюбивыми, старательно работать!

-Проверь и оцени себя.

7. Физминутка.

Игра «Фразеологическое домино»

Найди себе пару. Составление фразеологизмов по частям, хаотичное движение детей по классу (Слайды № 7- 17).

Можно обращаться в Стол для справок.

8. Практическая деятельность

1) Рабочая группа корректоров

В предложении выделенные слова заменить фразеологизмами

— Илья целый день бездельничал.

— Мы догадывались, что он нас обманывал.

Первого сентября Таня проснулась очень рано.

3) Отредактируй предложение (обсуждение в группе)

— Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

— Котёнок был очень некрасивый, глаз не оторвать.

— Яшка, сломя голову, остановился.

— Мы дружно работали, сложа руки

4) Слушаем корректоров

5) Немного из истории (Что означало выражение «бить баклуши»), инд. задание

6) Выступают редакторы.

7) Запись под диктовку.

Мы работали дружно. (части речи, основа)

9. Защита гипотез по направлениям

1) Творческое задание (Слайд 18)

1 группа: Фразеологический зверинец

Установи соответствие (карточки накладываются на таблицу)

Вместо точек вставь названия животных.

Голоден как ….. Болтлив как ………

Хитёр как ….. Упрям как …………

Труслив как ………. Нем как ………..

Колючий как …….. Грязный как ……………

Здоров как ………

2 группа: Заполни пропуски: ( Карточки накладываются на таблицу)

Потерять …………. Зарубить на ……………

С глазу на …………. Навострить …………….

Не попадает зуб на………… Проглотить …………

Мастер на все …………… Идти в ………..

Не ударить в грязь ……………..

3 группа: Выбери нужное слово: ( Карточки накладываются на таблицу с картинками)

— Кровь с (кофе, молоком, чаем)

— Тянуть кота за (шерсть, уши, хвост)

-Лезть в (бочку, бутылку, банку)

-Дело в (коробке, рукаве, шляпе)

— Ни рыба, ни (мясо, яйцо, торт)

— Писать как курица (пером, лапой, клювом)

— Крутить (обручем, пальцем, носом)

— Негде упасть (яблоку, персику, мячу)

4 группа:

Составь рассказ из предложений. Если хочешь, инсценируй.

Когда баклуши бил с утра?

Глеб у доски повесил нос.

О чём же думал он тогда?

Краснеет до корней волос!

Выступление лингвистов. Какую версию поддерживаете?

Незаметно для себя мы составили фразеологическое лото, продукт нашего проекта о фразеологизмах. У нас есть ещё и артисты. Просим их презентовать наш проект!

10. Презентация проекта

Выбрать частушку к своему заданию

1. Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно.

Мы частушки-фразеушки

Пропоём старательно

2. С виду мы не очень схожи,

Петька толстый, я худой!

Не похожи мы, а всё же,

Нас не разольёшь водой!

3. За обедом в разговоре,

Лез в бутылку с нами, споря,

А потом сказал:

Друзья, не в своей тарелке я!

4. Не умеет дятел петь,

Нет у дятла слуха!

Говорят, ему медведь

Наступил на ухо!

5. Наш кончается урок,

Все узнали назубок:

Украшают нашу речь,

Выраженья, их не счесть!

6. Вы не ссорьтеся, друзья,

Есть теперь у нас игра,

Поиграем мы в лото,

Развивает речь оно!

7. Вот закончился урок!

Подвести пора итог!

Не сочти за одолженье,

Расскажи о настроенье!

8. Скоро будет Новый год,

На доске нас ёлка ждёт!

Покажи свой результат,

Приклей игрушку на плакат!

— Оцени свою работу на уроке в соответствии с цветовой гаммой ( Слайд №19), украсив новогоднюю ёлку.

( Из пластилина дети приклеивают игрушки, украшают ёлочку)

— Мы не сидели, сложа руки, а работали в поте лица.


11. Итог урока

Вот и закончилось наше короткое путешествие в мир фразеологии. Фразеологизмы делают нашу речь более ясной, образной и выразительной, а это и помогает (показать на эпиграф) ценить и любить родной язык!

12. Рефлексия

Подведем итог нашей работы: закрой глаза. Попробуй мысленно ответить на вопросы:

— Что вы узнали нового?

— Пригодятся ли нам эти знания?

— Что вы чувствовали на уроке?

— Всегда ли вы могли сами справиться с заданием?

Открой глаза.

— Кто из вас хочет сказать об этом вслух?

— Что помогло нам дойти до конца пути? Вы молодцы!

И я ухожу с урока с хорошим настроением: Меня порадовали ваши ответы. Я довольна вашей работой.

— Спасибо за сотрудничество (Слайд № 20)



5


Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Частица как часть речи"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: