Конспект урока для 6 класса «Предпринимательство и бизнес»


КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД МАЙКОП»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 5»












МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по обществознанию в 6 классе

по теме «Предпринимательство и бизнес»






Автор:

Боровикова Наталья Васильевна,

учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия № 5»





Майкоп – 2013г.

Тема урока: Предпринимательство и бизнес


Бизнес — это игра, величайшая игра в мире –

если вы знаете, как в нее играть.

Томас Дж. Уотсон


Цели:

  1. Рассмотреть особенности предпринимательской деятельности и бизнеса;

  2. Развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.

  3. Формировать умения анализировать экономические понятия.

Основные понятия: предприниматель, бизнес, фирма, капитал, технология, менеджер, инновация.

Оборудование: раздаточный материал, презентация, словарь терминов.


План урока:

  1. Эволюция терминов «предприниматель» и «предпринимательство».

  2. Этапы организации фирмы.

  3. Личные качества предпринимателя (пирамида успешности).

  4. Основы предпринимательской деятельности.

  5. Организация собственной фирмы. Реклама фирмы.

Ход урока

Урок – творческая лаборатория. Учащиеся делятся на несколько групп по 5 человек. В ходе урока учащиеся выполняют различные формы работы, за каждое правильно выполненное задание присваивается бонус. В конце урока бонусы подсчитываются и учащиеся получают оценки.




1.Организационный момент

Учитель зачитывает отрывок из книги А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и подводит к теме урока. (см. приложение №1)

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока “Бизнес и предпринимательство”. Эти слова нам очень хорошо знакомы, мало того мы совершенно справедливо считаем их синонимами, и может показаться странным дублирование в теме слов одного понятийного аппарата. Это намеренное соединение их вместе, чтобы они не только помогли нам проникнуть в суть самого распространенного социально-экономического явления, но и увидеть отличительные оттенки и нюансы.

Первым появилось слово “Бизнес”. Это слово английское и это не случайно, т.к. Англия является классическим примером капиталистических отношений основанных на бизнесе и предпринимательстве. Оно распространено по всему миру, им пользуются во всех странах. Бизнес это делание денег из денег, но… обязательно, через какую либо полезную деятельность, создающую продукты или оказывающую услуги.

Легко понять, что бизнес можно успешно делать, только обладая предприимчивостью, а предприимчивость проявляет себя только через бизнес. Предприимчивость как особый талант и бизнес как дело составляют содержание предпринимательства.


2. Актуализация темы

Учитель: Бизнес и предпринимательство – это реалии современной экономики, которые окружают нас повсюду, являясь частью нашей жизни. И поэтому совершенно очевидна актуальность данной темы, её значимость для нас с вами. Для многих из вас это будет делом вашей жизни. Многие, кто сидел за этими партами за 10-12 лет до вас открыли свои магазины, строительные фирмы, адвокатские конторы, парикмахерские. И мы не имели тогда возможности обсуждать эти вопросы, их учила сама жизнь. Вы находитесь в более выгодных условиях, ещё на школьной скамье вы можете готовить себя к столь непростому делу.

Задание №1.

Перед вами лист с различными определениями термина «предприниматель» и «предпринимательство». На основе данных терминов сформулируйте свое понимание термина. (см.приложение №2 «эволюция терминов»).слайд 2.


Команды защищают свою формулировку определения, затем учитель комментирует эти понятия.

Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли.

Предприниматель – человек, основывающий новое дело для получения прибыли.

Учитель: прежде чем создать свою собственную фирму предприниматель должен самостоятельно ответить на основные вопросы экономики:

  • Что производить;

  • Как производить;

  • Для кого производить;

  • По какой цене реализовывать.

Работа по материалу презентации (слайд 3- 6).

Задание №2

Учащиеся получают задание, в котором необходимо восстановить последовательность этапов организации фирмы и создания новой продукции. Затем на основе данных этапов создать собственную фирму и прорекламировать свой товар (сочинить текст рекламы). см. приложение №3, слайд 7.

Учитель, Мы видим, что любой бизнес начинается с идеи. Люди выбирают вид деятельности, который становится не только делом их жизни, но и ещё должен создавать товар, который нужен, будет востребован и только тогда он принесёт прибыль и хозяйственная деятельность будет успешна. Но совершенно очевидно, что одной идеи недостаточно. Люди должны обладать определёнными качествами. Что же это за качества?

Задание №3

Определить какие черты характера личности, качества должен сформировать в себе человек, чтобы быть успешным предпринимателем (построить пирамиду успешности).см.приложение № 4, слайд 8.

Учитель: предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан лишь с идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрением новых методов организации производства или новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.

Инновация — нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. слайд 9.


  1. Подведение итогов урока.

Игра «крестики — нолики» — обобщение темы урока. Учащимся предлагается ряд вопросов обобщающего характера, затем совместно подводятся итоги урока. Слайд 10, см. приложение № 5.




Приложение № 1

Отрывок из книги французского

писателя Антуана де Сент-Экзюпери (1900-1944)

«Маленький принц»

Во время своего путешествия Маленький принц попал на планету, которая принадлежала «деловому человеку».

Деловой человек был очень занят. Он считал звезды. С неохотой оторвавшись от этого занятия, он ответил на во­просы Маленького принца. Вот какой разговор состоялся между ними:

  • Пятьсот миллионов звезд? И что же ты с ними дела­ешь?

  • Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тыся­чи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность.

Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?

  • Что делаю? -Да.

  • Ничего не делаю. Я ими владею.

  • Владеешь звездами?

  • Да.

  • Но я уже видел короля, который…

Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем другое дело.

  • А для чего тебе владеть звездами?

  • Чтобы быть богатым.

  • А для чего быть богатым?

Чтобы покупать новые звезды, если их кто-нибудь от­кроет.

«Он рассуждает почти как тот пьяница», — подумал Ма­ленький принц.

И стал спрашивать дальше:

  • А как можно владеть звездами?

  • Звезды чьи? — ворчливо спросил делец.

  • Не знаю. Ничьи.

  • Значит, мои, потому что я первый до этого додумался.

  • И этого довольно?

Ну конечно. Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, он твой. Если тебе первому придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь на нее патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто не догадался ими владеть.

— Вот это верно, — сказал Маленький принц. – И что же ты с ними делаешь?

Распоряжаюсь ими, — ответил делец. — Считаю их, пересчитываю. Это очень трудно. Но я человек серьезный.

Однако Маленькому принцу этого было мало.

  • Если у меня есть шелковый платок, я могу повязат; его вокруг шеи и унести с собой, — сказал он. — Если у ме­ня есть цветок, я могу его сорвать и унести с собой. А ты ведь не можешь забрать звезды!

  • Нет, но я могу положить их в банк.

  • Как это?

  • А так: пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.

  • И все?

  • Этого довольно.

«Забавно», — подумал Маленький принц. — И даже по­этично. Но не так уж это серьезно».

Что серьезно, а что несерьезно, — это Маленький принц понимал по-своему, совсем не так, как взрослые.

У меня есть цветок, — сказал он, — и я каждое утре его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку по­лезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы…

Деловой человек открыл было рот, но так и не нашелся, что ответить, и Маленький принц отправился дальше.

Приложение № 2

Эволюция терминов

«предприниматель» и «предпринимательство»



1725 г. Ричард Кантильон: Предприниматель – это человек действующий в условиях риска.


1797 г. Бодо: Предприниматель – лицо несущее ответственность за предпринимаемое дело.


1934 г. Йозеф Шумпетер: Предприниматель – это новатор, который разрабатывает новые технологии.


1961 г. Девид Маклелланд: Предприниматель – энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска.


1985 г. Роберт Хизрич: Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью.

Предприниматель – человек, который затрачивает время и силы, берет на себя риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.



Словарь терминов


Бизнес – деятельность человека или группы людей, связанная с производством, продажей или покупкой товаров и услуг.

Инновация — нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.

Капитал (от французского – богатство) – денежные средства, который вкладываются в организацию дела.

Менеджер – наемный руководитель фирмы (управляющий).

Предприниматель – человек, основывающий новое дело для получения прибыли.

Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли.

Технология – способы производства товаров и услуг.

Фирма – торговое или промышленное предприятие, использующее природные ресурсы, капитал и труд людей для создания и продажи потребителям товаров и услуг с целью получения прибыли.


Приложение № 3



Укажите последовательность этапов

при организации собственного дела.


— определить источники начального капитала (кредит, сбережения, накопления).
— решить вопрос об организации работы фирмы ( наемные работники, способы производства, заключение договоров, работа менеджеров).

— реклама фирмы.
— найти помещение для фирмы.
— зарегистрировать дело.

— аренда здания.

— идея (что будем производить).


Укажите последовательность создания новой продукции:

— составление бизнес- плана.
— выпуск пробной партии продукции.
— разработка идеи
— установление цены на товар
— выпуск готовой продукции.



Приложение № 4

Качества предпринимателя


  1. Профессионализм.

  2. Законопослушность.

  3. Бережливость.

  4. Жадность.

  5. Скупость.

  6. Индивидуализм.

  7. Целеустремленность.

  8. Легкомыслие.

  9. Ответственность

  10. Трудолюбие.

  11. Хвастовство.

  12. Лень.

  13. Инициативность.

  14. Рассеянность.

  15. Самостоятельность.

  16. Нерасторопность.

  17. Честность.

  18. Умение рисковать.
























Приложение № 5


Вопросы для игры. ( «Х» и «О»)


  1. Для организации своего дела необходима конкретная идея (да).

  2. Ленивый, нерасторопный человек легко справится с ролью бизнесмена (нет).

  3. кредит в банке предполагает что его надо отдать с процентами (да).

  4. Для организации фирмы не нужно начального капитала (ден. средств) (нет).

  5. Основная цель предпринимателя – получение прибыли (да).

  6. Государственная регистрации фирмы не обязательна (нет).

  7. Роль, задача менеджера заключается в том, чтобы планировать, руководить, управлять работой других (да).

  8. Предпринимателем по закону может стать человек, достигший 12 лет (нет).

  9. То чем занимаются предприниматели называется бизнес (да ).




Учащиеся заполняют игровое поле.

Х – да; О – нет. Затем проверка вместе с учителем.


11


Свежие документы:  Конспект урока на тему «Средние века: время рыцарей и замков»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: