Конспект урока для 1 класса «Жизнь диких животных зимой»


Урок познание мира

1 «б» класс

Тема: «Жизнь диких животных зимой».


Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, научно-познавательного материала, творческих заданий, самостоятельного сжатия информации и выборочного чтения.

Обучающая цель:

  • познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

  • научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью животных;

  • показать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери и птицы;

Коррекционно-развивающая цель:

  • развивать творческие способности учащихся, устную речь, память, внимание, словесно-логическое мышление;

Воспитательная цель:

  • воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена;

  • воспитывать любовь к родной природе


Тип урока: комбинированный


Основные дидактические методы:

  • проблемно-диалогические методы обучения;

  • частично-поисковый метод;

  • объяснительно-иллюстративный;

  • принципы самоорганизации познавательной работы учащихся.


Дидактические средства:

  • слайды презентации, рисунок зимнего леса

  • учебник-тетрадь, карточки с изображением животных и птиц;

  • фрагменты статьи о жизни животных и птиц зимой


Оборудование:

  • Компьютер, проектор.


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

  3. Совместное «открытие» новых знаний.

  4. Самостоятельное применение знаний.

  5. Итог урока. Рефлексия


Ход урока

I. Организационный момент.

Посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихонечко сели.


II.Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?

— Какие изменения происходят в погоде и в природе?

— Вы сможете вспомнить, прослушав стихотворение про зиму.

Солнце землю греет слабо,
Поночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, снег кружится,

Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.

Вывод о состоянии неживой природы зимой.

— Какие же признаки зимней погоды вы можете назвать?

1. С каждым днём становится всё холоднее.

2. Небо чаще покрыто облаками.

3. Осадки выпадают в виде снега.

4. Дни становятся короче, а ночи длиннее.

— С чем связано общее похолодание зимой?

(Солнце стало всходить поздно, заходить рано — поэтому света и тепла земля получает мало — дни стали короткими.За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода)

-Молодцы. А какое было задание на дом?

-Нарисовать рисунок — “Что бывает только зимой…”

(Дети выходят и защищают свои рисунки). МОЛОДЦЫ!


Тема нашего урока«Жизнь диких животных зимой».

Цель нашего урока:Узнать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери и птицы.


ІІІ. Совместное «открытие» новых знаний.

Зима приносит всем обитателям лесов немалые сложности, сильные холода, колючий морозный ветер, всё это значительно усложняет зимнюю жизнь птиц. Слайд

Многие птицы осенью улетели в теплые края.

— Вспомните, какие из них улетели?Слайд

— Почему птицы улетают? (ответы детей)

— Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен. Причина вдругом — голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм. Мухи, муравьи, бабочки зимой прячутся в норки, щели и засыпают. Жуки и их личинки прячутся в коре деревьев. И все-таки некоторые птицы остаются зимовать.

— Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей) слайд

Есть птицы, которые выводят птенцов даже зимой, среди снега. Это клёсты. Они выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками.слайд

— Как мы можем им помочь птицам, которые остаются зимовать? (ответы детей)

(показать кормушку, и спроситьчто они знают о кормушках)Слайд

IV. Самостоятельное применение знаний.

Игра «Да-нетки«.

(Ученикиотвечая на вопросы поднимают таблички, со словом «да», если ответ правильный, «нет», если ответ неверный)

Прячутся ли насекомые к зиме? (да)

Перелетные птицы не улетают в теплые края? (нет)

Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (да)

Ласточка, соловей, скворец — зимующие птицы? (нет)

Верно ли, что у клёстов зимой появляются птенцы? (да)

Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (да)

Нужно ли птиц подкармливать зимой? (да)

Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (нет)

4. Физминутка.

Хомка

Хомка, хомка, хомячок.

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Шейку моет, щечки трет.

Подметает хомка хатку,

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка сильным хочет стать.


Работа с научно-познавательной статьёй о жизни животных зимой.

-Ребята скажите пожалуйста, какие дикие животные живут в лесу? (ответы детей).  

— А какие изменения произошли в жизни диких зверей? (ответы детей)

Учитель: Сейчас более подробно познакомимся с жизнью зверей зимой.

(Один ребёнок читает загадки, дети отгадывают; подготовленные ученики делают сообщения об этом животном, показывая соответствующую картинку.)



  1. Пышный хвост торчит с верхушки,
    Что за резвая зверюшка?
    Щёлкает орехи мелко,
    Ну, конечно, это …
    Белка. Слайд

В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнезде прячутся.Белкизапасают на зиму орешки, пряча их в дупла и в землю.Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето. Белки всеядны: пищу их составляют и почки деревьев, и семена, и плоды, грибы и насекомые, небольшие птицы, и даже лягушки. Белки в сильный мороз могут прибежать к птичьей кормушке и полакомиться тем кормом, что приготовили пернатым.Слайд


  1. Не барашек, и не кот,
    Носитшубу круглый год.
    Шуба серая — для лета,
    Для зимы – другого цвета.
    Заяц. Слайд

Зайцы к зиме одеваются в белую тёплую, густую шубку. Кормятся побегами и корой различных деревьев. Любят иву и осину. Могут раскопать из-под снега траву и ягоды, а в стогах – полакомиться сеном.У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов под кустами. Запасов на зиму заяц не делает.


  1. Хозяин лесной просыпается весной

А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Медведь. Слайд

Медведь ждёт зиму, чтобы уснуть под снегом. Он спит пять месяцев. Запасает жир на всю зиму. Перед залеганием в спячку, медведь питается с утра до вечера: ест корни растений, плоды, ягоды. Любимое лакомство – мёд. Говорят, что зимой в берлоге медведь сосёт лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому он и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время. Вот и, кажется, что он сосёт лапу. В середине зимы у медведицы появляются медвежата.


  1. В стране лесной живёт портной,
    Не сшил одёжки ни одной.
    А в чём секрет? Какой ответ?
    Иголки есть, а ниток нет.
    Ёжик. Слайд

Осенью ёжик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму ёж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве, свернётся клубочком и спит до весны. Ёж спит дольше всех, он спит в норке до конца апреля.


  1. Всех зверей она хитрей

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост- ее краса.

Этот зверь лесной….
Лиса. Слайд

Спит лиса в норе. Лисапитается мелкими животными, растениями и грызунами. Зимой она мышкует, охотится на полевых мышей. Чутко прислушивается к писку под снегом, прыжком ныряет и пытается поймать добычу.Мыши – её основной корм зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей. Не откажется плутовка и от плодов, фруктов, ягод, птенцов и кладкой птичьих яиц.


  1. Ночью воет он в лесу:
    “Я ягнёнка унесу-у-у!”
    В зайцах тоже знает толк
    Злой, голодный серый …
    Волк .Слайд

Волк – хищник, живет в логове.Охотится на кабанов, лосей и зайцев. Может разорить птичье гнездо, съесть и птенцов, и яйца. Бегая по зимнему лесу, и лисица может стать добычей серого разбойника.


Ребята, сегодня вы многое узнали о жизни животных в лесу. А сейчас, хочу вам предложить игру.

Игра «Кто, чем питается»

Игра«Кто, где живёт?» (дети на индивидуальных карточках выполняют задания.Линиями показывают жилища диких животных)

Игра «Закончи предложение»

— Ребята, а сейчас подумайте, про кого можно так сказать?

Неуклюжий,как …
Быстроногий, как …
Хитрый, как …
Голодный, как …
Колючий, как …


Ребята, у нас существуют такие места, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы. Кто знает, как называется такое место?

(Заповедник)Слайд

Человека, который заботится о зверях, помогает им в суровое время зимы выжить, прокормиться, называют егерь.

  Что делает человек, чтобы помочь животным зимой? Слайд

  Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя.

  Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины и сосны.

  Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди.

   Роль каждого человека, живущего на земле, оберегать животный мир от истребления, ведь они своим существованием помогают нам жить.

Вы, ребята, не забывайте о том, что и вы можете помогать зверям и птицам перезимовать суровую зиму.

IV. Итог урока.

IV. Повторение и закрепление изученного

    — Если вы были внимательны на уроке, если наблюдательны, много читаете и любите узнавать новое, вы сможете ответить на все вопросы.

Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?

(Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу)

  • Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)

  • Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клёст.Клёсты выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками)

  • Пользу или вред приносят человеку зимой синицы, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и массами их поедают)

  • Пользу или вред приносит человеку зимой барсук? (Ни пользы, ни вреда; зимой барсук спит.)

  • Кто еще из зверей спит? (Медведь, еж, летучие мыши)

  • Как называется место, где охраняют животных? (заповедник)

  • Как называют человека, который заботится о зверях? (егерь)

  • Какие признаки зимы вы можете назвать?

(Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом)


— Молодцы! На уроке вы были очень внимательны и правильно ответили на все вопросы. Всем я ставлю отметку 5.

Домашнее задание: нарисовать диких животных в лесу. На этом урок закончен, досвидания.







Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира для 1 класса «Путешествие в джунгли»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: