Конспект урока на тему « Веселье и труд рядом живут»



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 компенсирующего вида г. Можайска.








Конспект урока на тему


« Веселье и труд рядом живут»








подготовили

воспитатель Григорьева Надежда Николаевна

воспитатель Егорова Наталья Викторовна











г. Можайск

2012г

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями своего народа, гостеприимством, приобщать к духовной культуре на основе активного использования фольклора (песен, пословиц и поговорок, колыбельных).

2. Развивать творческие способности детей в разных видах деятельности (музыкальной, речевой, театрально – игровой, ручной труд).

3. Формировать у детей понятие, что веселье и труд рядом живут.

4. Воспитывать любовь и уважение к своему народу, обогащать словарный запас детей (каруна, запон, пряжа).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с костюмами, изготовление эскизов кокошников, экскурсии с родителями в краеведческий музей. Разучивание хороводов, песен, игр. Заучивание пословиц, поговорок, изготовление кукол.

Оформление: предметы быта из дерева и бересты, русский северный костюм, павлово – посадские платки.

Материалы, инструменты: у каждого ребенка коробочка с ножницами и заготовками, лесные орехи, обрезки пряжи.



Ход занятия.

Звучит русская народная мелодия «Ах, вы сени» (магнитофонная запись).

Под музыку входят дети.

Хозяйка. Здравствуйте, детишки

Девчонки и мальчишки

Спасибо, что мимо не прошли,

Ко мне в гости зашли.

Проходите не стесняйтесь

Поудобней располагайтесь!

Какие вы все ладные, да нарядные. Вы обратите внимание, в каком я наряде? Что это за костюм?

Дети. Русский народный костюм.

Хозяйка. Да, правильно. Это русский народный костюм.

Что носили русские девушки?

Дети. Русские девушки носили сарафаны, юбки.

Хозяйка. А еще что?

Дети. Еще носили длинные рубахи.

Хозяйка. А какие головные уборы?

Дети. Повязки, кокошники, платки.

Хозяйка. Я для вас приготовила нарядных кукол и сейчас расскажу, в каких они нарядах. Это Маша. На ней костюм северных областей нашей страны. Сарафан, рубаха и полушубок, а на голове девичья повязка.

Это Варвара и Катенька из южных областей. На них немного другая одежда. Полушубки там не носили. На Катеньке – рубаха, сарафан, у Варвары – рубаха, юбка и запон (мы теперь называем фартук). Надевали его, чтобы закрыть не украшенную часть одежды. Запон вышивали очень красиво красными и черными нитками и украшали нашитыми лоскутками. Посмотрите, какие у них красивые головные уборы: у Катеньки –повязка.У Варвары – каруна. А это – Настенька. Она из Рязани. В какую одежду она одета?

Свежие документы:  Классный час для 4 класса «Искусство ведения спора»

Дети. Сарафан, рубаха, платок.

Хозяйка. Одежду украшали вышивкой, лентами, бисером, жемчугом. Цвета использовали красный, черный, белый. Красный цвет – огонь, солнце, оберегает от нечистой силы. Белый – чистоту, милосердие. А черный цвет – землю, покой. В те старые времена девушки шили себе костюмы сами, вышивали их, расшивали кокошники и повязки. Трудились они долгими зимними вечерами.

Дети, какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

Дети. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Долог день до вечера, коли делать не чего!

Судят не по словам, а по делам!

Землю красит солнце, а человека труд!

Терпенье и труд все перетрут!

Была бы охота, будет, ладится работа.

Есть терпение будет и умение.

Хозяйка. Молодцы ребята, сколько знаете пословиц о труде. А сейчас Тема с ребятами разыграют для нас сценку.

(Тема располагается на ковре с большой ложкой).

1 ребенок. Не колода, не пень, а лежит целый день!

2 ребенок. Вот лодырь!

3 ребенок. Не жнет, не косит, а есть просит!

1 ребенок. Тит, а Тит иди молотить!

Тим. Живот болит.

2 ребенок. Тит иди кашу есть!

Тит. Где моя большая ложка? (ищет ложку, находит, и сидит, ест кашу).

Все. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Хозяйка. Детушки, вы поняли кто он такой?

Дети. Он лодырь, лентяй, не хочет совсем работать.

Хозяйка. Не любили в народе лодырей, смеялись над ними, говорили

« Спишь, спишь, а отдохнуть некогда».

Ой, детишки, никак младенец заплакал (в люльке заплакал «младенец»). Настенька пойди, успокой его, спой ему колыбельную, качни.

Настенька успокаивает.

Хозяйка. Дети всегда были хорошими помощниками, и взрослые с любовью говорили: «Маленький, да удаленький».

А вы любите трудиться?

Дети. Да.

Хозяйка. Сейчас мы с вами сделаем подарки для малышей к Новому году. Куколок из пряжи. Сейчас я вам напомню, как их надо делать. Надо взять картонку, аккуратно намотать пряжу, снять и связать ее. И получится вот такая кукла. А чтобы работа ладилась, и было веселей, будем петь песню русскую народную (поем «Ой вставала я ранешенько»).

Дети закончили работу.

Хозяйка. А теперь, идите, детушки, поиграем, хоровод поводим.

Хоровод « На горе – то калина».

Игра русская народная «Пошла коза по лесу».

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу дети ведут хоровод

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Содержание трудового договора»

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем

Головкой покачаем, качаем, качаем

И снова начинаем, чинаем, чинаем.

Хозяйка. В старину, когда вот так собирались девчонки да мальчишки слушали рассказы, сказки, трудились, веселились – назывались посиделками.

Посиделки всегда заканчивались чаепитием с тем, что приготовили дома и приносили с собой. Я тоже испекла большой пирог и приглашаю вас на чай из самовара.









Список использованной литературы



1. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции – Санкт П. Издательство «Паритет», 2003.

2. Кокуева Л.В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа – Метод. пособие М: «Аркти» 2005.

3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы – М: «Аркти» 2005.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: