Внедрение СОТ на уроках технологии


Внедрение СОТ на уроках технологии.

Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересованно в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Изменилась ситуация на рынке труда. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм — способность менять сферы и способы деятельности. С другой стороны, происходит глобальная информатизация общества.
Современные образовательные
технологии (СОТ) дают новые возможности по формированию личностного потенциала учащихся и обеспечению успешности ученика школы. ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения во главу угла ставит личностный результат образования, уровень которого зависит от отношения учащихся к процессу обучения в целом.[1] Главным результатом образования становится не система ЗУН сама по себе, а набор компетентностей, обеспечивающий эффективное решение личностью разнообразных проблем. Появление идей компетентностного подхода в образовании выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.
Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать современные образовательные технологии (СОТ) в обучении в школе. Новые технологии дают новые возможности по формированию личностного потенциала и обеспечению успешности выпускника школы.
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.





1. https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



В связи с происходящими изменениями в российском образовании у меня, как учителя технологии, появилась проблема необходимости

повышения качества образования, развитие творческого потенциала обучающихся.

Решение данной проблемы потребовало инвентаризации педагогического инструментария, поиска новых подходов. Изучение и анализ научно-методической литературы по данной проблеме, передовой педагогической практики позволили мне сформировать идею работы: повышение качества образования на уроках технологии в школе возможно при использовании современных педагогических технологий (СОТ), которые будут направлены на:

  • формирование умений, необходимых для изучения технологии;

  • повышение мотивации к учебной деятельности;

  • развитие аналитического мышления;

  • формирование универсальных учебных действий (УУД);

  • на активизацию познавательной деятельности, организацию её на основе уровневой дифференциации;

  • сохранение и укрепление здоровья учащихся,

  • развитие творческой активности учащихся.














II. Основная часть

Реально достичь цели образования в новых социальных условиях и решить выше перечисленные проблемы мне помогает комплексное использование следующих современных образовательных технологий (СОТ):

  • здоровьесберегающие технологии;

  • личностно-ориентированные технологии;

  • информационные технологии;

  • технология проектного обучения;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • игровые технологии.

Данная проблема позволила сформулировать тему работы: «Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения и развития творческого потенциала учащихся на уроках технологии ».

Актуальность работы:

Актуальность темы обусловлена необходимостью переосмысления применений педагогических технологий в современном образовании и отбором СОТ для повышения качества обучения на уроках технологии.

Цель:

Целью работы является внедрение современных технологий обучения, способствующих повышению качества обучения, мотивации, формированию функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способностей учащихся в «Технологии».

Основные задачи:

  • повышение профессиональной компетентности, методологической культуры и инновационного потенциала педагога;

  • выбор СОТ для повышения качества обучения по технологии;

  • развитие ключевых компетенций учащихся;

  • включение педагога в проектирование, исследование и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

  • внедрение в учебный процесс технологий личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающих технологий; информационных технологий; технологий проектного обучения; технологий обучения в сотрудничестве; игровых технологий.



Ожидаемые результаты

  • повышение качества знаний учащихся;

  • развитие научно-исследовательских и творческих способностей учащихся;

  • изменение профессиональной позиции педагога – это творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса в школе;

  • активная жизненная позиция всех членов образовательного процесса;

  • совершенствование качественных характеристик личности учащихся.

Принципы работы

На мой взгляд, педагогу не достаточно знать набор современных образовательных технологий, а необходимо умело их использовать с учетом особенностей класса, в котором работает и условий, которые есть в школе, только тогда они принесут свой эффект. Наиболее продуктивным я считаю технологии, основанные на личностно-ориентированном обучении. Современный учитель – образованный человек с высокой культурой и профессиональной компетентностью. Поэтому я постоянно занимаюсь повышением своего профессионального уровня путём прохождения курсовой подготовки самообразованием и передаю свои знания своим ученикам. Иными стали задачи учителя – не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель – организатор получения информации. Чтобы информация стала знанием, надо пропустить ее через собственный опыт.
Новый подход к понятию образования: собственный опыт = самостоятельное решение = развитие личности. Личностно-ориентированный подход к образованию призван решать и задачу качества обучения. Качество – это не только качество конечного результата, но и всех процессов, влияющих на результат.

Поэтому проведя анализ всего многообразия использующихся педагогических технологий, для своей работы я отобрала и использую:

  • — здоровьесберегающие технологии;

  • — личностно-ориентированные технологии;

  • -информационные технологии;

  • — технология проектного обучения;

  • — технология обучения в сотрудничестве;

  • -игровые технологии.

1.Здоровьесберегающие технологии: регулярно проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз, наблюдение за сменой видов деятельности, чтобы учащиеся не переутомлялись; соблюдаются требования техники безопасности и санитарно-гигиенические требования (проводится регулярное проветривание кабинета на переменах, обеспечивается рекомендованная посадка детей, соблюдается правильная осанка во время выполнения письменных заданий и при работе за компьютером, швейной машине, соответствует нормам освещение в кабинете, согласно росту учащихся подобрана мебель), обязательным является дозированное домашнее задание и создание комфортной психологической обстановки на уроках. Психологический климат на уроке. Каждый урок начинается с психологического настроя класса. После доброжелательного приветствия, одобрительных реплик, предлагаю детям «Лист настроения». Из изображенных на нём гримас они должны выбрать одну, соответствующую их настроению на данный момент.

J K L

В конце урока предлагаю выбрать гримасу снова. Как правило, в конце урока настроение у всех хорошее. Это как своеобразный ритуал, позволяющий школьникам после перемены лучше адаптироваться к взаимодействию со мной, моим требованиям, настроиться на урок. Основой моих приёмов и техник, повышающих эффективность образовательного процесса, служат искренность, открытость и доброжелательность.

Смена видов деятельности — достижение эффективности урока. Однообразие урока способствует утомлению школьников. Поэтому за время урока я стараюсь чаще менять виды деятельности. Порой на уроке бывает 5-7 разнообразных видов деятельности! Поэтому, когда прозвенит звонок с урока, многие дети говорят: «Эх, как быстро прошёл урок!». А я у них спрашиваю: «Ребята, а вы не устали? Ведь мы так много сделали!». «Не-е-е-т!»,- отвечают.

Интенсивность современного урока приводит к росту нездоровых детей. Изменения в организации урока могут снять эту проблему. Поэтому я применяю традиционные и современные образовательные технологии через призму здоровье- сбережения, стимулируя этапы урока, учитывая пики и спады активности. Работа ведется в тесном контакте со школьной социальной службой: психологи, логопед, социальный педагог.



2.Технологии личностно-ориентированного обучения. В нашей школе есть разные дети: и отличники, победившие на олимпиадах разного уровня, и средние ребята, и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин. Поэтому мы приходим к необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс личностно-ориентированного обучения, которое позволит отказаться от уравнивания всех учеников и создаст условия для успешного обучения каждого ребенка. Для такого обучения я использую: задания по картам разного уровня сложности, пошаговые инструкции для выполнения отдельных технологических узлов и операций, карточки для коррекции знаний по технологии. Каждая карточка посвящается одному отдельному вопросу и состоит из трех частей: инструкции (формулировки правила), образца применения этой инструкции и задания для учащихся. Карточки предназначены для дополнительных занятий с учащимися (в классе или дома). Если эти задания ученик не может выполнить, объяснение продолжается, применяются индивидуальные консультации.
Т.о. задания дифференцируются для каждого учащегося и учитываются его личностные возможности роста с опорой на «зону ближайшего развития». Ведь
наша забота – научить их учиться. Понятие «Зона ближайшего развития» было введено в психологическую науку Львом Сергеевичем Выготским, и считается одним из его самых выдающихся открытий, которые используются в современной науке для индивидуализации и гуманизации обучения. Педагог призван стоять лицом к ребенку и, основываясь на его актуальных умениях, развивать и обучать ребенка. [2] Для организации эффективной самостоятельной работы учащихся в классе и дома я применяю дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приемов, т.е. систему действий в определенной последовательности. Так, например, при разработке общешкольного проекта «Пасхальная выставка», в котором мы с учащимися изготавливаем пасхальные сувениры (2012г.) я разработала инструкционные карты и электронную презентацию работы в технике декупаж на деревянной поверхности, по которым ученики выполняли изделия на уроке и дома.



















2. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 5.

3. Информационно – коммуникационные технологии

Основными направлениями использования компьютерных технологий в предметной области «Технология» педагогом ОУ являются:

  • ведение документации учителя- предметника, работа педагога с электронным журналом АСУ РСО;

  • подготовка и обработка отдельных тем (например: по кулинарии, рукоделию и т.д.) в виде краткосрочных проектов,

  • электронное сопровождение уроков (создание учителем авторских презентаций и использование коллекций ЭОР в интернете)

  • отработка теоретических материалов, тестирование учащихся

  • подготовка учащихся к олимпиаде по технологии, работа с одаренными детьми и детьми с особыми нуждами.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:

-Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.

-Недостаточное количество мультимедиа дисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов, красивая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны и т. д. Но в большинстве своем они не вписываются в канву данного конкретного урока конкретного учителя. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке. Поэтому я на уроке, как правило, практикую выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, презентаций, разработанных самим учителем по конкретным темам урока.
Презентация же может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи. Например, для решения обучающей задачи на уроке «Кулинария. 5 класс. Бутерброды и горячие напитки» используется презентация, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать получаемую информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать (Лабораторная работа. Определение свойств разных видов и сортов чая), делать выводы (какие химические элементы входят в состав горячих напитков и каким образом они влияют на свойства этих напитков, какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством. Использование компьютерных технологий в обучении технологии позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Я ориентирую своих учащихся на использование компьютера при подготовке к урокам, докладам. Для повышения самообразования учащихся используются и Интернет-ресурсы.

4. Игровые технологии. Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим направлениям:
— дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
— учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;
— учебный материал используется в качестве средства игры;
— в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
— успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Одной из форм дидактической игры является «Пазлы», «А ну-ка, девушки», «Кулинарный поединок» и т.д.

5. Развивающие технологии: игры, кроссворды применяются в 5-7 классах для активизации внимания, снятия напряжения и создания комфортной атмосферы на уроке. Применяя творческие задания в 5-8 классах, можно заинтересовать ребят, и тогда сложные задания (например, на развитие логического мышления, построение орнамента, разработка собственных эскизов моделей одежды и т.д.) детьми воспринимаются как забавная умная и весёлая игра, в процессе которой легче происходит усвоение материала различной сложности.



6. Я активно внедряю на уроках и во внеурочной деятельности метод творческого проекта. Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения и системное мышления. Для этого применяются в проектной деятельности модули для реализации информационно- коммуникативных технологий, связанных с освоением пользовательских навыков:

    • «Основы информационных технологий: работа с программой подготовки презентаций POWER POINT»,

    • «Основы информационных технологий: технология

использования ресурсов сети Интернет»

Лучшие проекты рекомендуются на районные, городские и областные Всероссийские предметные олимпиады по технологии, конкурсы.

Метод проектов применяется мной при разработке социально направленных проектов. Например, с целью экологического воспитания мной был разработан проект «Вторая жизнь упаковки». Учащимися были созданы предметы быта и интерьера, декоративные панно. Суть этой работы – формирование экологического сознания и экологической культуры через создание творческих работ, в которых используются вторичное сырье. Т.о. меняется мировоззрение учащихся. Во избежание загрязнения окружающей среды, ребята под моим руководством стали использовать вторсырьё для изготовления нужных и полезных предметов на уроках технологии.



Другие проекты: « Пасхальный сувенир», « Оберег», Подарок маме»



6. Технология обучения в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний, выработка умений и навыков, основанных на запоминании, то есть на механизме внушения знаний, умений и навыков. В обучении, построенном на основе педагогики сотрудничества прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения.
Содержанием урока в таком обучении является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности, а не программные знания и материал учебника. Движущие силы учения это радость творчества, ощущение своего роста, совершенствование, приращение знаний, уверенности в себе. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся. Педагогика сотрудничества — эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:

— взаимозависимость членов группы;
— личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
— совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
— общая оценка работы группы.
Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Существуют несколько вариантов данного метода обучения.

Я чаще всего применяю метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе».
Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3—5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы — награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности — работают и здесь. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. На учителя ложится ответственность по вопросу комплектации групп, (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания (у каждого, таким образом, своя часть, свое подзадание): отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скорее, социально-психологическую — осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения и создание какого-либо конкретного продукта. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу. Достигнутые успехи, с одной стороны, влияют на результат групповой и коллективной работы, а с другой — вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется тем, что получено как при самостоятельной групповой работе, так и при коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо при выполнении следующего нового задания, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы. Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Известное изречение мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!» в данном случае очень популярно. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся выступает на одно из важных мест, наравне с организацией, условия и методики работы над заданием.

Данная технология широко мной используется при разработке с учениками коллективных творческих проектов: «Здравствуй, осень», «Космос», «День победы».









































III. Заключение



Вывод

Ограничений в применении СОТ нет. Закон “Об образовании” дает право учителю самому отбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным дидактико-педагогическим принципам. Современные образовательные технологии (СОТ), интерактивные формы, повышающие мотивацию и способствующие развитию интеллектуального потенциала каждого. Разнообразные СОТ применяемые современным учителем способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень мотивации, формировать функциональную грамотности учащихся и ключевых компетенций на более высоком уровне, эффективнее развивать потенциальные способности учащихся и не только в предметной области русского языка и литературы, а также и по другим предметам.
Я уверена, что КПД урока с использованием СОТ будет высоким, ведь у каждого своя начальная ступенька – и сегодня он научился тому, что не давалось. Ученик не готовое чужое должен переварить, а сам добывал знание, сам создал продукт.

Точна китайская притча: “Скажи мне – и я забуду; // покажи мне – и я запомню; //дай сделать – и я пойму”. Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
В результате использования мной СОТ на уроках технологии повышается качество обучения, развиваются потенциальные способности учащихся, формируются компетентности учащихся: информационная и коммуникативная.









IV. Информационные источники

1. https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

2. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 5.

3. Выготский Л.С., Мышление и речь, М., «Лабиринт», 1999 г.

4. Воронова О.В., Декупаж. Новые идеи, оригинальные техники,

Эксмо, 2010г.

5. Технология. Технологии ведения дома. Учебник ./ Н.В. Синица., В.Д. Симоненко- М.: Вентана-граф,2012

6. Метод проектов в технологическом образовании школьников 5-9 классы. Пособие для учителя/ И.А. Сасова.- М.: Вентана-граф,2012

7. Технология. Технологии ведения дома. Пособие для учителя/ Н.В. Синица.- М.: Вентана-граф,2012

8. Технология. Технологии ведения дома 5 класс/ Электронный образовательный ресурс (на СD).

9. Хуравская В.М. Десять творческих проектов для учащихся 6-9 классов/ В.М. Хуравская, В.Д. Симоненко.- Брянск6НИЦ «Октид»,2002























Свежие документы:  Проекты на уроках географии и во внеклассной деятельности

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: