Урока по теме: «Уроки доброты»


Урока по теме:

«Уроки доброты»


Проект урока по теме: «Уроки доброты» (по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»), составленный по требованиям ФГОС


Автор-составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №20» Иванова Евгения Владимировна.


Цель урока: составить устное сочинение-миниатюру на тему: «Почему бабушка купила все-таки «пряник конем» обманувшему ее внуку?»

Задачи урока:

1. Личностные:

— развить коммуникативные навыки;

создать условия на уроке для мотивации к достижению цели;

формировать способность оценивать свои действия;

сравнивать свои впечатления с впечатлениями других о содержании урока на каждом этапе.

2. Метапредметные:

— закреплять умение вести диалог,

— делать обобщения;

— развивать монологическую речь.

3. Предметные:

углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа;

— учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте


Оборудование: портрет В.П. Астафьева.

Ход урока


I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

— Кто автор рассказа, который мы начали изучать на прошлом уроке?

— Где родился В.П. Астафьев?

— Какой рассказ Астафьева мы изучали в 5 классе?

— Кто является героем книг Астафьева?


— Когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»? Каково жилось людям в то время?


(Дети дают ответы)


— Виктор Петрович Астафьев родился в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка.


-Герои его книг — простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева — природа.

— Действие рассказа тоже происходит в одной из сибирских деревень на Енисее в первые годы после гражданской войны. Это было очень трудное время. Страна была разорена, утомлена войной. Люди жили очень скудно, часто не хватало самого необходимого — пищи, одежды, того, к чему мы привыкли, как к само собой разумеющемуся.

Методический комментарий. Создание ситуации успеха, создание оптимистического настроя в процессе деятельности учащихся, психологическая поддержка каждому ребенку. Все данные ответы детей верные – так создается ситуация успеха.

II. Этап актуализации и пробного учебного действия


— От чьего лица ведётся повествование?

— В какой семье растёт герой?







— Что является завязкой рассказа?



— Почему «пряник конем» такая желанная мечта?



Почему мальчик отправился в лес?


— Повествование ведётся от первого лица.

— Маленький мальчик, герой рассказа,сирота. Живет он с бабушкой, дедушка приезжает с «заимки» время от времени для мальчика приезд дедушки — радость. Бабушка строгая, воспитывает внука в труде.

Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конем».

Чтение эпизода: «Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые.

Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка.

Методические комментарии. Формулировка вопроса побуждает детей к активной мыслительной деятельности. Дети анализируют объекты, строят высказывания в устной форме; долго сохраняют учебную задачу; готовы допустить существование других точек зрения или принять чужие, формулируют собственное мнение. Дети мотивированы на процесс познания.

III. Постановка проблемы, открытие нового.


— Почему герой совершил поступок, за который ему было очень стыдно?

(Вопрос вызывает затруднение, учитель предлагает следующее:

Давайте в тетрадях запишем такую цепочку:искушение, преступление, муки совести, наказание, прощение)

Класс разбивается на группы. Задача каждой группы — найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.

Искушение – как герой оказывается в зависимости от Саньки?











Преступление – почему герой решил обмануть бабушку?













Муки совести — только ли страх перед бабушкой мучит героя?







Наказание – как был наказан герой?











Прощение— получил ли в итоге мальчик то, о чём мечтал






















1-я группа. Главный змей-искуситель — сосед Санька — «был вреднее и злее всех левонтьевских ребятишек». Когда его сёстренки и братишки съели все свои ягоды, он упрекнул Витю в жадности и трусости. Санька использует беспроигрышный прием — поддразнивает героя: «Скажи уж лучше боишься ее и еще жадный!» Этого стерпеть мальчик никак не мог и легко «попался на уду», позволил съесть и свою землянику.

2-я группа. Этот же Санька посоветовал обмануть бабушку: «Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело!» Мальчик так и поступил.Герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей. Чтобы вредный Санька не проболтался, пришлось для него из кладовой украсть калач.

3-я группа. Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: «Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай». Вечером он не спешит домой, спать ложится в кладовке.

4-я группа. «И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня ещё уведёт, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврату нету…»

5-я группа. «Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

Методические комментарии. Создание проблемной ситуации позволяет учителю наблюдать за поведением детей, их личностными качествами. Дети строят высказывания в устной форме, долго сохраняют учебную задачу. Формулируют собственное мнение, выслушивают мнение других.

IV. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи и с самопроверкой по эталону


— Попробуйте сформулировать вопросы о муках совести, испытанных героем рассказа задайте их соседу по парте.

— Попробуйте составить устное сочинение-миниатюру на тему: «Почему бабушка купила все-таки «пряник конем» обманувшему ее внуку?»








(Дети составляют три вопроса по новой теме)







Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих «злодеяниях». Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».

Методические комментарии. Дети осуществляют поиск информации, формулируют вопросы, контролируют действия одноклассников, развивают устную речь.

V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


— Понравился ли вам урок? Почему?

— Закончите любое из данных предложений:

(Я открыл для себя…

Я сегодня узнал…

Особенно интересно было…

Меня очень удивило…)

Напишите дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.

(Дети высказывают свою точку зрения)

Методические комментарии. Организованное таким образом подведение итогов урока позволяет назвать его наиболее яркие моменты.

Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса «Получение и применение предельных одноатомных спиртов»





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: