Правовое обучение в школе как средство социализации личности учащихся


МБОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов












Правовое обучение в школе как средство социализации личности учащихся.









Тупикин Павел Александрович

учитель истории и обществознания
















Екатеринбург

2012



Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей и приоритетов образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Одним из важнейших направлений современной системы общего образования можно читать правовое обучение школьников, благодаря которому возможно воспитание социально ответственной личности и, как следствие, построение полноценного гражданского общества.

Именно в процессе правового воспитания школьник воспринимает правовые механизмы разрешения конфликтов в обществе, развивает вое индивидуальное правосознание. Задача педагога в данном случае состоит в том, чтобы приближать правосознание учащихся к цивилизованному уровню. Учащиеся, оканчивающие школу не должны относиться к праву потребительски, забывая об окружающих, им должно быть присуще не просто знание юридических норм и законов, но и чувство ответственности, связанное с их грамотным употреблением.

В области правового обучения выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи юридического образования или просто воспитания граждан. Методы обучения праву рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников направленные на достижение целей правового образования и развития школьников. Выделяются пять общедидактических методов обучения праву: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский1.

При переходе к стандартам второго поколения все более актуальными становятся инновационные методы обучения праву. В значительной степени это касается тех методов и приемов, которые касаются развития у учащихся коммуникативной, кооперативной компетенций. На сегодняшний день очевидной становится тенденция к сокращению у школьников навыков работы в режиме сотрудничества, индивидуализации, неумению, при достаточно эффективном поиске и подборе материала, полноценно его презентовать в силу слабости коммуникативных навыков. Поэтому среди универсальных учебных действий, формирование которых предусмотрено стандартами нового поколения, коммуникативные играют весьма важную роль.

Определяя приоритетные цели образования на современном этапе развития общества в виде «шести ключевых умений», многие педагоги и психологи сходятся на том, что два из них непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий. Во-первых, это общение и взаимодействие, т.е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Во-вторых, это работа в группе или совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации2.

Правовое обучение предполагает весьма эффективное использование интерактивных технологий, рассчитанных развитие коммуникативной компетенции. Одним из наиболее эффективных приемов можно считать «дебаты». Темами для них могут случить цитаты, приведенные в конце каждого параграфа, или предложенные учителем спорные тезисы. В рамках классно-урочной системы урочной системы возможно использование усеченной формы дебатов – коммуникативных боев. Предполагается создание двух команд из трех человек, назначается жюри и таймкипер (лицо, следящее за соблюдением регламента). Оптимальным вариантом при проведении боя является проведение трех раундов. Каждый этап длится приблизительно сорок секунд, примерно только же длится подготовка. В рамках первого раунда команды готовят три четких аргумента в подтверждение своей позиции, каждый из которых сопровождается историческим или литературным примером, далее выслушиваются аргументы противоположной команды, на которые в следующем раунде приводятся контр доводы. Жюри по результатам каждого этапа выставляет баллы. Возможно, если учитель располагает временем, проведение этапа, во время которого команды получают по три вопроса от одноклассников для уточнения их позиции. Последним раундом становится выдвижение контрольного, самого существенного аргумента команды в защиту предложенной ей гипотезы. Далее жюри подсчитывает баллы и аргументированной объявляет победителя. Таким образом, старшеклассники учатся работать в команде, четко формулировать свою позицию. Кроме того, не бесполезной будет работа с законодательными актами, которые изучались на уроке. Данная форма работы может быть эффективно применена на этапе рефлексии, для осознания и закрепления полученных умений, так и в качестве самостоятельной формы проведения учебного занятия, например, при обобщения материала, тем более что в этом случае предусмотрена быстрая смена учащимися различных ролей (зритель, участник, представитель жюри), обсуждение и анализ с опорой на источник различных правовых проблем (при необходимости можно использовать данную форму и на других уроках). Кроме того, навыки создания четкой аргументации с целью подтверждения или опровержения тезиса весьма успешно могут быть впоследствии применены учащимися при написании эссе в рамках единого государственного экзамена.

Свежие документы:  Программа элективного курса «История религий»

Таким образом, помимо собственно усвоения правовых норм, что само по себе способствует социализации учащихся, можно говорить о том, что на уроках права можно способствовать уровню ее развития и используя различные инновационные методические приемы, что, безусловно, само по себе сделает уроки права гораздо более интересными, повысит мотивацию школьников к изучению предмета, освоению юридических норм и законов. Кроме того, можно говорить о создании творческой и познавательной активности участников, большей сплоченности коллектива. Ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, а не просто конспектирования параграфа или заполнения таблицы на основании прочитанного материала, более точно оценивает вои возможности, лучше контролирует собственную деятельность. Эти навыки (компетенции) пригодятся ему как при подготовке к итоговой аттестации, так и в ходе последующей жизнедеятельности, что еще раз подчеркивает важность выбора методических приемов при обучении предмету.

1 Теоретические и методические основы преподавания права в школе. – М., 2002. С. 225.

2 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М., 2011. С. 57.

5



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: