«Уроки доброты»
Проект урока по теме: «Уроки доброты» (по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»), составленный по требованиям ФГОС
Автор-составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №20» Иванова Евгения Владимировна.
Цель урока: составить устное сочинение-миниатюру на тему: «Почему бабушка купила все-таки «пряник конем» обманувшему ее внуку?»
Задачи урока:
1. Личностные:
— развить коммуникативные навыки;
— создать условия на уроке для мотивации к достижению цели;
— формировать способность оценивать свои действия;
— сравнивать свои впечатления с впечатлениями других о содержании урока на каждом этапе.
2. Метапредметные:
— закреплять умение вести диалог,
— делать обобщения;
— развивать монологическую речь.
3. Предметные:
—углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа;
— учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте
Оборудование: портрет В.П. Астафьева.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
— Кто автор рассказа, который мы начали изучать на прошлом уроке? — Где родился В.П. Астафьев? — Какой рассказ Астафьева мы изучали в 5 классе? — Кто является героем книг Астафьева? — Когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»? Каково жилось людям в то время?
| (Дети дают ответы) — Виктор Петрович Астафьев родился в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка. -Герои его книг — простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева — природа. — Действие рассказа тоже происходит в одной из сибирских деревень на Енисее в первые годы после гражданской войны. Это было очень трудное время. Страна была разорена, утомлена войной. Люди жили очень скудно, часто не хватало самого необходимого — пищи, одежды, того, к чему мы привыкли, как к само собой разумеющемуся. | ||
Методический комментарий. Создание ситуации успеха, создание оптимистического настроя в процессе деятельности учащихся, психологическая поддержка каждому ребенку. Все данные ответы детей верные – так создается ситуация успеха. | |||
II. Этап актуализации и пробного учебного действия
| |||
— От чьего лица ведётся повествование? — В какой семье растёт герой?
— Что является завязкой рассказа?
— Почему «пряник конем» такая желанная мечта?
— Почему мальчик отправился в лес?
| — Повествование ведётся от первого лица. — Маленький мальчик, герой рассказа,сирота. Живет он с бабушкой, дедушка приезжает с «заимки» время от времени для мальчика приезд дедушки — радость. Бабушка строгая, воспитывает внука в труде. Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конем». Чтение эпизода: «Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые. Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка. | ||
Методические комментарии. Формулировка вопроса побуждает детей к активной мыслительной деятельности. Дети анализируют объекты, строят высказывания в устной форме; долго сохраняют учебную задачу; готовы допустить существование других точек зрения или принять чужие, формулируют собственное мнение. Дети мотивированы на процесс познания. | |||
III. Постановка проблемы, открытие нового.
| |||
— Почему герой совершил поступок, за который ему было очень стыдно? (Вопрос вызывает затруднение, учитель предлагает следующее: Давайте в тетрадях запишем такую цепочку:искушение, преступление, муки совести, наказание, прощение) Класс разбивается на группы. Задача каждой группы — найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа. Искушение – как герой оказывается в зависимости от Саньки?
Преступление – почему герой решил обмануть бабушку?
Муки совести — только ли страх перед бабушкой мучит героя?
Наказание – как был наказан герой?
Прощение— получил ли в итоге мальчик то, о чём мечтал
|
1-я группа. Главный змей-искуситель — сосед Санька — «был вреднее и злее всех левонтьевских ребятишек». Когда его сёстренки и братишки съели все свои ягоды, он упрекнул Витю в жадности и трусости. Санька использует беспроигрышный прием — поддразнивает героя: «Скажи уж лучше боишься ее и еще жадный!» Этого стерпеть мальчик никак не мог и легко «попался на уду», позволил съесть и свою землянику. 2-я группа. Этот же Санька посоветовал обмануть бабушку: «Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело!» Мальчик так и поступил.Герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей. Чтобы вредный Санька не проболтался, пришлось для него из кладовой украсть калач. 3-я группа. Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: «Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай». Вечером он не спешит домой, спать ложится в кладовке. 4-я группа. «И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня ещё уведёт, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврату нету…» 5-я группа. «Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой». | ||
Методические комментарии. Создание проблемной ситуации позволяет учителю наблюдать за поведением детей, их личностными качествами. Дети строят высказывания в устной форме, долго сохраняют учебную задачу. Формулируют собственное мнение, выслушивают мнение других. | |||
IV. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи и с самопроверкой по эталону
| |||
— Попробуйте сформулировать вопросы о муках совести, испытанных героем рассказа задайте их соседу по парте. — Попробуйте составить устное сочинение-миниатюру на тему: «Почему бабушка купила все-таки «пряник конем» обманувшему ее внуку?»
| (Дети составляют три вопроса по новой теме)
Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих «злодеяниях». Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой». | ||
Методические комментарии. Дети осуществляют поиск информации, формулируют вопросы, контролируют действия одноклассников, развивают устную речь. | |||
V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
| |||
— Понравился ли вам урок? Почему? — Закончите любое из данных предложений: (Я открыл для себя… Я сегодня узнал… Особенно интересно было… Меня очень удивило…) Напишите дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите. | (Дети высказывают свою точку зрения) | ||
Методические комментарии. Организованное таким образом подведение итогов урока позволяет назвать его наиболее яркие моменты. |