Урок русского языка в 7 классе «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»



МОУ «Гимназия №1» города Курчатова Курской области











Урок русского языка в 7 классе


«Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных»






Урок подготовила и провела

Учитель русского языка и литературы

Косникова Галина Владимировна









Курчатов 2015



ТЕМА: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных».

(Обучение в 7 классе ведется по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. М.: Просвещение, 2013).

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

  • познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;

  • формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных;

Развивающие:

  • развивать логическое мышление учащихся;

  • развивать умение самостоятельно работать;

  • формировать коммуникативные умения и навыки.

ХОД УРОКА.


I. Актуализация знаний.


1. Слайд 2. Орфоэпическая разминка. Произнесите слова, правильно расставляя ударение.


Нанесена, нанесен, переведен, переведена, переведенный, повлекший, прибывший, привезен.


Слова какой части речи использованы в задании? Какими морфологическими признаками обладает причастие?


2. Слайд 3. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете причастие. Для этого выполним задание «Третий лишний».


Ветреный, глиняный, скошенный

Убранный, замороженный, карманный

Крашеный, вязаный, колющий

Нагреваемый, изучаемый, квашеный.


(Лишними являются слова скошенный (причастие), карманный (прилагательное), колющий (действительное причастие), квашеный (отглагольное прилагательное, но дети обозначают это слово пока как страдательное причастие).


Объясните написание Н и НН в суффиксах прилагательных. Дополните ответ другими примерами, иллюстрирующими правила написания Н и НН в суффиксах прилагательных.


Составьте и запишите предложение, используя данные прилагательные:


1 ряд – простое с однородными членами;

2 ряд – сложное предложение;

3 ряд – предложение с обращением.


Графически обозначьте написание Н и НН в суффиксах прилагательных.


II. Работа по новой теме.


Слайд 4. Обратимся к причастиям, использованным в задании «Третий лишний».


Скошенный

Убранный

Замороженный

Крашеный

Вязаный

Квашеный


— Какие морфологические признаки характерны для всех этих причастий?

(полные, страдательные, прошедшего времени).


Обратим внимание на суффиксы причастий. Какую особенность в правописании суффиксов вы увидели? (можно писать с одной и двумя буквами Н).


Попробуйте сформулировать тему нашего урока, запишите её. Сравните её с темой, обозначенной в учебнике. Слайд 5.

Каковы цели нашего урока? Чему мы должны будем научиться?

Какое понятие в теме вам не знакомо? (отглагольные прилагательные).


Учитель: Отглагольными прилагательными называются слова, образованные от глаголов несовершенного вида без зависимых слов.


Обратимся к слайду 3. Среди данных слов давайте найдем отглагольные прилагательные. Выпишите их, выделите суффикс, покажите, как они образованы, и сформулируйте правило написания Н и НН в отглагольных прилагательных. Слайд 6.

(Отглагольные прилагательные пишутся с одной буквой Н).


Рассмотрим оставшиеся причастия (слайд 3). От глаголов какого вида они образованы? Запишите эти причастия, выделите суффикс, сформулируйте правило их написания. (Причастия, образованные от глаголов совершенного вида, пишутся с двумя буквами Н). Слайд 7.


Давайте обратим внимание на морфемный состав таких причастий. (Отмечаем наличие приставки).


Слайд 8. Рассмотрите внимательно данные примеры. Какую особенность в написании слов мы можем отметить? (Одно и то же слово пишется по-разному).


Крашеный пол; крашенный бабушкой пол.

Вязаный шарф; вязанный вручную шарф.


Разобраться в этом вопросе нам поможет учебник. Читаем образец рассуждения §21.

Записываем данные словосочетания, объясняя орфограмму и разграничивая причастия и отглагольные прилагательные.


III. Тренировочные упражнения.


  1. Упр.114 по учебнику (коллективное выполнение с объяснением).

  2. Упр.115 (выполняем по вариантам). Орфоэпическую работу выполняем устно.


Итог урока:

Составьте смысловые цепочки из данных слов (слайд 9)

Причастие, прилагательное, приставка, глагол, совершенный вид, несовершенный вид, зависимое слово, Н, НН.


Домашнее задание: §21 выучить правило, ответить на вопрос «Почему возникают трудности при написании Н или НН в причастиях?»; упр. 116.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Восстановление деформированных предложений. Письмо слогов и слов с буквами Л, л"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: