Сценарий брейн-ринга по обществознанию «Содружество модулей обществознания: философия, политология, социология, экономика, культурология»


Марченко Марина Осьевна, ГБОУ СОШ № 1971 Москва, учитель обществознания

Сценарий брейн-ринга

Содружество модулей обществознания: философия, политология, социология, экономика, культурология

Цель мероприятия: повышение мотивации учащихся в изучении обществознании, используя игровые формы и новые информационные технологии в обучении.

Условные обозначения:

— компьютерная презентация;j0297827


— видеозапись;hh01541_


— аудиозапись;en00202_

j0215021

— применение световых эффектов


Вступительное слово учителя:

Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы провести интеллектуальную игру «Брейн-ринг» (на экран проецируется заставка). Это слово пришло к нам из английского языка (мозг, разум + площадка для поединка спортсменов). j0297827

Тема нашего интеллектуального состязания – «Содружество модулей обществознания: философия, политология, социология, экономика, культурология»

поэтому конкурсы будут посвящены этим разделам обществознания. Но все-таки часть вопросов нашей познавательной игры рассчитана на выявление общей эрудиции участников.


-Представление жюри (три педагога, облаченные в магистерские мантии черного цвета (центральные судьи), два учащихся 11 классов — зеленого и красного цветов (судьи на линии), под торжественную музыку «Гаудеамуса» занимают свои места)en00202_

-Условия игры:

  1. Правильный ответ оценивается 1 баллом=1жетону. Жетоны (красного и зеленого цветов), заработанные командами, отправляются в ящички судьями на линии; периодически жетоны подсчитываются;

  2. В игре будут вопросы, которые оцениваются в 2 и даже в 3 балла;

  3. Побеждает команда, набравшая большее количество жетонов;

  4. И последнее: большинство этапов будут проходить по системе брейн-ринга. После прочтения мной вопроса, по команде «ВРЕМЯ!» вы имеете право в течение 30 секунд нажать на кнопку (определитесь, кто это будет делать) и, если нет фальстарта, дать ответ. Если же ответ будет неправильным или команда допустит фальстарт (за этим внимательно наблюдают наши судьи), то право на ответ после 20 дополнительных секунд на обдумывание получает команда соперников.

Мы начинаем!

В умении мыслить, проявлять находчивость, смекалку, знания сегодня сразятся команды 10 классов.

Давайте с ними познакомимся!

Но перед тем, как мы посмотрим домашнее задание , я хочу вам рассказать одну притчу.

«Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал ее рыдания, а затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее: «Вы так убиваетесь – похоже, что скорбите не впервой?» — Так оно и есть, — ответила женщина. – Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них погиб мой муж. А теперь вот от них погиб и мой сын.»

— Отчего же вы не покинете эти места? – спросил Конфуций.

— Здесь нет жестоких властей, — ответила женщина…

. Как Вы думаете, на какую тему выполняли домашнее задание наши команды? (Предположения учащихся)j0297827

— Молодцы. «Запомни это, ученик, — сказал Конфуций. – Жестокая власть свирепее тигра».

Томас Гоббс назвал такой тип государства Левиафаном, сравнив его с фатастическим чудовищем. Однако не всякое государство можно назвать Левиафаном.j0297827

Итак, начинаем наше путешествие – домашнее задание-представление «своего типа государства», а также защищает плакат-коллаж(видео, IT-рисунок, дефиле и другие формы) «Статус личности в данном государстве».

Итак, —Домашнее задание команд 10 «А», 10 «Б» классов


2 раунд «Разминка»

Мы совершаем путешествие в Мир мудрости – науку философию. Перед Вами на экране высвечиваются портреты знаменитых философов Время на обдумывание ответа – 30 секунд. Ваша задача назвать философа, постараться вспомнить его основные труды и основные афоризмы.

Кнопку нажимать не надо. Внимание!j0297827

https://mar4enko-mar4enko-moroz.blogspot.ru/search/label/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F


3 раунд «Таинственный предмет»

Внимание! Черный ящик! (выносится черный ящик)j0215021en00202_

В этом черном ящике лежит предмет, который самым непосредственным образом относится к политологии. Он появился в начале XX века, получил широкое распространение в наше время, но неизвестно, доживет ли до конца XXI века. Самое большое распространение получает во время участия большинства населения в политической деятельности. Иногда его признают недействительным. Итак, что лежит в черном ящике? Время!

(избирательный бюллетень)


4 раунд. ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН!j0297827



Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание на то, что имен мыслителей больше, чем высказываний. (А4 Б5 В7 Г9 Д2 Е1 Ж3)



Мыслители

Высказывания

1. З. Фрейд

2.Ф.М. Достоевский

3. Ф. Ницше.

4. Лао Цзы

5. А. Эйнштейн

6. Ж. Руссо.

7.Н.Я. Данилевский

8. Г.В. Плеханов

9. М. Ганди

А. «Несчастье – и в нем заключено счастье. Счастье – в нем заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства».

Б. «Не знаю, каким оружием будут сражаться в третьей мировой войне, но в четвертой в ход пойдут камни и дубинки».

В. «Но если Россия, скажут нам, не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления; она сделалась (или, по крайней мере, должна сделаться) участницей в ее трудах, в ее триумфах».

Г. «Если ты столкнулся с противником, победи его любовью».

Д. «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться с Христом, нежели с истиной».

Е. «Основная задача культуры – защитить человека от природы. Это только иллюзия, что природа позволяет нам делать все, что угодно, она ограничивает человека самым безжалостным образом, убивая его».

Ж. «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью».

j0297827

5 раунд «Волшебная экономика»

Экономика — это не доктрина, а скорее метод, аппарат ума, способ мышления, который помогает его обладателю делать правильные выводы — Джон Мейнард Кейнс


Пятый раунд называется «Волшебная экономика », а волшебство заключается в следующем: В тексте, который сейчас появится на экране, пропали непонятным образом слова.Вам нужно подобрать из предлагаемых вам понятий . Слова в списке даны в именительном падеже Каждое слово может быть использовано только один разj0297827

https://mar4enko-mar4enko-moroz.blogspot.ru/2013/01/9.html


Время!





6 раунд «Источники права»

В этом раунде каждая команда должна будет определить о каком источнике права пойдет речь и таким образом мы постараемся вспомнить основные источники (формы) права .Я зачитываю текст , а вы после условного сигнала, называете источник, о котором говорится в задании – о Итак, внимание на экран!

j0297827

  1. Этот источник – решение по какому-либо делу, котрое стало образцом для последующих решений по аналогичным делам. Он применяется в том случае, когда суду необходимо принять решение, а в законодательстве страны нет необходимой для данного случая правовой нормы. В настоящее время часто применяется в Англии. У нас в стране он очень редок.(Судебный прецедент)

  2. Этот источник становится правовым в том случае, если он наиболее применяем, общеизвестен, стабилен и одобряем государством. Государство придает ему обязательную юридическую силу и превращает его в официальный государственный документ. Данные документы был распространены в эпоху древнего мира и в Средние века. Их примерами являются законы двенадцати таблиц, Салическая Правда, законы Драконта, Русская Правда (Правовой обычай)

  3. Этот источник- официальный документ, который создается компетентными (обладающими соответствующим правом государственными органами и содержит общеобязательные правовые нормы. К подобным источникам относятся: конституция(основной закон), законы, подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств). (Нормативно-правовые акты)

  4. Этот источник создается соглашением сторон (Нормативный договор)

7 раунд «Обществоведческий переводчик»

Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами слова, полученные путем их буквального перевода на русский язык. Ваша задача назвать соответствующий русскому переводу научный термин.


Перевод на русский язык

Научный термин

Любомудрие


Ведение домашнего хозяйства


Учение о будущем


Богословие


Власть лучших


Порча, повреждение


Учение об обществе


Школьная наука


Власть немногих


Идущие впереди народа



Ответ:

Перевод на русский язык

Научный термин

Любомудрие

Философия

Ведение домашнего хозяйства

Экономика

Учение о будущем

Футурология

Богословие

Теология

Власть лучших

Аристократия

Порча, повреждение

Коррупция

Учение об обществе

Социология

Школьная наука

Схоластика

Власть немногих

Олигархия

Идущие впереди народа

Демагоги


8 раунд «Видеовопросы от учителей»

Одной из рубрик сегодняшней игры является следующая: «Видеовопросы от учителей». Цена вопросов этой рубрики – 10 баллов. Вопрос задает учитель истории и обществознания

Внимание на экран:hh01541_

Назовите общее понятие для каждого из приведенного ряда

1

Понятие, суждение, умозаключение


Формы рационального познания

.2

Гипотеза, диспозиция, санкция


Структура норма права

3

Труд, земля, капитал, предпринимательские способности


Факторы производства

.4

Инкорпорация, кодификация, унификация, консолидация


Систематизация права

.5

Отражает неравенство в доходах, престиже, объеме власти, выражает социальную структуру общества, возникает с зарождением человеческого общества


Дифференциация

.6

Прецедент, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, религиозный текст


Форма – источник права

7

Противоправность поведения потерпевшего, несовершеннолетие виновного, беременность, явка с повинной


Обстоятельства, смягчающие наказание.

8

Традиционное, харизматическое, рационально-легальное


Типы политического лидерства (по М. Веберу)

.9

«Демократическая Россия», «Союз правых сил», «Яблоко», Демократический выбор России»


Партии либерально-демократического направления

10

Самостоятельность в решении всех вопросов местного значения, организационное обособление в системе управления обществом и государством, многообразие форм осуществления управленческих функций, соразмерность полномочий материально-финансовым ресурсам региона


Принципы деятельности местного самоуправления





9 раунд «Цивилизации»


Назовите цивилизации и их «визитные карточки».

Внимание на экран — j0297827




Какая из этих цивилизаций:

А) сохранила свои древнейшие непрерывные культурные традиции?

Б) может считаться колыбелью демократии, в которой сложились понятия таких духовных ценностей как: гражданская свобода, гражданский долг, человечность, гармоничность, ответственность?

В) является исторической основой романо-германской (континентальной) правовой семьи?

https://images.google.ru/images?q=tbn:PSg-yKW_KyWOeM:tsos.lan.krasu.ru/slaids/issk/dmitrieva/24/img/37.jpg https://images.google.ru/images?q=tbn:VZLEr3lVAd_qtM:www.alfatravel.ru/i/105_3.jpg

1 2 3 4 5

Ответ: 1) Месопотамия – Вавилонская башня. 2) Древний Рим – Капитолийская волчица. 3) Древняя Индия – Просветление Гаутамы. 4) Древний Египет – Большой Сфинкс. 5) Древняя Греция – Парфенон (Акрополь).

А) древняя цивилизация Индии. Б) древняя Греция. В) древнеримская цивилизация.

j0297827


10 раунд «Видеовопросы от учителей-2»

А теперь вновь раздел «Вопросы от учителей». К вам обращается учитель обществознания, Цена вопроса – 10 баллов. Внимание на экран.hh01541_


1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, скажите «Да», если не согласны – «Нет».

1. Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан, регулируются нормами трудового права.

2. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.

3. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.

4. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.

5. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.

6. Государство не является единственным носителем политической власти.

7. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.

8. Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом проявляется целостность политической системы.

9. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах, что обеспечивает общеобязательность их предписаний.

10. Членораздельная речь предшествовала появлению у человека сознания и стала его предпосылкой.

Ответ:

1. Нет. 2. Нет. 3. Нет. 4. Да. 5. Нет. 6. Нет. 7. Нет. 8. Нет. 9. Нет. 10. Нет.



10 раунд «Нерадивые ученики»

Последнее задание нашего брейн-ринга – найти ошибки в тексте.

Внимание на экранj0297827


https://urok-doma.blogspot.ru/2013/04/blog-post_10.html

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ! ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!!!



Свежие документы:  Сценарий праздника "1 сентября в 3 классе"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: