Пояснительная записка
Цели и задачи
Основная цель преподавания обществознания – формирование социально-коммуникативной компетентности учащихся, социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества. Данная цель соответствует закрепленным в Конституции России основам государственного устройства, потребностям общества и интересам самих подростков.
Главная задача – создание для учащихся максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности.
Ценностные ориентиры в преподавании обществознания
1. Гуманизм, выражающийся в первостепенной значимости жизни человека с его нуждами и потребностями.
2. Здоровье, понимаемое как комплекс физических и психических условий развития личности.
3. Гражданская ответственность, проявляющаяся в принятии ценностей демократии, правового государства и гражданского общества, выработки активной гражданской позиции.
4. Консолидация нации через воплощение в жизнь принципов социальной справедливости.
5. Толерантность, подразумевающая умение строить отношения с представителями других культур.
Курс «Обществознание» в 5–7 классах опирается на элементарные обществоведческие знания. Курс выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.
Основным содержанием курса в 7 классе является:
— знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которые прошло человечество;
— раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;
— ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями сфер общественной жизни — показ места ребенка в современном обществе, его взаимоотношений с родителями, друзьями, педагогами.
7 класс
Обществознание: учебник для общеобразовательных учреждений. 7 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М.: «Просвещение», 2009
Обществознание
7 класс
34 ч.
Дата проведения | Тема урока | Основные понятия | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся (Знать/уметь) | Вид контроля | Домашнее задание | ||
План | Факт | |||||||
1 |
|
| Введение в курс обществознания (1ч) | Общество, страна, государство, сферы общества | Изучение нового материала, лекция | Объяснять значение понятий; соотносить различные значения слова «Общество». | Устный опрос | Составить таблицу « Я знаю», «Я могу», «Мне интересно» |
Человек среди людей (6ч) | ||||||||
2 |
|
| Отношения между людьми | Отношения, доверие, общение | Изучение нового материала, лекция | Анализ ситуативных задач. Уметь работать в малых группах для решения учебных задач. | Устный опрос |
|
3 |
|
| Виды межличностных отношений |
| Изучение нового материала, лекция | Умение анализировать различные виды межличностных отношений, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания | Устный опрос |
|
4 |
|
| Ты и твои товарищи | Дружба, взаимопомощь, взаимовыручка | Урок-беседа | Называть различия между знакомыми и друзьями, приятелями. Использовать приобретенные знания для первичного сбора и анализа информации Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать | Понятийный диктант |
|
5 |
|
| Понятие общение |
| Урок-дискуссия | Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. | Устный опрос | Привести примеры из художественных произведений |
6 |
|
| Почему нужно быть терпимым | Конфликт | Урок-беседа | Знать, какое влияние на процесс становления личности оказывает общество. Давать определение понятий. Использовать приобретенные знания для первичного сбора и анализа информации Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать | Устный опрос | Готовиться к обобщению по теме «Человек среди людей» |
7 |
|
| Обобщение темы «Человек среди людей» |
| Урок обобщения | Контроль знаний учащихся. Знать основные положения темы «Человек среди людей»
| Проверочная работа | Составить кроссворд по разделу |
Человек и закон (13 ч) | ||||||||
8 |
|
| Что значит жить по правилам | Социальные нормы, привычка, ритуалы, обряды, обычаи, церемонии, этикет , манеры | Урок-беседа | Выявить общее и особенное в развитии современного общества. | Устный опрос |
|
9 |
|
| Правила этикета и хорошие манеры |
| Урок-беседа | Использовать приобретенные знания для первичного сбора и анализа информации Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать | Устный опрос |
|
10 |
|
| Права и обязанности граждан. | Правовое государство, право | Урок-беседа | Знать права и обязанности граждан в правовом государстве. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания | Устный опрос |
|
11 |
|
| Нет прав без обязанностей | Закон | Урок-беседа | Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. | Устный опрос |
|
12 |
|
| Почему важно соблюдать законы | Законы, кодекс | Комбинированный урок | Знать, какое влияние на процесс становления личности оказывает общество. Давать определение понятий | Устный опрос |
|
13 |
|
| Закон и справедливость | Закон | Комбинированный урок | Анализировать собственные поступки с точки зрения закона и справедливости.
| Устный опрос |
|
14 |
|
| Защита Отечества. | Виды угроз, армия, воинская обязанность | Комбинированный урок | Объяснять значение долга и ответственности для человека и общества, характеризовать сущность понятия «защита Отечества» | Понятийный диктант, тест | Сообщение о родных военнослужащих. |
15 |
|
| Долг и обязанность. | Долг, общество, права и обязанности |
| Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов, Умение анализировать, обобщать, делать выводы, выполнять проблемные задания | Устный опрос |
|
16 |
|
| Военная служба. | Военкомат, повестка, присяга | Урок-беседа | Объяснять значение военной службы для общества, характеризовать сущность понятий, делать выводы. | Устный опрос |
|
17 |
|
| Что такое дисциплина. | Дисциплина, мораль | Комбинированный урок | Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. | Понятийный диктант, |
|
18 |
|
| Дисциплина, воля, самовоспитание | Табу, запрет, дисциплина, дисциплинированность | Комбинированный урок | Уметь работать с текстом учебника, схемой, задавать и отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии. | Устный опрос |
|
19 |
|
| Закон наказывает нарушителя. Суд и правосудие. | Преступление, грабеж, кража, ущерб, проступок | Урок-беседа | Использовать приобретенные знания для первичного сбора и анализа информации Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать | Тест | Готовиться к контрольной работе |
20 |
|
| Обобщение темы «Человек и закон». |
| Урок обобщения | Контроль знаний учащихся. Знать основные положения темы «Человек и закон»
| Контрольная работа | Составить таблицу « Я знаю», «Я могу», «Мне интересно» по теме « Экономика» |
Человек и экономика (10 ч) | ||||||||
21 |
|
| Экономика и её основные участники. Роль экономики | Экономика, технология, экономический продукт, натуральное хозяйство, производительность труда, прибыль | Комбинированный урок | Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать | Устный опрос |
|
22 |
|
| Золотые руки работника. Количество и качество труда | Квалификация. зарплата | Урок-беседа | Рассказывать об отношении к труду в современном обществе. | Понятийный диктант |
|
23 |
|
| Производство и его эффективность | Производительность труда, трудовые ресурсы, параметры производства, потребитель | Урок-дискуссия | Описывать и давать характеристику основным параметрам производства. Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать | Тест |
|
24 |
|
| Затраты, прибыль, выручка | Бизнес, средства, оборот | Комбинированный урок | Знать смысловое значение понятий прибыль, выручка, бизнес. Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать | Устный опрос | Материалы СМИ о предпринимательской д-ти |
25 |
|
| Виды и формы бизнеса | Кредит. Собственность, акционерное общество, акции | Комбинированный урок | Использовать приобретенные знания для первичного сбора и анализа информации Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать | Устный опрос |
|
26 |
|
| Формы торговли. | Рынок. Стоимость, цена, бартер торговля | Комбинированный урок | Рассказывать о существующих формах торговли | Понятийный диктант | Примеры рекламы, создать свою рекламу товару XXI в. |
27 |
|
| Реклама – двигатель торговли | Баннер, рекламное место | Комбинированный урок | Рассказывать о роли рекламы в экономике. | Объяснить значение рекламы в экономике. |
|
28 |
|
| Функции денег | Эквивалент, монеты, банкноты, кредитная карта, монеты и денежные банкноты. | Урок-беседа | Использовать приобретенные знания для первичного сбора и анализа информации | Устный опрос |
|
29 |
|
| Экономика семьи | Собственность, проценты, семейный бюджет, оптимизация, Монеты и денежные банкноты. | Комбинированный урок | Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать | Понятийный диктант | Готовиться к контрольной работе |
30 |
|
| Обобщение темы «Человек и экономика» | Экономика, технология, экономический продукт, натуральное хозяйство, производительность труда, прибыль | Урок обобщения | Контроль знаний учащихся. Знать основные положения темы «Человек и экономика»
| Контрольная работа |
|
Человек и природа (3ч) | ||||||||
31 |
|
| Воздействие человека на природу | Природа, негативное воздействие, защита, меры. Биосфера и ноосфера. | Комбинированный урок | Показать взаимосвязь человека, общества и природы. | Устный опрос |
|
32 |
|
| Охранять природу – значит охранять жизнь | Исчерпаемые, неисчерпаемые ресурсы, «Красная книга». | Урок-беседа | Показать взаимосвязь человека, общества и природы. Взаимодействие человека и окружающей природной среды. | Устный опрос |
|
33 |
|
| Закон на страже природы | Закон, охрана природных ресурсов | Комбинированный урок | Использовать приобретенные знания для первичного сбора и анализа информации Умение сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать | Устный опрос | Готовиться к контрольной работе |
34 |
|
| Итоговое обобщение (1ч) |
| Урок обобщения | Контроль знаний учащихся. Знать основные положения темы «Человек и природа»
| Контрольная работа |
|