Конспект урока на тему «Действие закона во времени и в пространстве»


Гайниева Диана, студентка факультета

истории и юриспруденции филиала КФУ в г. Елабуга

План-конспект урока

Тема: «Действие уголовного закона во времени и в пространстве»

Тип урока: урок изучение нового материала.

Цели:

Познакомиться с общей характеристикой действия закона во времени и в пространстве.

Образовательные задачи:

— Формировать у обучающихся представление о действии закона во времени и в пространстве;

— Установить и закрепить с учениками следующие понятия: «действие закона во времени», «действие закона в пространстве», «экстрадиция», «дипломатический иммунитет» и т.д.

— Рассмотреть типы совершения преступления по времени.

Развивающие задачи:

— Совершенствовать навыки самостоятельного поиска ответов;

— Научить аргументировать свою точку зрения;

— Обучить учеников устанавливать какой закон будет действовать в тех или иных случаях.

Воспитательные задачи:

Формировать уважительное отношение к закону, к необходимости его исполнения, то есть законопослушание;

— Воспитать нравственно-правовые качества, направленные на осознание учениками ответственности за свои поступки;

Учебно-методический комплекс:

1. Учебник: Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. М.: Русское слово. 2008. С. 90-97.

2. Учебник: Кочои С.М. Уголовное право. Общая и Особенная части: Краткий курс. 2010. С. 12-13.

3. Уголовный кодекс РФ.

4. Презентация.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Этап изучения нового материала.

III. Закрепление пройденной темы.

IV. Подведение итогов урока.

V. Задание на дом.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Взаимные приветствия учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих. Организация внимания.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель: Тема нашего сегодняшнего занятия: «Действие уголовного закона во времени и в пространстве». Основной целью урока является: систематизация, обобщение и закрепление знаний о действии нормативно-правовых актов: во времени, в пространстве и по кругу лиц; в каких случаях вступают в силу нормативные правовые акты, и в каких случаях они утрачивают юридическую силу.

II. Изучение нового материала.

Учитель объясняет тему данного урока, демонстрируя презентацию и вовлекая детей в обсуждение при помощи следующих вопросов:

1)В каких случаях нормативные правовые акты вступают в силу?

Ответы учащихся:

— когда указана конкретная дата, вступления нормативного акта в силу;

— когда указаны обстоятельства, при которых документ приобретает юридическую силу.

2)В каких случаях уголовный закон утрачивает юридическую силу?

Ответы учащихся:

— когда истек срок, на который они были приняты;

— при их отмене специальным актом;

— при принятии другого нормативного правового акта, который регулирует подобную ситуацию;

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Самооценка отношений в семье»

— при исчезновении обстоятельств, которые регулировались нормативным правовым актом.

3)Проанализируйте действие закона во времени и в пространстве.

Ответы учащихся:

— Действие закона во времени – это обязательность исполнения закона в течение определенного промежутка времени, на определенной территории (в пространстве)и в отношении конкретного круга лиц, организаций или иных субъектов права.

— Действие закона в пространстве означает его применимость на определенной территории.

После обсуждения учитель сообща с классом делает выводы о действии закона, о его необратимости, о необходимости исполнения законов в любом месте, и в любом времени.

Учитель предлагает ученикам поработать с Уголовным Кодексом РФ (глава 2. статьи с 9 – по 13) и найти ответ на следующую задачу:

Задача №1.Петя совершил 5 октября проступок, за который, согласно нормам закона, полагалось наказание в виде лишения свободы. Однако в связи с либерализацией политико-правового режима 18 октября был принят новый закон. Его нормы предписывают не считать проступок Пети нарушением права. Как поступить правоприменителю, если он будет рассматривать случившееся 29 октября?

Учащиеся: По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 9 УК, преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния, преступления, совершенные до вступления в силу нового закона, должны квалифицироваться по старому закону, хотя бы расследование или рассмотрение в суде и производилось уже во время действия нового закона. В этом случае к деянию, которое было совершено до вступления в силу нового закона, применяется уголовный закон времени совершения преступления, хотя он уже не действует, отменен новым законом. Такое действие старого закона называется переживанием старого, отмененного закона.







На доске нарисован кроссворд (Приложение №1) по данной теме, чтобы его решить, ученики по — очереди подходят к столу, где лежат билеты с вопросами, и каждый из учеников должен взять один билет. Ответ, данный на билет записывается в приведенном кроссворде на доске под соответствующим номером.

Вопросы кроссворда:

1)Институт в соответствии с которым лицо, находящееся на территории государства, передается другому государству, на территории которого это лицо совершило преступление.(Экстрадиция)

2)Принцип в котором граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие вне пределов РФ преступления против интересов, охраняемых УК РФ. (Гражданства)

3)Глава дипломатического представительства, военные, военно – полевые и военно – воздушные, а также и их помощники; второй и третий секретарь, также члены их семей, не являющиеся гражданами государства, в котором действует дипломатическая миссия, и проживающие с ними совместно. (Дипломатический)

Свежие документы:  Конспект и презентация к уроку "Социальные права человека" 9 класс

4)Какие суда находятся под флагом РФ, независимо от места нахождения. (Военные)

5)Сила, при которой применение его к лицам, совершившим преступление до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, не имеющих судимость. (Обратная)

6)Государственные участники вправе осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении своих граждан, находящихся на борту. (Икс)

III. Этап закрепления нового материала.

Учитель: А сейчас будет тест самоконтроля по пройденной теме.

Учащиеся выбирают и фиксируют правильные ответы в своих тетрадях.

(1)Уголовный закон имеет обратную силу, когда …

а) он усиливает наказание

б) он смягчает или отменяет наказание

в) об этом прямо сказано в законе

г) он устанавливает наказание

(2)За совершенное на территории РФ преступление уголовной ответственности по УК РФ НЕ подлежат …

а) члены парламента РФ

б) все граждане иностранных государств

в) Президент РФ

г) дипломатические представители иностранных государств

д) лица без гражданства

(3)Какие принципы действия уголовного закона в пространстве закреплены в Уголовном кодексе РФ?

а) принцип гражданства;

б) принцип равенства граждан перед законом;

в) принцип универсальной юрисдикции;

г) реальный принцип;

д) принцип законности.

(4) Как называется применение уголовного закона компетентными органами на всей территории, принадлежащей государству?

а) принцип равенства граждан перед законом;

б) действие уголовного закона в пространстве;

в) подсудность;

г) действие уголовного закона во времени;

д) соразмерность наказания совершенному преступлению.

(5)Территориальный принцип действия уголовного закона не распространяется на преступления, совершенные…..

(6) Уголовный закон по — общему правилу считается приобретшим юридическую силу с момента ……

(7) Реальный принцип действия уголовного закона в пространстве распространяется на……

(8) Уголовный закон не имеет обратной силы, если он….

По окончании работы проводится взаимопроверка.





IV. Подведение итогов урока.

Учитель: Подводя итог нашего сегодняшнего занятия, попрошу вас ответить на вопрос: «Что нового вы узнали для себя в ходе изучения данной темы»? (ученики отвечают по цепочке)

Выставление оценок за работу на уроке.

V. Задание на дом.

Домашнее задание: Проведите исследование на тему: «Как я узнаю о нормах права». Выясните, из каких источников люди, которые окружают вас, узнают об общеобязательных правилах поведения. Сделайте вывод.











































Приложение №1





6



2


3

1
















4

5











































скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: