Рабочая программа по курсу обществознания в 10 классе (профильный уровень)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Г. СТРОИТЕЛЬ ЯКОЛЕВСКОГО РАЙОНАБЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»


«Согласовано»

Руководитель МО

__________Е.В. Съедина

Протокол №

«____»__________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________ Г.Д. Кащавцева.


«____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор школы

__________ Т.Н. Нестерова


Приказ № ___ от «___» ____ 2013 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»



Кащавцевой Галины Дмитриевны


10 «Б» класс. Профильный уровень












2013 год


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 10 КЛАСС. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу обществознания в 10 классе (профильный уровень) составлено по программе, разработанной в лаборатории обществоведения ИСМО РАО группой авторов под руководством академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Л. Н. Боголюбова, опубликованной издательством «Просвещение» в 2006 году, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации; на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), 2004 г.


Цель курса:

  • обеспечение необходимых условий оптимальной социализации личности, содействовать её вхождению в мир общественных ценностей и, в то же время, способствовать открытию и утверждению уникального и неповторимого собственного «Я».

Задачами курса являются:

  • создать условия для формирования у обучающихся универсальных учебных действий;

  • способствовать выработке представления адекватной современному уровню знаний картины мира, обучению современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России;

  • развивать духовную культуру личности в период ранней юности, социальное мышление, познавательный интерес к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критическое мышление, позволяющее объективно воспринимать социальную информацию, уверенно ориентироваться в её потоке;

  • воспитывать общероссийскую идентичность, гражданственность, социальную ответственность; приверженность к гуманистическим, демократическим ценностям, лежащим в основе Конституции РФ;

  • способствовать освоению учащимися системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования; овладению умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоению способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

  • формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений (включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук;

  • создавать образовательную среду, способствующую подготовке обучающихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.


Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование:

Для изучения программы курса «Обществознание » в 10 классе рабочая программа предполагает 105 часов (учебная авторская программа рассчитана на 105 часов). Поэтому в рабочей программе самостоятельно распланированы резервные 25 часов (учебная авторская программа предусматривает резерв времени 25 часов). Поэтому 50% учебного времени в каждой теме в соответствии с рекомендациями авторского коллектива, разработавшего учебную программу курса, в предлагаемой рабочей программе отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности, выполнить задания по подготовке к ЕГЭ и контрольные уроки в каждой теме. Также, учитывая методические рекомендации методического кабинета истории и обществознания БелРИПКППС по изучению вопросов пенсионного законодательства в курсах обществознания и права в общеобразовательных учреждениях Белгородской области (составлены в соответствии с распоряжением губернатора Белгородской области от 14 апреля 2009 года № 155-р «О распространении опыта управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Валуйки и Валуйском районе по организации «Пенсионного всеобуча» и приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 13.05.2009 № 986 «Об организации «Пенсионного всеобуча»).

№ п/п

Раздел

Кол-во часов по

Изменения

Обоснование

уч. прогр.

раб. прогр.

1


1

Введение

Для выявления особенностей курса, организации учебных занятий требований к знаниям

2

1. Социально- гуманитарные знания и профессиональная деятельность

12

16

Естественно-научные и социально- гуманитарные знания, их общие черты и отличия

Практическое занятие. Работа с документами по теме.

3

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и чело

Практическое занятие. Работа с документами по теме.

4

Основные этапы развития социально- гуманитарного знания. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху

Практическое занятие. Работа с документами по теме.

5

Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность

Контрольный урок. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование по теме.







6

2. Общество и человек

20

24

Сущность человека как проблема философии

Практическое занятие. Работа с документами по теме.

7

Системное строение общества

Практическое занятие. Работа с документами по теме.

8

Исторический процесс и его участники

Практическое занятие. Работа с документами по теме.

9

Общество и человек

Контрольный урок. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование по теме.







10

3. Деятельность как способ существования людей

8

11

Политическая деятельность

Практическое занятие. Работа с документами по теме.

11

Политическое лидерство

Практическое занятие. Работа с документами по теме.

12

Деятельность как способ существования людей

Контрольный урок. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование по теме.







13

4. Сознание и познание

14

16

Истина и её критерии

Практическое занятие. Работа с документами по теме.

14

Сознание и познание

Контрольный урок. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование по теме.







15

5. Личность. Межличностные отношения

26

32

Общение как взаимопонимание

Практическое занятие. Работа с документами по теме.

16

Малые группы

Практическое занятие. Работа с документами по теме.

17

Межличностная совместимость


Практическое занятие. Работа с документами по теме.

18

Семья как малая группа


Практическое занятие. Работа с документами по теме.

19

Конфликт

Практическое занятие. Работа с документами по теме.

20

Личность. Межличностные отношения

Контрольный урок. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование по теме.







21


2

Виды социальной защиты и обеспечения.

Выполнение распоряжения губернатора Белгородской области от 14 апреля 2009 года № 155-р «О распространении опыта управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г. Валуйки и Валуйском районе по организации «Пенсионного всеобуча

22


Пенсии и пособия

23-25


3

Обобщающее повторение по курсу обществознания 10 класса

Подготовка к ЕГЭ.


В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят:

учебник:

  1. Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др./ – М.: Просвещение, 2010;

методическая литература:

  1. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. – М.: ВАКО, 2010. (В помощь школьному учителю);

  2. Обществознание: практикум: пособие для 10 кл. общеобразовательных учреждений: профил. уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Аверьянов, Л.Ф. Иванова и др./ – М.: Просвещение, 2008;


Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа:

— в преподавании курса используется Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание» в 10 классе 105 часов, из расчета 3 часа в неделю.


Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные; групповые; фронтальные;

  • практикумы; исследование, творческая мастерская.


Формами контроля ЗУН(ов) учащихся являются:

  • беседа; фронтальный опрос; опрос в парах;

  • практикум;

  • тестирование; исторический диктант;

  • участие в проектной деятельности, круглых столах, дискуссиях;

  • подготовка мультимедийных презентаций по отдельным проблемам учебных тем.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

урока

Тема урока

Кол. часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля.

Измерители

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт


Введение. Курс обществознания: цели, задачи, формы работы.

1

Вводный урок

Краткая характеристика изучаемого курса. Методика работы с учебным пособием

Знать понятие «социальные науки». Развивать умение поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

Работа над учебным пособием. Тестирование

Введение, с.5-6



РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (16 часов)

2

Естественно- научные и социально- гуманитарные знания, их общие черты и отличия.

2

Изуч. нов. матер.

Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки

Знать понятия: философия, социология, политология, социальная психология. Развивать умения определения сущностных характеристик изучаемого объекта

Умения:

— извлечения необходимой информации из источников

Работа со словарем.

§ 1, до с.11, през



3

Философия, социология, политология, социальная психология как общественные науки.


Закр. знан.

(практикум)

Дискуссия: «Можно ли познать общество, в котором живешь»?

§ 1 вопр. с.17



4

Основные этапы развития социально- гуманитарного знания.

6

Изуч. нов. матер.

Мифы древности. Древнеиндийские Веды о происхождении мира. Буддизм. Мудрецы даосской школы. Конфуцианство. Платон и Аристотель об обществе и государстве

Знать понятия: миф, Веды, касты, брахманы, кшатрии, вайшья, издры, карма, буддизм, йога, инь, ян, дао, конфуцианство, идеальное государство. Развивать умения: — перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.); работы с текстами различных стилей; выступления с сообщениями

Сообщения учащихся Тестирование

Работа с источниками

§ 2, до с.22, през.



5

Древние мыслители о мире и человеке.


Закр. знан.

(практикум)

§ 2 вопр. с.24-26



6

Представление о мире и человеке в средние века.


Тестирование; работа с источниками

§ 3, до с.32, през.



7

Представление о мире и человеке в индустриальную эпоху.


Изуч. нов. матер.

Теория общественного договора. Трудовое общество А.Смита. Вперёд к «золотому веку». Гражданское общество Г.Гегеля. На пути к научной социологии. Марксистское учение об обществе. Развитие обществознания в XX веке

Знать понятия: теория общественного договора, трудовая теория стоимости, утопизм, гражданское общество, абсолютная идея, марксизм, технократизм, ценности, экзистенциализм, ревизионизм. Развивать умения: поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах; владения основными видами публичных выступлений

Составить словарик темы.

§ 3 вопр. с.36-38


Практ., с.17-20



8

На пути к научной социологии. Марксистское учение об обществе.


Закр. знан.


Работа с документами



9

Развитие обществознания в XX веке.


Практикум



10

Общественная мысль России.

3

Изуч. нов. матер.

Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века. Бердяев

Знать понятия: славянофилы, ленинизм.

Развивать умение поиска нужной информации по заданной теме

Составить таблицу «Русская филос. мысль XIXXX в.»

§ 4, до с.43, през.



11

Философские искания XIX века.





12

Русская философская мысль XX века.


Обобщ. и закреп. знаний

Тестир. Ч. С 1-4; к/р.

§ 4 вопр. с.45-47

Практ., с.20-22



13

Профессиональная деятельность в сфере социально- гуманитарного знания

3

Изуч. нов. матер

Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения

Знать понятия: академия, университет, колледж, лицей, гимназия.

Развивать умения получения и осмысления социальной информации, систематизация полученных данных


§ 5, до с.51, през.



14

Основные профессии социально- гуманитарного профиля.

§ 5 вопр. с.65-67

Практ., с.23-29



15

Профессиональные образовательные учреждения.

Подг. к к/р



16

Социально- гуманитарные знания и профессиональная деятельность

2

Обобщ. и закреп. знаний

Закрепление, углубление, систематизация и контроль знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы

Тестирование. Контрольный

опрос

с.69

глоссарий




17

Социально- гуманитарные знания и профессиональная деятельность


Контрольный уроки



РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (24 часа)

18

Происхождение человека и становление общества.

2

Изуч. нов. матер.

Происхождение человека и становление общества. Теории происхождения человека. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции

Знать понятия: человек. Развивать умения:

— характеризовать с научной позиции основные явления;

— оценивать различные уждения

Составить таблицу «Теории происхождения человека»

§ 7, вопр. с.78, през.



19

Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.





20

Сущность человека как проблема философии.

2

Изуч. нов. матер

Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность.

Соотношение мышления и языка

Знать понятия: деятельность, её структура, мышление, язык. Развивать умения: сопоставление различных научных подходов; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

Составить таблицу «Взгляды философов на сущность человека»

Тестирование.

§7 вопр. с.79

Практ., с.30-33

15.10


21

Соотношение мышления и языка.

практ

§ 8 вопр. с.88-90

Практ., с.33-37



22

Общество, общественные отношения и взаимодействия

2

Изуч. и перв. закр. нов. матер

Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума.

Социум как особая часть мира. Факторы изменения социума

Знать понятия: общество, социум, общественные отношения. Развивать умения: объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями

Составить словарик темы и синквейн «Общество»

§ 9, до с.95, през.

§ 9 вопр. с.97-99

Практ., с.38-41



23

Социум как особая часть мира.



24

Системное строение

общества.

2

Изуч. нов. матер

Социальная система, её подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда

Знать понятия: социальная система, её структура. Развивать умения: — систематизации изученных фактов; переведения социальной информации из одной знаковой системы в другую

Составить схему «Структура социальной системы общества»

§10, до с.104, през.



25

Социальная система и ее среда.


Практикум

§10 вопр. с.106-108

Практ., с.41-44



26

Типология обществ.

2

Изуч. нов. матер

Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко- типологический, социально-конкретный

Знать понятия: цивилизационный подход, формационный подход.

Развивать умения: — сопоставлять различные научные подходы

Составить таблицу «Типология общества»

§ 11-12, до с.114, през.



27

Типология обществ.


Практикум

Понятийный диктант

§ 11-12, до с.121, през.



28

Восток и Запад.

2

Изуч. и перв. закр. нов. матер

Мир Востока. Ценности Запада. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций

Знать понятия: традиционная цивилизация, индустриальная цивилизация.

Развивать умение: оценивать различные суждения; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Составление таблицы «Типология цивилизаций»

§11-12 вопр. с.125-126

Практ., с.44-50



29

Цивилизационное развитие общества.



30

Смысл и направленность исторического развития

2

Изуч. нов. матер

Обобщ. и закреп. знаний

Смысл и направленность исторического развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры

Знать понятия: общественно- экономическая формация, цивилизация, культура. Развивать умения: объяснять внутренние и внешние связи (причинно- следственные и функциональные) изученных соц. объектов (включая взаимодействие общества и культуры); оценивать различ. суждения о социальных объектах

Составить словарик темы. Работа с учебником (знаковый анализ)

§ 13, вопр. с.133-136

Практ., с.50-56



31

Цивилизация и культура.



32

Исторический процесс и его участники.

3

Изуч. нов. матер

Обобщ. и закреп. Знаний.

(практикум)

Понятие об историческом процессе. Народные массы, социальные группы, общественные объединения как участники исторического процесса. Исторические личности. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума

Знать понятия: исторический процесс, народные массы, исторические личности. Развивать умения: осуществлять поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по теме; формулировать на основе приобретенных социально- гуманитарных знаний собственные суждения по определенной теме

Мини-исследование «Кого считать исторической личностью»?

§ 14, вопр. с.145-146

Практ., с.56-60



33

Исторический про-цесс и его уча-стники. Исторические личности.




34

Типы социальной динамики.




35

Общественный прогресс.

2

Изуч. и перв. закр. нов. матер

Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Прогрессивные общественные силы. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития

Знать понятия: прогресс, регресс, критерии прогресса, прогрессивные силы, реакционные силы. Развивать умения: понимать закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; оценивать общественные изменения с точки зрения демократических и гуманистических ценностей

Словарик темы, составление сравнительной таблицы «Прогресс и регресс», схемы «Критерии прогресса»

§ 15 вопр. с.154-157

Практ., с.61-65



36

Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.




37

Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

3

Изуч. и перв. закр. нов. матер

Свобода и произвол.

Свобода и ответственность. Свобода выбора. Свободное общество

Знать понятия:

свобода, свободное общество. Развивать умения:

— владеть основными видами публичных выступлений;

— следовать этическим нормам и правилам ведения диспута

Круглый стол на тему: «Это сладкое слово «свобода»

Выполнение проблемных заданий.

§ 16 вопр. с.163-165

Практ., с.66-69



38

Свобода выбора.




39

Свободное общество.


Практикум



40

Общество и человек.

2

Обобщ. и закреп. знаний

Закрепление, углубление, систематизация и контроль знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы

С1-4

С.165-168

глоссарий



41

Общество и человек.


Контрольный уроки

Тестирование




РАЗДЕЛ 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ (11 часов)

42


Многообразие деятельности.

2

Изуч. нов. матер Ппрактикум

Потребности и интересы. Типология деятельности. Игра. Учеба как деятельность

Знать понятия: потребности, их виды, интересы, творчество. Развивать умения: проводить социологическое мини- исследование

Результаты социологического мини- исследования «Мотивы учебной деятельности моих одноклассников»

§ 17 вопр. с.177-179

Практ., с.70-74



43

Игра. Учеба как деятельность.




44


Деятельность в сфере духовной культуры.

2

Изуч. нов. матер

Обобщ. и закреп. знаний.

Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Духовное потребление

Знать понятия: духовная культура, духовные ценности. Развивать умения: — формирование развернутого плана ответа

Составление развернутого плана: «Как создаются, сохраняются и потребляются духовные ценности»?

§ 18 вопр. с.186-187

Практ., с.75-77






45

Трудовая деятельность.

1

Изуч. и перв. закр. нов. матер

Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России

Знать понятия: трудовая деятельность, социальное партнерство. Развивать умение оценивать различные суждения

Работа в группах: мини-проект «Перспективы развития социального партнёрства в России»

§19 вопр. с.201-203

Практ., с.77-83



46

Политическая деятельность.

2

Изуч. нов. матер

Практикум

Политика как деятель­ность. Субъекты и объекты политики. Соотношение целей и средств в политике. Власть и политика

Знать понятия: власть, политика, субъекты, объекты политики.

Развивать умения: — раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия

Понятийный диктант. Составить схему «Субъекты и объекты политики»

§ 20 вопр. с.211-214




47

Власть и политика.




48

Власть и политика.




49


Политическое лидерство.

2

Изуч. нов. матер

Практикум

Типология властных отношений. Политические отношения

Знать понятия: властные отношения, политические отношения.

Развивать умение объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Работа по группам: составить памятку политического лидера.

Решение проблемных заданий

Практ., с.83-86



50

Политические отношения.

51

Деятельность как способ существования людей.

2

Обобщ. и закреп. знаний

Закрепление, углубление, систематизация и контроль знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы

С1-4

С.215-216

глоссарий



52

Деятельность как способ существования людей.


Контрольный уроки

Тестирование




РАЗДЕЛ 4. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ (16 часов)

53

Онтология и теория познания

2

Изуч. и перв. закр. нов. матер

Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание

Знать понятия: онтология, знание, познавательная деятельность, чувственное познание, рациональное познание, агностики, рационалисты, эмпирики, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение.

Развивать умения: сопоставлять различные научные подходы; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах

Составить таблицу «Этапы познания»

§ 21 вопр. с.224-226

Практ., с.87-89



54

Чувственное и рациональное познание.

55

Истина и её критерии

2

Изуч. нов. матер

Практикум

Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение

Знать понятия: истина, критерий истины, объективная истина, абсолютная истина, относительная истина, заблуждение.

Развивать умения: — отделять основную информацию от второстепенной; — критически оценивать достоверности полученной информации

Составить словарик темы. Практикум на отделение основной информации от вторичной

§ 22 вопр. с.234-236

Практ., с.90-93



56

Истина и заблуждение

57

Виды и уровни человеческих знаний

2

Изуч. нов. матер

Практи-кум.


Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл

Знать понятия: мифология, народная мудрость, здравый смысл, паранаука. Развивать умения:

— развернуто обосновывать суждения, давать определения;

— приводить доказательства

Решение проблемных заданий

§ 23 вопр. с.246-248

Практ., с.93-96



58

Жизненный опыт и здравый смысл

59

Научное познание

2

Изуч. и перв. закр. нов. матер

Основные особенности методологии научного мышления.

Дифференциация и интеграция научного знания

Знать понятия: научное познание, методы научного познания, научная теория, научная революция, научный закон. Развивать умения:

— сопоставлять различные подходы;

— формировать собственные суждения

Работа с источниками. Понятийный диктант

§ 24 вопр. с.256-258

Практ., с.96-100



60

Дифференциация и интеграция научного знания

61


Социальное познание

2

Изуч. и перв. закр. нов. матер

Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук

Знать понятия: социальное познание, конкретно- исторический подход, социальный факт, интерпретация социального факта.

Развивать умение анализировать явления и события, происходящие в современной социальной жизни с применением методов социального познания

Анализ материалов СМИ, словарик темы

§ 25 вопр. с.267-268

Практ., с.100-104



62

Современные проблемы социальных и гуманитарных наук

63


Знание и сознание

1

Изуч. нов. матер

Практикум

Общественное и индивидуальное сознание

Знать понятия: общественное сознание, индивидуальное сознание, теоретическое сознание Развивать умения:

— развернуто обосновывать суждения;

— объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Решение проблемных заданий

§ 26 вопр. с.277-278

Практ., с.104-106



64

Самопознание

3

Изуч. нов. матер

Ппрактикум

Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком

Знать понятия: самопознание, самооценка, притязание, самоисповедь.

Развивать умение решения проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания

Решение проблемных, логических, творческих задач

§ 27 вопр. с.286-287

Практ., с.106-110



65

Самосознание и его роль в развитии личности.

66

Трудности познания человеком

67

Сознание и познание

2

Обобщ. и закреп. знаний

Закрепление, углубление, систематизация и контроль знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы

Выполнение проблемных заданий. Тестирование по части В (ФИПИ)

С.287-290

глоссарий



68

Сознание и познание

Контроль


69

Человек. Индивид. Личность

2

Изуч. и перв. закр. нов. матер

Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности

Знать понятия: индивид, индивидуальность, личность.

Развивать умения:

— решать проблемные, логические, творческие задачи;

— определять сущностные характеристики изучаемого объекта

Выполнение творческих

работ

§ 28 вопр. с.308-310

Практ., с.111-115



70

Структура личности.

71

Периодизация

развития личности

2

Изуч. нов. матер

Практикум

Понятие возраста в психологии. Становление личности

Знать понятия: детство, отрочество, юность, возраст, зрелость, старость, социология, социализация.

Развивать умения:

— определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

— объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах

Составить словарик темы. Моделирование ситуаций по теме, их анализ

§ 29 вопр. с.277-278

Практ., с.115-118



72

Становление личности

73

Направленность личности.

2

Изуч. нов. матер

Обобщ. и закреп. знаний.

Практикум

Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение

Знать понятия: социальная сфера, социальная установка, социальное неравенство, ценности, класс, социальный статус, социальная роль

Развивать умения:

— уверенно работать с текстами различных стилей;

— определять сущностные характеристики изучаемого объекта

Групповая работа: критерии социального поведения школьника

§ 30 вопр. с.318-320

Практ., с.118-124



74

Социальное поведение.

75

Общение как обмен информацией.

3

Изуч. нов. матер

Практикум

Общение. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе

Знать понятия: общение, коммуникация, вербальное общение, невербальное общение. Развивать умения: — характеризовать с научных позиций основные социальные явления, их место и значение в обществе

Решение проблемных заданий

§ 31 вопр. с.327-329

Практ., с.124-129



76

Вербальное и невербальное общение.

77

Особенности общения в информационном общества.

78

Общение как взаимодействие.

2

Изуч. нов. матер

Практикум

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте

Знать понятия: кооперация, конкуренция, общение как взаимодействие. Развивать умения: анализировать и классифицировать социальную информацию; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия

Работа в группах: сост. памятки «Культура общения в юношеском возрасте»

§ 32 вопр. с.338-340

Практ., с.129-132



79

Общение в юношеском возрасте

80

Общение как взаимопонимание

3

Изуч. нов. матер

Практикум

Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия

Знать понятия: общение, взаимопонимание, идентификация, эмпатия, эффект, стереотип восприятия.

Развивать умения: — различать в социальной информации факты и мнения;

Работа в группах: анализ материалов СМИ (факты и мнения)

§ 33 , през вопр. с.348-349

Практ., с.133-135



81

Эмпатия.

82

Малые группы

3

Изуч. нов. матер

Практикум

Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития

Знать понятия: условные группы, малые группы, референтная группа, интеграция.

Развивать умения:

— участия в обучающих играх;

— осмысления опыта взаимодействия с другими людьми

Понятийный диктант. Составить схему «Виды малых групп». Груп. работа: разработка памятки «Правила общения в малых группах»

§ 34 вопр. с.359-360

Практ., с.135-139



83

Межличностные отношения в группах.

84


Интеграция в группах разного уровня развития

85

Межличностная совместимость.

3

Изуч. нов. матер

Практикум

Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Самоопределение личности


Знать понятия: межличностная совместимость, групповая сплоченность, самоопределение. Развивать умения:

  • отстаивания и аргументации своих позиций;

— участия в обучающих играх

Участие в дебатах по заявленной проблеме


§ 35 вопр. с.368-370

Практ., с.139-142



86


Дружеские отношения.

87

Самоопределение личности.

88


Самоопределение личности.

89

Групповая дифференциация.

2

Изуч. нов. матер

Практикум

Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства


Знать понятия: социальная дифференциация, групповая дифференциация, лидер.

Развивать умения: осмысления опыта взаимодействия с другими людьми

Участие в ролевой игре


§ 36 вопр.с.378-380

Практ., с.142-145



90

Стиль лидерства.

91

Семья как малая группа.

3

Изуч. нов. матер

Практикум

Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье

Знать понятия: семья, гендерное поведение.

Развивать умения: исследования реальных связей и зависимостей; создания идеальных объектов

Моделирование ситуаций по теме, их анализ


§ 37 вопр. с.388-390

Практ., с.146-152



92

Гендерное поведение.

93

Воспитание в семье.

94

Антисоциальные группы.

2

Изуч.

и перв. закр. нов. матер

«Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп

Знать понятия: социальные нормы, антисоциальные группы, дедовщина, криминальные группы.

Развивать умения: — анализа явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни

Работа в группах: материалы СМИ, их анализ

§ 38 вопр. с.399-401

Практ., с.151-155



95


Особая опасность криминальных групп.

96

Конфликт

3

Изуч. нов. матер

Практикум

Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта

Знать понятия: конфликт, структура и функции конфликта. Развивать умения: использования элементов причинно-следственного анализа; осуществления конструктивного взаимодействия с людьми различ. убеждений, культурных ценностей

Решение проблемных заданий

§ 39 вопр. с.409-411

Практ., с.151-155



97

Структура, функции, динамика конфликта.

98


Пути конструктивного разрешения конфликта

99

Личность. Межличностные отношения

2

Обобщ. и закреп. знаний

Закрепление, углубление, систематизация и контроль знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы

Решение проблемных, логических, творческих задач Тестирование,

С.411-415

глоссарий ФИПИ



100

Личность. Межличностные отношения.

Контрольный уроки

101

Виды социальной защиты и обеспечения

2

Изуч. и перв.закр. знаний



ФИПИ



102

Пенсии и пособия

103


Обобщение и зачёт по курсу обществознания 10 класса

3

Обобщ. и контроля знаний

Решение проблемных, логических, творческих задач.

Тестирование, выполнение проблемных заданий

ФИПИ



104

Обобщение и зачёт по курсу обществознания 10 класса




105

Итоговый урок








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 105 ч для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание» в 10 классе, из расчета 3 ч в неделю.

В программе имеется резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность вводит учащихся в семью социальных и гуманитарных наук. Особое внимание уделяется основным этапам развития и современной характеристике тех отраслей наук, которые являются базовыми для профильного обществоведческого курса: философии, социологии, по­литологии и социальной психологии. Дается информация об особенностях профессиональной деятельности, требующей специальной подго­товки в социально-гуманитарной области.

Общество и человек охватывает вопросы, концентрирующие внимание на наиболее обобщенных характеристиках и чертах общества и человека в его социальной сущности. Выделяются и показываются во взаимосвязи два аспекта рассмотрения проблем: системно-структурный и динамический. Так, общество характеризуется как система, включающая ряд элементов и подсистем, и в то же время рассматривается как исторически изменчивая субстанция. Человек анализируется с позиций присущих ему специфических социальных качеств и как существо деятельностное, созидающее.

Раскрытие этих вопросов требует привлечения понятий, идей, выводов социальной философии, антропологии, социологии, социальной психологии. Знания, полученные в рамках данного раздела, закладывают теоретический фундамент осмысления всех последующих тем курса.

Деятельность как способ существования людей с опорой на философию, социологию и политологию характеризует ее многообразие. Рассматриваются особенности деятельности трудовой, а также в сферах духовной культуры и политики. Раскрывается значение творческой активности во всех видах человеческой деятельности.

Сознание и познание: природа сознания, соотношение индивидуального и общественного сознания, особенности и характерные черты познавательной деятельности человека, ее формы, пути и средства, специфика социального познания — этот круг вопросов дает содержательное наполнение. Философский характер из этих сюжетов предполагает опору на наиболее авторитетные сегодня в философии концепции и идеи гносеологии, философской антропологии, философии науки.

Личность. Межличностные отношения профильного курса обществоведения в основном строится на социально-психологической проблематике и включает рассмотрение структуры, процесса становления и социального поведения личности. Одна из ключевых проблем взаимодействия человека в обществе — проблема общения — раскры­вается через показ его информационной, перцептивной и интерактивной функции. Определенное внимание уделено специфике общения в современном мире. Кроме того, в главе представлена проблематика малых социальных групп и их функционирования в обществе.

Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия.


  1. Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ/ Пособие для старшеклассников и абитуриентов средних специальных и высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004;

  2. Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;

  3. Единый государственный экзамен 2006-2010. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2006-2010;

  4. Основные Internet-адреса:


Формы и средства контроля

Единых требований к проведению определенного количества контрольных/практических работ по обществознанию нет, не прописаны они и в методическом письме. Поэтому, ориентируясь на план ВШК школы в 10 классе по обществознанию рабочей программой предусматривается 4 контрольных работы: 1 диагностическая, 2 тематических, 1 итоговая. Эти работы носят письменный характер, организованы по типу ЕГЭ.


Контрольная работа №1. Диагностическая контрольная работа

Вариант 1

Часть 1 Часть 1, с выбором единственно правильного ответа

А2. N — небольшое островное государство, в котором актив­но развивается массовое промышленное производство, увеличи­вается численность рабочего класса, появляются новые города. К какому типу относится общество N?

  1. традиционному 3) информационному

  2. индустриальному 4) постиндустриальному

А4. Что является отличительным признаком искусства?

  1. эмоциональное воздействие на человека

  2. отражение представлений о добре и зле

  3. объяснение сущности явлений и событий

  4. обращение к сверхъестественным силам

А6. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия требует от верующих соблюдения определенных правил.

Б. Религия оказывает серьезное влияние на отношение верующего к окружающему миру. 1)верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А7. Какой признак характеризует традиционную экономику?

  1. централизованное ценообразование

  2. регулирование производства при помощи обычаев

  3. конкуренция свободных производителей на рынке товаров

  1. преобладание частной собственности на средства произ­водства

А8. Работники фирмы «Добрый хозяин», выращивающей саженцы плодовых деревьев и кустарников, получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия. Это право сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности представляет данная фирма?

1)акционерную 3) кооперативную

  1. частную 4)государственную

А10. Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А. Государство в рыночной экономике осуществляет центра­лизованное распределение факторов производства.

Б. Государство в рыночной экономике осуществляет лицен­зирование предпринимательской деятельности.

  1. верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А14. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике называется

  1. формой правления

  2. политическим режимом

  3. формой административного устройства

  4. государственным суверенитетом

А15. Организация С, объединяющая единомышленников, представляющая малые народы региона, готовится принять участие в предстоящих выборах. Данная организация — это

  1. политическая партия 3) государственный аппарат

  2. думская фракция 4) общественная организация

А16. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Принцип разделения властей является обязательным для демократического государства.

Б. Согласно Конституции РФ, средства массовой информа­ции являются одной из ветвей власти.

  1. верно только А 3) верны оба суждения

  2. верно только Б 4) оба суждения неверны

А17. Лишение свободы — одна из форм юридической ответственности в праве

  1. налоговом

  2. конституционном

  3. гражданском

  4. уголовном

А20. Верны ли следующие суждения об органах государст­венной власти РФ?

А. Высшую законодательную власть в РФ осуществляет Фе­деральное Собрание.

Б. Правительство РФ обеспечивает исполнение федерально­го бюджета.

  1. верно только А 3) верны оба суждения

  2. верно только Б 4) оба суждения неверны

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В4) ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.

В1. В приведенном списке указаны черты сходства парламента с правительством, а также черты отличия парламента от правительства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — по­рядковые номера черт отличия.

  1. представляет самостоятельную ветвь власти

  2. работает под руководством премьер-министра

  3. является представительным органом власти

  4. обладает правом законодательной инициативы


Черты сходства

Черты отличия





В4. Укажите правильную последовательность действий гражданина при урегулировании социального конфликта.

  1. обсудить предмет спора

  2. понять необходимость прекратить конфликт

  3. встретиться с оппонентом

  4. договориться о встрече с оппонентом

  5. договориться о взаимных уступках Ответ:


Ответ:_____________


Вариант 2

Часть 1, с выбором единственно правильного ответа

А1. Ученые-обществоведы определяют общество как

  1. весь мир в многообразии его форм и проявлений

  2. единство живой и неживой природы

  3. обособившуюся от природы часть мира

  4. неотъемлемую часть природы

A3. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А. Причиной конфликтов между людьми чаще всего высту­пает нежелание прислушиваться к чужому мнению.

Б. Разрешить межличностный конфликт мирным путем, как правило, невозможно.

  1. верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А5. Принцип: «В общении думай, в первую очередь, не о своей выгоде, а о благе другого человека» — относится к сфере

  1. права 2) религии 3) морали 4)познания

А6. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. В современном мире сокращается влияние науки на раз­витие общества.

Б. В современном мире возрастает степень ответственности ученых за последствия их деятельности.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А7. Существуют различные значения понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику в значении «хозяйство»?

  1. законы функционирования рынка информационных услуг

  1. оказание населению услуг в центре бытового обслуживания

  1. расчет изменения спроса на моющие средства

  2. прогноз развития добывающей отрасли

А9. Фирма П. нанимает 20 работников, каждый из которых трудится 8 часов в день. Какой показатель отражает производительность труда на предприятии?

  1. наличие автоматизированного контроля качества

  2. высокий спрос покупателей на продукцию фирмы П.

  3. стажировка работников в известной зарубежной фирме

  4. пошив 20—25 блузок в течение часа

А10. Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Инфляция представляет собой не обоснованный повыше­нием качества рост цен на товары и услуги.

Б. Инфляция связана с наличием в стране избыточного объ­ема денежной массы — «лишних» денег, не обеспеченных товарами и услугами.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А15. В государстве К. президент выполняет представитель­ские функции, правительство формируется партиями, победив­шими на парламентских выборах, и несет ответственность перед парламентом. Какова форма правления государства К.?

  1. абсолютная монархия 3)парламентская республика

  2. конституционная монархия 4) президентская республика

А18. Президент, в соответствии с Конституцией РФ,

  1. является высшей судебной инстанцией

  2. объявляет войны и заключает мирные договоры

  3. осуществляет управление федеральной собственностью

  1. определяет основные направления внутренней и внешней политики

А19. Ученик одиннадцатого класса решил сорвать проведение итоговой контрольной работы по химии. Он позвонил в милицию, сообщив, что в школе заложена бомба. Школьник совершил

  1. административный проступок 3) уголовное преступление

  2. дисциплинарное нарушение 4) гражданское правонарушение

А20. Верны ли следующие суждения о правах человека?

А. Права человека носят всеобщий характер: все люди рож­даются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.

Б. Права человека неделимы: каждый человек обладает всей совокупностью прав.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В4) ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.

В1. В приведенном списке указаны черты сходства рыночной экономической системы с командной, а также черты отличия ры­ночной экономической системы от командной. Выберите и запи­шите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходст­ва, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

  1. разрешение проблемы ограниченности ресурсов

  2. специализация отраслей хозяйства

  3. обеспечение свободной конкуренции товаропроизводителей

  4. многообразие форм собственности

Черты сходства

Черты отличия





В4. Укажите правильную последовательность действий граж­данина при подписании договора об оказании услуг.

  1. выразить согласие соблюдать условия договора

  2. удостовериться, что другая сторона уполномочена подпи­сать договор

  3. прочитать текст договора

  4. поставить подпись под договором

  5. проверить правильность указанных в договоре личных данных сторон

Ответ:_____________


Контрольная работа №2. Тема: Социально- гуманитарные знания и профессиональная деятельность

Вариант 1.

Задание 1. Тест.

1 Аристотель считал «неправильной» формой государства:

а) монархию; б) олигархию; в) аристократию; г) политию.

2. Наиболее «худшая» форма правления по Платону:

а) демократия; б) тимократия; в) тирания; г) олигархия.

3 «Неправильная» форма государства по Аристотелю, которая была «ошибочным» отклонением от аристократии:

а) демократия; б)тирания; в) олигархия; г) монархия.

4. Тип государственного устройства по Платону как правление лучших и благородных — это…

а) демократия; б) тирания; в) аристократическое; г) олигархическое.

5 Автор книги «Об общественном договоре»:

а)Д. Локк; б) Ж.-Ж. Руссо; в) Т. Гоббс.

6. В марксизме «исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства», понимается:

а)как базис; б)надстройка; в)цивилизация; г)общественно-экономическая формация.

7. Совокупность уникальных экономических, духовных, нравственных, психологических, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от другой, — это…

а) формация; б) цивилизация; в) общество.

8.Общественно-экономическая формация — это…

а) определенный тип экономической системы;

б)совокупность проявлений культуры;

в)форма существования общества.


Задание 2. Прочитайте тексты и выполните задания к ним (С1-С3).

Текст 1. Гражданство в Древних Афинах

Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у которых отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело, раб. Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.

Единственное, что закон запрещал хозяину, – убийство раба.

Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.

Текст 2. Гражданство в Древнем Риме

Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери. По достижении совершеннолетия римский юноша становился политически равноправным.

Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступления, а также вследствие ссылки или изгнания.

Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», то есть права распоряжаться имуществом. Пока был жив отец – и сын, по традиции, находился под его властью (то есть в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие были достоянием мужчин. Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города.


С1. Что общего имело гражданство в Древних Афинах и Древнем Риме?

C2. В чем выражалось полноправие гражданина в этих государствах?

С3. Докажите, что звание гражданина было почетным и в Древних Афинах, и в Древнем Риме.

Задание 3. Обоснуйте свою точку зрения.

1. Согласно данным ЮНЕСКО, в мире существует семь основных цивилизаций: европейская, североамериканская, индийская, арабомусульманская, тропически-африканская, латиноамериканская, дальневосточная. Какие основные достижения, ценности присущи каждой из цивилизаций?


Вариант 2

Задание 1. Тест.

1. Основным принципом идеального государства Платон считал:

а) частную собственность; б) справедливость;

в)равенство; г)свободу личности.

2 Сторонники теории «общественного договора»:

а) Т. Гоббс; б)Ж.-Ж. Руссо; в)Д. Локк; г)Т. Мор.

3 Аристотель считал «правильной» формой государства:

а) олигархию; б) монархию; в) тиранию; г) крайнюю демократию.

4. Общественный договор — это…

а) понятие, означающее отношение между классами и слоями общества;

б) теория, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми.

в) понятие, означающее заключение соглашений между двумя национальными государствами.

5 Ж.-Ж. Руссо доказывал необходимость:

а) ликвидации частной собственности;

б)имущественного и социального равенства;

в)отказа от гражданского общества.

6. Авторы теории прибавочной стоимости:

а) Т. Мор и Т. Кампанелла; б)А. Смит и Д. Рикардо; в) Маркс и Ф. Энгельс.

7. Понятие «общественно-экономическая формация» ввел

а) А. Смит; б)Г. Гегель; в)К. Маркс.

8. Монтескье доказывал необходимость:

а) разделения властей;

б) имущественного и социального равенства;

в) ликвидации частной собственности.

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С3.

Истина сама по себе… – соответствие между нашей мыслью и действительностью… Ложь – в отличие от заблуждения и ошибки – обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиной, хотя бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот, который делается с намерением обмануть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который делается по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося…

Наука объясняет существующее. Данная действительность еще не есть истина. Ум не удовлетворяется действительностью, находя ее неясною, и ищет того, что не дано, чтобы объяснить то, что дано. Наука постоянно восстанавливает подлинный вид вещей, когда объясняет их… Чтобы ум признал факт ясным, прозрачным, нужно коренное его изменение; нужно, чтобы он перестал быть только фактом, а сделался истиной. Таким образом, деятельность нашего ума определяется: 1) фактическим бытием как данным и 2) истиною, которая есть предмет и цель ума…

Если бы ум ограничивался восприятием данного, ему нечего было бы делать; он не сознавал бы своей задачи и человек снизошел бы до бессмысленности животного. Если бы ум уже владел полнотою истины, задача была бы выполнена, и для человечества не было бы иного состояния, кроме абсолютного покоя божества.

Соловьев В.С. Из статьи энциклопедического словаря


С1. Как философ трактует понятие «истина»? Какое выражение отражает позицию автора: «эти факты истинны» или «наши знания об этих фактах истинны»?

С2. Существует ли различие между заблуждением и ложью? В чем оно?

С3. Как автор характеризует роль науки в процессе познания? Какие методы помогают науке добывать истинное знание?


Задание 3. Обоснуйте свою точку зрения.

1. Согласно данным ЮНЕСКО, в мире существует семь основных цивилизаций: европейская, североамериканская, индийская, арабомусульманская, тропически-африканская, латиноамериканская, дальневосточная. Какие основные достижения, ценности присущи каждой из цивилизаций?


Контрольная работа №3. Тема: Сознание и познание.

1 вариант

Задания уровня А

А1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на ор­ганы чувств человека, называются:

1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями

А2. Рациональное — это познание:

1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта

3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

A3. Возможность получения истинного знания отрицается:

1) философами 2) социологами 3) агностиками 4) духовенством

А4. Отражение общих и существенных признаков называется:

1) сознанием 2) суждением 3)понятием 4) ощущением

А5. Методом эмпирического познания не является:

1) эксперимент 2) наблюдение 3) аналогия 4) описание

А6. Верны ли суждения:

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А7. Верны ли суждения:

А. Противоположностью истины может быть другая истина.

Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А8. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утвержде­ние является примером:

1) обыденного знания 2) мифологического знания

3) эмпирического знания 4)научного знания

А9. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:

А. Цель научного познания — осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания — получение достоверного знания

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:

А Речевая деятельность человека прежде всего связана с чувственным познанием

Б. Речевая деятельность человека прежде всего связана с абстрактным мышлением

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

A11. И абсолютная, и относительная истины:

1) носят объективный характер 2) всегда находят подтверждение на практике

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете 4) могут быть опровергнуты со временем

А12. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:

1) этика 2) правоведение 3) социология 4) политология

А13. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А14. Обобщение является составной частью

1) производственной деятельности 2) чувственного познания

3) рационального мышления 4) игровой деятельности

А15. Сознание идеально, а это значит:

1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

2) сознание есть поток душевных переживаний

3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

4) в сознании нет ни грана вещества, оно лишено телесности и чувст­венной осязаемости

Задания уровня В

В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков, сознательная группировка их в определенной последователь­ности, оценка результатов действий, способы действий».

В 2. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие пози­ции из второго.

НАУКА

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1. Анатомия

А. Наука о строении организмов

2. Философия

Б. Наука о воспитании и обучении

3. Педагогика

В. Наука об обществе и общественных отношениях

4. Биохимия

Г. Наука о биологической природе человека

5. Физиология

Д. Наука о процессах психической деятельности че­ловека

6. Антропология

Е. Наука о функциях и отправлениях организмов

7. Социология

Ж. Наука о входящих в состав организмов химиче­ских веществах

8. Психология

3. Наука о наиболее общих законах развития приро­ды, общества и познания

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8









Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Назовите формы чувственного познания.

С2. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проил­люстрируйте каждое на примерах.

С4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проил­люстрируйте каждое на примерах.


2вариант

Задания уровня А.

А16. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:

1) социология 2) политология 3) философия 4) история

А17. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) зоология 2) астрономия 3) социология 4) химия

А18. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) лингвистика 2) анатомия 3) генетика 4) юриспруденция

А19. Верны ли следующие суждения?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной дея­тельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спе­цификой и сложностью изучаемого объекта.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А20. В отличие от познавательной деятельности школьника, познаватель­ная деятельность ученого:

1) основывается на использовании эксперимента

2) основывается на творческом подходе к работе

3) интеллектуально развивает

4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

А21. И религиозное, и научное знание:

1) имеет объективный характер

2) необходимо человеку для рациональной деятельности

3) может передаваться из поколения в поколение

4) предполагает доказательства

А22. Только в состав научного знания входят:

1) экспериментально обоснованные выводы 2) установленные факты

3) логические умозаключения 4) результаты наблюдений

А23. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:

1) философия 2) история 3) социология 4) политология

А24. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А. Опыт повседневной жизни — это один из способов познания мира. Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обос­нованность выводов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А25. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этниче­ских групп занимается

1) этнография 2) социология 3) антропология 4) социальная психология

А26. Отличие социологии от других наук об обществе является

1) изучение людей как представителей человеческого рода

2) рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека

3) изучение общества как целостного явления

4) изучение общества во всей конкретности и многообразии

А27. Верны ли суждения о познании?

А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окру­жающем мире.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А28. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается

1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуици­ей ученых

2) при ссылке на тот или иной авторитет в науке

3) в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества

4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, закона­ми логики

А29. Верны ли следующие суждения о практике?

А. Практика — основа познания и критерий истины.

Б. Общественно-историческая практика — единственный критерий истины.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

АЗО. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эм­пирического?

А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретиче­ское же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущ­ностные связи и явления.

Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот, теория — эмпирию.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

Задания уровня В

В1.

Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделенный ря­дом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, ^участвовать в жизни общества, иметь ду­ховные интересы, испытывать сложные чувства — это …».

В2. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что — рационального? (Правильный ответ запишите в ви­де последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три — рациональ­ное)

1) Ощущения 2) Восприятия 3) Суждения 4) Понятия 5) Представления 6) Умозаключения

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Назовите уровни научного познания.

С2. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируй­те на основе трех оснований.


Контрольная работа №4. Переводная контрольная работа.

1 вариант

Часть А.

А1. Какой признак относится к индустриальному обществу?

1) ведущая роль сельского хозяйства 2) преобладание промышленности

3) слабый уровень разделения труда 4) решающее значение сферы услуг в экономике

А2. В наиболее общем виде под культурой понимают

1) сложные формы поведения человека и животных

2) все виды преобразовательной деятельности человека

3) приспособление живых существ к окружающей среде

4) явления природы, благоприятные для человека

А3. Личность формируется под воздействием:

1) биологической программы 2) природной среды

3) социализации 4) собственных взглядов и убеждений

А4. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно А 2)верно Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А5. К экзистенциальным относятся потребности в:

1) комфорте 2) общении 3) познании 4) самоуважении

A6 . Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А7. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?

А. Гениальным человека делает природа.

Б. Умственная одаренность — качество, обусловленное биологической природой человека.

1) верно А 2)верно Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А8. К практической деятельности относится

1) производство материальных благ 2) познание законов развития природы

3) формирование религиозных представлений о мире 4) сочинение музыки

А9. Деятельность в отличие от общения

1) является потребностью человека

2) может доставлять человеку удовольствие

3) предполагает наличие цели

4) непосредственно преобразует предметы окружающей среды

А10. Верны ли следующие утверждения о свободе личности?

А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед обществом за свои действия и поступки.

Б. Свобода — это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели.

1) верно А 2) верно Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

Часть В. Вl. Что из перечисленного ниже характерно как цивилизации Запада, так и цивилизации Востока?

1) Приоритет индивидуального над коллективным

2) Развитие литературы и искусства

3) Наличие социальных групп с различным социальным статусом

4) Разнообразие философских учений

5) Государственное регулирование основных сторон жизни общества

Запишите в порядке возрастания соответствующие цифры:_______________

В2. Ниже приведён ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «производитель».

Факторы производства, прибыль, инвестиции, квалификация, инфляция, конкуренция.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию. Ответ: ________________

В3. Установите соответствие между видом деятельности и его проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

А) создание необходимых людям благ 1) игра

Б) наличие воображаемой обстановки 2) общение

В) обмен инфОрмацией, мыслями, чувствами 3) труд

Г) необходимость специальной подготовки

Часть 3. Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

Ценности в жизни человека и развитии общества

Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценно­сти. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и не­годования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовле­творения человеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других — не ценных и даже «антиценных»…

Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечело­веческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность кон­кретного человека и могут иметь приходящий характер, различаться, например, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа в широком смысле — как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социо­культурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.

Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в соци­альные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей.

ИХ. Петров

С1. Какова, по мнению автора, роль ценностей в обществе? Укажите две позиции.

С2. Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.

СЗ. Какие три группы ценностей выделяет автор? К какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед законом?

С4. Какие функции автор отводит социальным нормам? Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите две основные группы социальных норм. Приведите два примера норм, относящихся к каждой из этих групп.


2 вариант

Часть А.

А1. Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, — это

1) реформа 2) контрреволюция 3) эволюция 4) революция

А2. Культура в широком смысле — это

1)уровень технического развития общества 2)совокупность всех достижений человека

3) уровень образованности населения 4) все жанры искусства

А3. И человеку, и животному свойственны потребности в

1) социальной активности 2) целенаправленной деятельности

3) заботе о потомстве 4) изменении среды обитания

А4. Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример деятельности

1) экономической 3) социальной 2) духовной 4) политической

А5. Дефицит государственного бюджета — это

1) снижение внешнего долга государства

2) превышение государственных расходов над доходами

3) сокращение объёма денежной массы

4) уменьшение числа налоговых поступлений

А6. Верны ли следующие суждения о налогах?

А Прямые налоги представляют собой обязательные платежи в казну с доходов и имущества граждан и предприятий.

Б. Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения расходов над доходами.

1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны

А7. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природного мира.

Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.

1) верно А 2) верно Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А8. Эмпирические научные знания добываются в процессе:

1) систематизации знаний 2) математического анализа

3) построения теорий 4) наблюдения

A9. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном обществе?

А. Современная наука представляет собой особую систему знаний об окружающем мире, обществе, человеке.

Б. Современная наука является системой особого рода организаций и учреждений, сотрудники которых вовлечены в исследования окружающего мира, общества и человека.

1) верно А 2) верно Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

А10. К основным факторам производства (ресурсам) относится:

1) валовой национальный продукт 2) прибавочный продукт

3) государственный бюджет 4)капитал

Часть В. В1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «рынок».

Производитель, равновесная цена, спрос, дефицит, государ­ственное распределение.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию. Ответ: ____________

В2. Найдите в приведённом ниже списке примеры применения формальных позитивных санкций и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1) К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».

2) Друзья похвали С. за подготовленный праздник.

3) В. получил на заводе премию за своё изобретение.

4) Л. получил степень доктора физико-математических наук.

5) Выступление учеников 10 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты.

6) Заметка в стенгазете получила одобрение коллег. Обведённые цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: __________________________________________

В 3. Найдите в приведенном списке черты, присущие традиционному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. невысокий уровень социальной мобильности

  2. традиции — главный регулятор общественной жизни

  3. промышленный переворот

  4. преобладание сферы услуг над сферой производства

  5. преобладание общинно-государственных форм собственности Ответ: _______

Часть 3 Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

«Самосознание — не только иознапие себя, но и известное отпо-шепие к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физиче­ским и духовным силам, то есть самооценка.

Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки».

АХ. Спиркин. Сознание и самосознание

С1. Какие две составляющие самосознания называет автор?

С2. Какое понятие, по мнению автора, шире: самосознание или само­оценка? Поясните свой ответ, опираясь на текст.

СЗ. Как уровень самооценки влияет на личность человека? Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления этого влияния.

С4. Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Проиллюстрируйте на примере любых трех жизненных ситуаций важность самооценки для самоопределения личности.


Учебно-методические средства обучения.

Основная литература:

  1. Певцова Е. А. Обществознание. 10 кл. Книга для учителя. — М.: Русское слово, 2005;

  2. Кравченко А. И. Задачник по обществознанию для 10-11 кл.: учебное пособие. — М.: Русское сло-2006;

  3. Кравченко А. И. Хрестоматия по обществознанию. — М.: Русское слово, 2002.

Дополнительная литература:


  1. Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ/ Пособие для старшеклассников и абитуриентов средних специальных и высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004;

  2. Тесты. Обществознание. 10-11класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;

  3. Единый государственный экзамен 2006-2010. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2006-2010;


Основные Internet-адреса:

http://www.infomarker.ru/top8.htmlRUSTEST.RU — федеральный центр тестирования




Свежие документы:  ВЛИЯНИЕ СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: