Конспект урока
Ковалько Ольги Александровны
Предмет: обществознание
Класс: 9
Тема урока: Участие граждан в политической жизни.
Цель: формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической культуры.
Задачи:
1) помочь учащимся получить конкретное представление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений;
2) сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях:
демократическом политическом процессе, демократической политической культуре;
3) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и
находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
4) способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.
Оборудование: документы, диаграммы, схема.
Методы: проблемно- поисковый, познавательный через самостоятельную деятельность, наглядный.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Организацион- ный момент.
| Настрой учащихся на работу, положительные эмоции. Создание ситуации учебного успеха, снятие напряжения. | Учащиеся настраиваются на работу
|
2.Основная часть 2.1. постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации
| Обращение к схеме на доске:
человек Политическая жизнь
Участие?
Вопросы обсуждения: — может ли рядовой гражданин влиять на политику? — кто может участвовать в управлении делами государства? — зачем людям нужны политические свободы? — вы можете принимать участие в политической жизни страны?
СОВМЕСТНО С УЧАЩИМИСЯ ФОРМУЛИРУЮТСЯ ЦЕЛИ УРОКА. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ ТЕМЫ УРОКА. | Учащиеся высказывают свои суждения ( выборы, референдум, митинги, шествия ) Осознают тему, проблему, цель и задачи урока. Учащиеся обмениваются мнениями, дискуссия. |
2.3. поиск решения проблемы: анализ данных, аргументация
| Анализ документа – гл.2 ст.31,32 Конституции РФ Вопросы классу: — С точки зрения Конституции, участие в политической жизни – право или обязанность граждан РФ? — Как граждане РФ могут участвовать в управлении делами государства? — Каковы формы участия граждан в политической жизни? — Что такое политическое участие? — Каким бывает политическое участие? (схема) — давайте обратимся к учебнику с. 49-50 и более подробно узнаем о двух ведущих формах участия в политической жизни – РЕФЕРЕНДУМЕ И ВЫБОРАХ ( связь с сегодняшним днем – выборы 4 декабря в государственную думу РФ) ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ ФОРМ УЧАСТИЯ И СХЕМЫ — Ваши близкие и родные проявляют политическую активность? Ваши родители пойдут на выборы? АНАЛИЗ ДИАГРАММ ВЫВОДЫ ПО НИМ!!! — ПОЧЕМУ ПАДАЕТ ИНТЕРЕС И АКТИВНОСТЬ ПОСЛЕ 18 ЛЕТ? И УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ПОСЛЕ 25? | Читают, анализируют документ, отвечают на предложенные вопросы.
Записывают термин в тетрадь, переносят схему в тетрадь, дополняют ее данными для этого еще раз обращаются к документу
|
| Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений. Работа с документами : статья И.А. Ильина «Политическая свобода», текст «Свобода собраний и шествий» Обращение за разъяснениями к учебнику с. 53 ОГРАНИЧЕНИЯ ПО КОНСТИТУЦИИ.
| Учащиеся анализируют статьи, отвечают на вопрос к документам, работа с источником — учебник. |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА) | РАЗБОР СИТУАЦИЙ.
— СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ЕГО ДЕЙСТВИЯМИ? — А С ДЕЙСТВИЯМИ ДРУГА?
( НАПРИМЕР, В ТУРЦИИ МОЖЕТ НАСТУПИТЬ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЗА ПОСТОЯННОЕ УКЛОНЕНИЕ ОТ ВЫБОРОВ. В АВСТРИИ ГРАЖДАНЕ, НЕ ПРИНЯВШИЕ УЧАСТИЕ В ГОЛОСОВАНИИ, ПОДВЕРГАЮТСЯ 4-НЕДЕЛЬНОМУ ТЮРЕМНОМУ ЗАКЛЮЧЕНИЮ. В АВСТРАЛИИ И АРГЕНТИНЕ ЗА НЕУЧАСТИЕ НАЛАГАЕТСЯ ШТРАФ ОТ 20 ДО 200 ДОЛЛАРОВ. ТАКЖЕ ЕСТЬ НАКАЗАНИЯ В БЕЛЬГИИ И ГРЕЦИИ.)
| ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ВЫБОР САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОТВЕТА И АРГУМЕТТАЦИЯ СВОЕГО ВЫБОРА. — СОВЕРШЕННО СОГЛАСЕН — СОГЛАСЕН, НО С ОГОВОРКАМИ — ПОЛНОСТЬЮ НЕ СОГЛАСЕН — ЧАСТИЧНО НЕ СОГЛАСЕН
РАССАЖИВАЕМСЯ ПО МЕСТАМ. |
2.4. дискуссия, выводы. | Обществоведы дали четкое название пассивной позиции граждан, какое? ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ – абсентеизм – уклонение от участия в выборах. |
|
Итог урока
Домашнее задание | Подведем итог нашему разговору. Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете принимать участие в политической жизни. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, в том, что участие в выборах – это дело не отдельных людей – это дело каждого, что от каждого голоса и правильного решения зависит ваше будущее. Все в ваших руках. А закончить мне хочется следующими словами – ГЛАВНОЕ НЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА, А ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЙ ВЫБОР!!!
Домашнее задание: написать эссе «Обращение в органы государственной власти по любому интересующему вас вопросу». СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ! ОЦЕНКИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!
| Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, а также еще раз обращаются к тому выводу, который сделали для себя по теме урока. |
6