Конспект урока по Обществознанию «Мир варварства: недолгий путь от «silvaticus» к «sivis»»


Тема: Мир варварства: недолгий путь от «silvaticus» к «sivis».



Цели урока: в результате изучения темы обучающиеся:

  • получают общее представление об особенностях мира варварства, противостоящих, с одной стороны античности, а с другой – заложивших основы следующей за ней цивилизации средневековья; определяют своеобразие экономических, социальных и политических отношений.

  • развивают навыки работы с источниками, дополнительной литературой по теме;

  • дают оценку системе ценностей, сформировавшихся в варварском мире.



Оборудование: проблемные задания по теме, компьютерная презентация по теме.

Ход урока:

работа учителя

работа учащихся

  1. Оргмомент.

  2. постановка цели урока.

Учитель знакомит с понятием « варвары»:

  • — в древнем Риме – все неримляне ( чужеземцы не говорящие на латинском языке);

  • в современной исторической литературе- племена и народы, живущие доклассовым и догосударственным строем

Учитель знакомит с особенностями хозяйственной жизни варваров, ставит проблемный вопрос: Почему Ю Цезарь в «Записках о Гальской войне» указывает на нежелание варваров усердствовать в обработке земли?

Задание учащимся:

подобрать по тексту учебника информацию о славянах в 8-9 веках,(стр50-55 учебника Волобуева О В) попытаться найти сходство и различия в политическом, экономическом и социальном развитии общества.



Знакомство с социальной структурой общества- объяснение учителя

Пояснения учителя:

Поскольку от военных походов зависело благосостояние племени появляется обычай сбора дани в пользу князя (страндхуг, полюдье).

Авторитет князя основывается на нескольких факторах:

  • Делится добычей

( скупость считается грехом);

  • Знатность князя (происходит от верховного бога – Вотана, Перуна);

  • Личная доблесть и военная удача князя носит мистический характер.















(учитель может предложить учащимся подобрать материал по учебнику, характеризующий религию у древних славян).































При знакомстве с системой ценностей варварского общества ученикам предлагается проблемное задание с целью закрепления полученных знаний.

Ценности варварства:

    1. Родовые – побратимство, обычай кровной мести, гостеприимство.

    2. Военные –

а) безграничная преданность вождю ( тризна);

б) презрение к труду;

в)храбрость, святость войны, неистовство в бою.

Информация для учителя.

Воин погибший с оружием в руках попадает в Валгаллу, где пьёт вино из волшебной непустеющей чаши, охотится и участвует в поединках, погибая и воскрешаясь. С наступлением часа Рагнаради ( море наступает на сушу и поглощает её) встречает смерть в одном строю с богами и погибает без надежды на успех. Струсивший в бою –нидинг, обречен вечно прозябать в ледяной пустыне Нифлгейм, живя в хижине построенной из гигантских костей ядовитых змей.

Особую категорию викингов составляли берсеркеры – воины одурманивающие себя перед боем отваром мухомора и терявшие при этом страх и чувство боли. Берсеркеры становятся в 9 веке настоящим бедствием для Скандинавии.

г) Культ человека – зверя( внешние атрибуты – одежда из шкур, рогатые шлемы, обычай утолять жажду на поле боя кровью поверженного врага и т. д).жажда добычи и презрение к роскоши.

е) культ оружия (сохранился у рыцарства)

ж) фатализм.

з)пир как праздник богов и удачи.



Примечание: «silvaticus» — от латинского «лесной», «дикий», «грубый», «варварский»;

«sivis» -государственный», «гражданский».























Учащиеся по карте локализуют проживание варварских народов (восток и северо-восток Европы), работают с текстом учебника «Россия и мир» под ред Волобуева О В –стр18-19.

1.Обсуждение и запись в тетради:

-сложные природно-климатические условия

— осёдлый образ жизни

— примитивное земледелие (подсечно-огневое), огородничество и скотоводство

(низкая производительность труда и обычай убивать новорожденных детей в неурожайные годы).

— земля не находится в собственности ( считается душой рода), не подлежит купле – продаже, происходит уравнительный передел каждый год.



2.Составление таблицы в тетради, характеризующие изменения в социальной структуре общества:

I век до н.э.

I век н.э.



Народное собрание

( тинг, вече)

Социальное равенство, равенство в решении вопросов рода.




Ярл (конунг, князь)

( статен, отважен, владеет ратным искусством –удел править и воевать).

Бондер, людин.

(свободный общинник) – скотовод и земледелец, может участвовать в походах.

Тралс, смерд (раб) – пленник, разорившийся общинник, полностью бесправен, получает свободу в исключительных случаях.

Вывод :устанавливается форма правления получившая у Ф. Энгельса название « военной демократии».

(появляется слой людей имеющих интересы в войне;в решении вопросов племени принимают участие только воины).













3.Работа учащихся с текстом учебника с целью знакомства с особенностями религиозного мировоззрения варваров:

существует язычество, краткие сведения о пантеоне богов можно представить в виде схемы.

Один – творец людей, покровитель воинов, создатель письменности.

Тор- бог грома и молний (Перун у славян).

Вотан – бог бурь (Стрибог);

Нертус – богиня весны;

Норны – богини времени, и т. д.

Низшие божества (нимфы, феи, эльфы, домовые, лешие)



Составляют план – конспект.





4.Отвечают на вопросы :

Прочти отрывки из скандинавских саг.

О каких ценностях варварства идее речь в документах?

1. «Мир принадлежит тем, кто храбрее и сильнее».

2. «бедный плывёт за добычей, богатый за славой».

3. «Я с колыбели обрёк свою жизнь войне».

4. « Ты трус ещё не видал человеческой крови».

5. «Мы не воруем, а отнимаем».

6. Мы не верим ни во что кроме силы нашего оружия и нашей храбрости».

7. «Хотя у тебя много отваги и умения, тебе недостаёт удачи чтобы тягаться с конунгом».

8. « Нам сильные Норны и воля Вотана,

Измерили меру и дней и часов.

Тайны не скрою от храброго мужа,

Что пользы не будет тягаться с Судьбою».































Вывод по уроку: Варвары сыграли исключительно важную роль в развитии средневековой цивилизации. Возникшие варварские королевства закрепили порядок условного держания земли, положили начало средневековому законодательству

( Рипуанская Правда, Аллеманская Правда, Салическая Правда, Русская Правда).

Многие ценности варварства унаследованы средневековой цивилизацией.

















Свежие документы:  Хоровое пение и развитие вокально-хоровых навыков у учащихся на уроках общеобразовательной школе

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: