Конспект урока на тему «Свобода и ответственность»


Основы светской этики

Башкортостан, Благоварский район, с.Благовар, МОБУ СОШ.

Ганеева Татьяна Владимировна



Урок № 10 «Свобода и ответственность»

  1. Орг. момент.

  2. Целевая установка: продолжим разговор о свободе, узнаем какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность.

  3. Проверка домашнего задания:

Для того, чтобы начать наш разговор проверим домашнее задание

  1. Как можно проанализировать картину Федора Решетникова «Опять двойка», с точки зрения морального конфликта?

Плохая отметка — мама, семья

Сказать или не сказать?

Как правильно выйти из этого конфликта?

  1. Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора? Приведите свои примеры.

Вывод: Из ваших жизненных ситуаций видно, что каждый из вас часто оказывается в ситуации морального выбора, и чтобы поступит правильно, добродетельно, обязательно нужно все взвесить, подумать, потом принять решение.

  1. Изучение нового материала:

Сегодня мы как раз и будем учиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами.

Работа с высказыванием:

СВОБОДА – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ВОТ ПОЧЕМУ ЕЁ ТАК БОЯТСЯ.Б. ШОУ

— Как понимаете данное высказывание? (Нести ответственность дело не простое, трудное, этому нужно учиться.)

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

— Найдите в тексте учебника ответ, что такое ответственность. (Ответственность – эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.)


РАБОТА В ПАРАХ

— Прочитайте стр. 24 и найдите, какие существуют условия ответственного поведения. Приведите свои примеры к каждому условию.

1. ответственность только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора.

2.Преднамеренность. (Заранее обдуманный, умышленный. Ожегов)

3.Отдавать отчет в последствиях совершаемых действий.


— Стр. 25, 1 абзац. Что такое внутренняя обязанность человека? (способность человека задавать себе вопросы, прежде, чем совершать какой-либо поступок. )

— Зачем каждый из нас должен уметь задавать себе такие вопросы? (чтобы проанализировать и не совершить порочных поступков)

— Стр. 25, 2 абзац. Прочитайте. Коллективно.

КТО? ЗА ЧТО? ПЕРЕД КЕМ?

Определите отношения ответственности и заполните таблицу

Кто?

За кого?

Родители


Учителя


Дети


Ученики


Люди


Друг


Человек



РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМ ТЕКСТОМ.

В.А.Сухомлинский

Как воспитать настоящего человека

(Отрывок)

Самое большое счастье для отца и матери — твоя честная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы — усердие в учении. Приноси в дом радость, оберегай счастье семьи.

Если люди считают тебя плохим человеком — это большое горе для твоей матери и твоего отца.

По-настоящему любить отца и мать — это значит приносить в дом мир и покой.

Дорожи честью семьи. Знай, что твоя семья — это не только отец и мать. Это и вы, дети. Это твое поведение, твои поступки. Со всеми людьми надо быть правдивыми, но для матери и отца малейшая капелька лжи, если только они дорожат своей честью, — это большое несчастье.

Спрашивай у отца и матери разрешения и позволения на то, что без их воли делать нельзя. Настоящая свобода сына и дочери — быть послушными детьми. Подчинение воли родителей — первая школа гражданского воспитания, твоей совести. Если ты не научился подчиняться воле родителей и в этом подчинении видеть настоящую свою свободу — ты не сможешь стать верным отцом своих детей, любящей матерью, настоящим человеком.

ВОПРОСЫ:

1. Каким надо быть, чтобы родители были по-настоящему счастливы, гордились тобой?

2. В чем заключается настоящая свобода сына и дочери?

3. Что нужно для того, чтобы стать настоящим человеком?


РАБОТА В ГРУППАХ.

1 ГРУППА. Продолжи перечень поступков, которые будут приятны близким тебе людям:

1. Доставлять радость.

2. Интересоваться заботами и делами родных и близких.

3. Вежливо разговаривать, не повышать голоса, не хлопать дверью, сдерживаться в любой ситуации.

4. Обращаться по имени, потому что имя — самое приятное для человека слово.

2 ГРУППА. Согласны ли вы с утверждением, что основой наших отношений к ближним должны быть следующие великие истины: «Никогда не делать другим того, чего мы сами себе не желаем и поступать с другими так, как бы мы желали, чтобы с нами поступали»?

Получается ли у вас так жить? Приведите примеры.

3 ГРУППА. Хороший человек — кто он?

Попробуйте составить словесный портрет хорошего человека

4 ГРУППА. Ответственный человек — кто он?

Попробуй нарисовать портрет (рекламу) ответственного человека (в тетради).



  1. Итог урока: Легко ли быть свободным?

Синквейн к слову:

  1. СВОБОДА

  2. Думать, задавать, поступать

  3. Свобода –это обязанности.

  4. Ответственность

Дома:

1 ГРУППА. Продолжи перечень поступков, которые будут приятны близким тебе людям:









2 ГРУППА. Согласны ли вы с утверждением, что основой наших отношений к ближним должны быть следующие великие истины: «Никогда не делать другим того, чего мы сами себе не желаем и поступать с другими так, как бы мы желали, чтобы с нами поступали»?

Получается ли у вас так жить? Приведите примеры.







3 ГРУППА. Хороший человек — кто он?

Попробуйте составить словесный портрет хорошего человека









4 ГРУППА. Ответственный человек — кто он?

Попробуй нарисовать портрет (рекламу) ответственного человека (в тетради).









Свежие документы:  Урок обществознания "Свобода в деятельности человека" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: