Конспект урока «Кожа человека. Значение и строение кожи» 4 класс


Урок по окружающему миру

Тема: «Кожа человека. Значение и строение кожи»

УМК «Начальная школа ХХI века»

4 класс, II четверть


Цели урока: познакомить учащихся со свойствами кожи и её строением, рассказать о её значении для организма и необходимости ухода за кожей.


Оборудование: учебник «Окружающий мир 4 класс» Н.В.Виноградова, тетрадь «Рабочая тетрадь «Окружающий мир №1», презентация «Кожа человека. Значение и строение кожи»


Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Повторение пройденного

  3. Сообщение темы и целей урока

  4. Практическая работа

  5. Работа с учебником «Окружающий мир 4 класс, 1 часть » с.30 — 33 и таблицей «Строение кожи»

  6. Физ. минутка

  7. Беседа о правилах ухода за кожей

  8. Физ. минутка

  9. Работа в тетради «Рабочая тетрадь №1» с.13, №36 ( работа в парах)

10. Итог урока

11. Домашнее задание


Ход урока:

  1. Организационный момент

— Тема сегодняшнего урока очень важная для каждого из нас.

Попробуйте отгадать загадку, чтобы понять о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке:

Мы в нее зимой и летом 
С головы до ног одеты, 
Даже на ночь снять не можем, 
Потому что это…

(ответ: кожа)

2. Повторение пройденного

-На прошлых уроках мы говорили, как человек воспринимает окружающий мир. Познакомились с органами чувств человека.

-Итак, сколько у человека органов чувств?

-Перечислите их.

-С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге?

-Расскажите о том, как беречь зрение.

-Что помогает чувствовать запах хлеба, цветов, духов?

-Когда обоняние может ухудшиться?

-С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка?

-Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?

-С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, солёную от кислой?

( выслушиваются ответы детей)


3. Сообщение темы и целей урока. (слайд №2,3)

-Сегодня мы поближе познакомимся еще с одним органом чувств человека – кожей. Познакомимся со строением и свойствами кожи, узнаем каково её значение для организма; убедимся в необходимости ухода за нашей кожей.


-Нам предстоит ответить на следующие вопросы:

  1. Какая у нас кожа?

  2. Зачем человеку кожа?

  3. Как человек заботится о своей коже?

4.Практическая работа. (слайд № 4,5,6)

-Кожа — это живая защитная оболочка нашего тела. Ее общий вес составляет примерно 4 кг. Самая тонкая кожа на веках глаз -около 1 мм, самая толстая на подошвах ног -около 4 мм.


-Давайте проведем наблюдение за нашей кожей. Определим:

А) «Какая у нас кожа?»

-Рассмотрите кожу на кисти руки. Какая она?

-Обратите внимание на места сгибов. Попробуйте согнуть палец. Случайно ли кожа имеет складки?

-Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры. Как вы думаете. Для чего они?

-Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что видите? Зачем коже жир?

( выслушиваются ответы детей и делается вывод)


Вывод: кожа мягкая, эластичная, прочная, гладкая. Складки нужны, чтобы не затруднять движение. Без складок на коже- руки и ноги не смогли бы сгибаться. Через поры кожа впитывает свежий воздух и удаляет ненужные вещества. Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает её мягкой и эластичной.


Б) «Зачем человеку кожа?»

-Положите на руку сначала теплый предмет, а затем холодный. Что вы почувствовали?

-Слегка уколите палец иголкой. Что вы почувствовали? ( выслушиваются ответы детей и делается вывод)


Вывод: кожа помогает человеку чувствовать тепло и холод, мороз и жару, боль и даже заменяет нам глаза.


  1. Работа с учебником «Окружающий мир 4 класс» с.30-33 (слайд №7-11)

( ученики читают текст самостоятельно, а затем обсуждают статью)

Представьте. Что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть даже через кожу. Вот что мы там увидим. ( слайд «Строение кожи»)


-Какое строение имеет кожа? Назовите составные части кожи?

( в ходе ответов на слайде появляются названия частей кожи)

-Зачем человеку волосы на голове и теле? ( выслушиваются ответы детей)

— На всем ли теле человека есть волосяной покров? Рассмотрите кожу рук или губ.

( выслушиваются ответы детей)


-Губы, стопы ног и ладони рук лишены волосяного покрова, на других же участках тела растут волосы: брови, ресницы, ноздри, верхняя губа, руки, ноги, подмышечные впадины и др.

Волосы растут со скоростью 0,2 мм в сутки. Тело человека покрыто волосками в количестве от 200 000 до 1 миллиона.

— По всей поверхности кожи расположены потовые железы. На что похож пот?

— Зачем и когда человек потеет?

( выслушиваются ответы детей)

-Потоотделение осуществляется на стопах ног, ладонях, лбу, груди и в подмышечных

впадинах. Поэтому необходимо ежедневно принимать душ и мыться с мылом. Человек

выделяет 21 л пота в месяц. На 1 м2 кожи содержится 1 миллион потовых желез!


— Какова нормальная температура тела человека? Всегда ли она одинакова? ( выслушиваются

ответы детей)

-Температура колеблется в течение суток -во время сна и пищеварения она повышается.

Критической температурой тела считается 42°и 25°

-Какое значение имеет для организма наша кожа? ( выслушиваются ответы детей делается

вывод)


  • Защищает внутренние органы от повреждения

  • Не пропускает в организм микробы

  • Не пропускает в организм воду

  • Удаляет с потом вредные вещества

  • Защищает организм от жары и холода

  • Дышит


  1. Физкультминутка (слайд №12)

На заре в лесу спросонок

Умывается ежонок.

Мать-ежиха таз берёт,

Мордочку ежонку трет.

Только спину, только спину

Не потрешь родному сыну

Ходит по росе лесной

Он с немытою спиной.

Вот как посудите сами,

Дело обстоит с ежами.

Хорошо , ребята, всё ж,

Что никто из вас не ёж! ( Т. Виеру) ( дети имитируют движение)


  1. Беседа о правилах ухода за кожей (слайд №13-17)


-Попробуем разгадать кроссворд. Отгадайте :


1. Мягкое, пушистое, то, чем вытираются, … называется ( полотенце)

2. Нужно, чтобы у каждого было… ( мыло)

3. Ею руки, ноги, спину трут и … зовут ( мочалка)

Гладко, душисто, моет чисто,

4. Берега над озером,

Словно снег, белеют.

Захочу — и озеро

Сразу обмелеет. ( ванна)

5. Хожу, брожу не по лесам,

А по усам и волосам.

Зубаста, а не кусается,

Как она называется? ( расческа)

6. Костяная спинка, на брюшке щетинка ( щетка)

7. Мудрец в нем видел мудреца

Глупец – глупца, баран — барана.

Овцу в нем видела овца.

И обезьяну- обезьяна. ( зеркало)

-Как можно назвать эти предметы? ( предметы личной гигиены)

-Для чего они нужны? Почему у каждого человека они должны быть личными?



( Рассказ учителем отрывка из мифа «Гигиена и Панацея»)

-У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей. Отсюда возникло слово «гигиена» и выражение «панацея от всех бед», то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей.

-Что появляется на грязной коже? ( бактерии и микробы)

-Бактерии и микробы могут размножаться на коже человека. Поэтому минимум раз в неделю надо принять душ или ванну, а лицо мыть с мылом каждый день. Твой организм и сам борется с бактериями, пытающимися проникнуть через его защитные преграды. Например, возникающие на коже прыщи и фурункулы — чаще всего следствия борьбы организма с бактериями стафилококками.


-Почему нужно следить за чистотой кожи?

-Как следует сохранять кожу в чистоте?

-Какие повреждения кожи могут быть?

-ожог

-обморожение

— грязь в ране

-укусы насекомых

-мозоли

-ходьба босиком

-грибковые заболевания ног

-грязная одежда

-неосторожность при работе с режущими предметами

Чем они опасны?


-Давайте сформулируем правила ухода за кожей. ( выслушиваются ответы детей)

  • Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом

  • Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с мылом. Два раза в день чистить зубы.

  • Надо регулярно подстригать ногти и волосы

  • Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.

  • Нужно закаляться

  • Отказаться от вредных привычек ( курение, алкоголь, наркотики)

  • Заниматься спортом



8.Физкультминутка

— Очень полезен для кожи массаж.

Антистрессовый массаж:

1.Массаж пальцев рук( круговыми движениями и движениями свержу вниз)

2. Массаж запястьев круговыми движениями

3. Массаж рук ( «Моем руки»)

4. Массаж лба ( погладить лоб, щеки)

5. Массаж плеч ( пощипывание плеч от шеи вниз)

6.Массаж затылка и головы( указательными пальцами массируем снизу вверх)

7. Массаж ушей( пощипывание уха сверху вниз)


  1. Работа в тетради «Рабочая тетрадь №1» с.13, №36 ( работа в парах)


  1. Итог урока (слайд №19,20)


-Подведем итог урока: Игра «Выбери ответ»

-Кожа – это…

  1. Важный орган человека

  2. Скелет человека

  3. Наружный покров тела человека


-Какие функции выполняет кожа?


1. Защищает от ран и грязи

2. Переваривает пищу

3. Дышит

4. Выделяет пот

5. Очищает кровь


-Через что выделяется жир и пот в организме человека?


  1. Через поры кожи

  2. Через легкие

  3. Через кишечник


-Какую роль играет жир, выделяемый кожей?

  1. делает кожу мягкой и упругой

  2. делает кожу крепкой и сильной

  3. делает кожу ловкой и стройной


-В жизни много интересного:

-Например, под микроскопом на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно обновляются. Полное обновление происходит дней за 20. За всю жизнь человек в среднем теряет около 18 кг отмерших клеток кожи.

Отпечатки пальцев у каждого человека уникальны. Оставленные на месте преступления отпечатки помогают опознать преступника.


Что вам сегодня понравилось?

Что нового узнали?

Что интересного расскажите родителям сегодня? ( выслушиваются ответы детей)


11. Домашнее задание: учебник с. 30 — 33 прочитать, подготовить рассказ на тему: «Значение кожи для организма», выполнить практическое задание в рабочей тетради.



Свежие документы:  Конспект урока для 10 класса "Франция в 1918-1939 гг"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: