Психологическая компетентность педагога как условие осознанного профессионального самоопределения учащихся


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20














Психологическая компетентность педагога

как условие осознанного профессионального самоопределения учащихся




подготовила

учитель изобразительного искусства и технологии

Шанина Татьяна Леонидовна















г. Екатеринбург
2014

В течение ряда лет школа живет в условиях модернизации образования, являясь, по сути, площадкой внедрения инноваций. Особый статус приобретает инновационный процесс в связи с новыми федеральными образовательными стандартами. Необходимое условие их реализации – освоение педагогами новых целевых ориентаций образовательного процесса, развитие и преобразование профессиональной компетентности педагогических работников.

Переход к целевым ориентациям в соответствии с образовательной инициативой «Наша новая школа» все более очевидным ставит необходимость перестройки профессиональных стереотипов, установок, ценностных ориентаций педагогов. Недостаточным вниманием к личностным факторам педагогов, осуществляющих инновации, объясняется то, что школа зачастую не оправдывает ожидания гуманизации образовательной среды.

Особые требования ситуация введения новых стандартов предъявляет к психологической компетентности педагогических работников, поскольку впервые устанавливаются требования не только к результатам обученности, но и к результатам личностного развития обучающихся.

Профессиональное самоопределение личности школьника напрямую связано с процессом формирования универсальных учебных действий (УУД), который определяет осознанный выбор профессии. Целевая организация в данном случае профориентационной работы на всех периодах школьного этапа оправдана:

начальная школа (1 – 4) – формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности (в традиционной практике учителей начальных классов проведение конкурсов рисунков «Кем я хочу быть», «Профессии моих родителей», бесед «Что такое профессия?», «Мир профессий», однако планирование этой работы не предполагает обобщения на уровне личностного развития младшего школьника);

первая ступень основной школы (5 – 7 кл.) – развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии (в традиционной практике учителей – предметников и классных руководителей среднего звена проведение на классных часах бесед, дискуссий, анкетирований, деловых игр, встреч с интересными людьми, экскурсий на различные производства). Образовательная программа учебного предмета «Технология» предполагает изучение специального раздела «Современное производство и профессиональное самоопределение». Тематическим планом определена и его примерная доля в общем содержании годового курса: 6% (4 часа) от общего количества (68 часов), такое соотношение не способствует систематизации и комплексности профориентационной работы;

вторая ступень основной школы (8 – 9 кл.) – формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей. В 9 классе ведётся курс «Основы выбора профессии», где большое внимание уделяется следующим разделам: «Ориентировка в мире профессионального труда», «Представление о себе и своих возможностях в профессиональной деятельности», «Проектирование пути к своей профессии». Курс в 9 классе призван помогать учащимся обосновать свой выбор профессии, подобрать образовательные учреждения, где можно получить данную специальность. Однако ежегодные опросы выпускников средней школы показывают, что наиболее актуальным для учащихся является успешное преодоление выпускного испытания (ГИА);

Свежие документы:  Тесты усиливающие знания технологических операций для учащихся 5-6 классов

старшие классы (10 – 11 кл.) – формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов. Выпускники делают первые шаги в управленческой деятельности, практикуются экскурсии в профессионально-технические училища, расположенные в ближайших районах. Классным руководителем традиционно проводится опрос по выбору профессии и учебного заведения. Фактически, статистика ответов одиннадцатиклассников на вопрос по определению главной цели на ближайший год, показывает, что 80-85% опрашиваемых отвечают следующее: «Сдать ЕГЭ». Приблизительно 9-12% считают основной целью «Поступление в ВУЗ». При этом хочется отметить, что при дальнейшем опросе выясняется, что лишь 8% выпускников считают, что окончательно определились с будущей профессией.

На сегодняшний день самыми распространенными мероприятиями профориентационной работы являются уроки профориентации в школе в рамках элективных курсов, классные и информационные часы, деловые игры, внутришкольные конкурсы, связанные с выбором профессии. Действенные формы работы по профессиональному самоопределению учащихся широко известны, популяризованы. А проблема осознанного выбора профессии старшеклассниками до сих пор достаточно остра! Основное противоречие, рождающее эту проблему можно сформулировать так: недостаточная сформированность психологической компетентности педагога, реализующего эти действенные формы.

Согласно новым стандартам педагогический работник должен обеспечить условия для формирования личности, способной к саморазвитию. Компетентность «задается» решаемой образовательной задачей (проблемой), при этом основная форма ее осуществления – деятельность, которая в свою очередь имеет определенное психологическое строение, основные ее компоненты (И.А. Зимняя): мотивационно — ценностный, когнитивно — информационный, операционально — технологический и рефлексивно — регулятивный аспекты психологической компетентности педагога. Таким образом, важным условием для формирования осознанного профессионального самоопределения учащихся становится процесс не поверхностной, а глубокой психологической перестройки личностных преобразований педагога. В случае инноваций – это изменение содержательных или организационных компонентов учебно-воспитательного процесса. К сожалению, приходится констатировать на современном этапе лишь масштабное изменение информационной составляющей профессиональной компетентности педагога, обусловленное погоней за положительной статистикой успешно сданных выпускных испытаний. В условиях вымывания из образовательной среды педагогов-психологов на фоне бесконечных оптимизаций штатных расписаний образовательных учреждений педагогам – предметникам остаётся самостоятельно (часто интуитивно) внедрять в практику психолого-педагогический дидактический инструментарий (диагностики, карты рефлексивного анализа и т.д.). С начала 2014 – 2015 уч. года в МБОУ СОШ № 20 при изучении предмета «Технология» в 5-7 классах мной успешно используется приём организации устного трёхминутного выступления учащегося перед классом, тема выступления – «Сообщение о профессии». Для внимательного слушания деятельность одноклассников организована по бланкам (Приложение 1). В рамках формирования осознанного профессионального самоопределения школьников возможно решить сразу несколько системных задач:

Свежие документы:  Формирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся старшей ступени средней школы на основе технологии модульного обучения (на примере английского языка)

— организация самостоятельного поиска учащимися информации по выбранной профессии (для успешного устного выступления необходим личностный анализ и оценка найденной информации);

— организация работы по заполнению бланков (реальность такова, что навык внимательного чтения сформирован так же слабо, как и навык внимательного слушания более чем у 40% учащихся);

— формирование умения выразить личное мнение перед аудиторией (навык личностной презентации нивелируется по причине общения подростков больше в виртуальной реальности, чем вживую).

Таким образом, для осознанного профессионального самоопределения учащихся необходима работа по формированию психологической компетентности педагога. Анализ деятельности учащихся на уроке является началом процесса развития психолого-педагогической компетентности. В рамках её формирования важен анализ собственной профессиональной деятельности. При отсутствии практики организации супервизии деятельности педагога различные документарные источники взаимодействия с учащимися могут являться формой обратной связи, которая лишена личного эмоционального восприятия со стороны педагога. Такая информация – отличный материал для профессионального саморазвития рефлексивно — регулятивного аспекта психологической компетентности педагога.

Приложение 1

Пункт плана

Подчеркни нужную характеристику:

1.

Определение выбранной профессии:

Полное

2

Неполное

1

Не дано

2.

Знаменитые люди или компании в данной профессии

Перечислены

несколько имён или компаний

2

Только одно имя или название

1

Не перечислены


3.

Зарплата

Указаны самая меньшая и наибольшая

2

Указана только средняя зарплата

1

Нет информации


4.

Хочу ли я быть в этой профессии?

Дан ответ

2

Нет ответа

5.

Почему?

Дано подробное обоснование

2

Дано краткое обоснование

1

Обоснования нет


Подсчитай, сколько всего баллов:

Поставь свою отметку:






Отметка «5» ставится, если выступающий набрал от 8 до 10 баллов.

Отметка «4» ставится, если выступающий набрал от 5 до 7 баллов.

Отметка «3» ставится, если выступающий набрал от 2 до 4 баллов.

Отметка «2» ставится, если выступающий набрал от 0 до 1 балла.



Дата:______________

Выступление оценил: __________________________________



Список использованной литературы

1. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. СПб, «Речь», 2006

2. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.М, Митина. — М.: Академия, 2004.

3. Кульневич С.В. Анализ современного учителя (С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина) — Ростов н/Дону: Учитель, 2003.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: