Конспект урока на тему «Опора тела и движение»


 Тема урока: Опора тела и движение

Цель: познакомить с работой опорно-двигательной системы человека.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека, держать правильную осанку, анализировать, делать выводы.

                                                   Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

— Напишите, как помочь человеку при небольшом ранении.

— Напишите, как помочь человеку при ушибе.

— Напишите, как помочь человеку при ожоге.

— Напишите, как помочь человеку при обморожении.

2. Фронтальный опрос

— Назовите орган осязания человека.

— Какую роль играет пот, выделяемый кожей?

— Какую роль играет жир, выделяемый кожей?

— Как надо ухаживать за кожей?

III. Самоопределение к деятельности

(Учитель читает стихотворение).

                     Скелет

Чтоб на кисель не походить

И скользкую медузу,

Скелет у всех нас должен быть,

И он нам не обуза.

Пусть нет его у червяка,

Какой-нибудь амебы,

У стрекозы и мотылька,

А нам он нужен, чтобы

Играть в футбол,

Ходить в кино

И плавать в речке летом.

Мы не смогли бы ничего,

Не будь у нас скелета.

Суставы гибкие согнем,

Пробежку начинаем…

Скелет опорой служит днем,

А ночью отдыхает.

                          Н. Кнушевицкая

Сегодня на уроке будем говорить об опорно-двигательной системе.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

Опора тела

— Само слово опорно-двигательная сложное. Из каких частей оно состоит? (Опора и двигать)

— Рассмотрим, что в нашем теле является опорой. Прощупайте у себя голову, грудь, руки, ноги. Что вы ощупываете под кожей? (Кости).

Если не было бы костей, тело человека напоминало бы бесформенный студенистый мешок, как у медузы. Кости придают телу форму. Они твердые и прочные.

— Что в целом образуют кости человека? (Скелет).

В скелете различают более 200 различных костей, больших и совсем крошечных.

— Из каких основных частей состоит наш скелет?

(Учитель записывает на доске).

Череп, позвоночник, грудная клетка, кости рук, кости ног.

— Для чего нужен скелет? ( Это опора нашего тела).

Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира «Зимние явления природы»

— Скелет не только опора, но и защита внутренних органов.

— Какие органы защищает череп?

— Какие органы защищает позвоночник?

— Какие органы защищает грудная клетка?

(Учитель записывает на доске).

Череп- головной мозг. Позвоночник- спинной мозг. Грудная клетка- сердце, легкие.

Кости рук и кости ног обеспечивают прочное и подвижное соединение рук и ног с туловищем.

— Попробуйте, обхватить пальцами левой руки правый кулак и повернуть его в разные стороны.

Вот примерно так одна кость соединяется с другой и двигается с ней. А чтобы кости не рассоединялись, они крепко-накрепко, как бинтами, связаны между собой гибкими связками.

Итак, скелет – опора и защита всего организма.

Движение

— Поверните голову направо, поднимите руки вверх, опустите их.

-Что заставляет кости двигаться? ( Ответы учеников).

Кости приводят в движение мышцы. Они, словно канаты, состоят из тонких волокон. Своими концами мышцы крепятся к костям. Когда мышца сокращается, кости как бы подтягиваются друг к другу.

В теле человека 650 мышц. Большие и мощные – для грубой работы, а совсем маленькие – для тонкой. Мышцы помогают нам и петь, и смеяться, и дышать.

— Что заставляет наше сердце работать? (Сердечная мышца).

— А что помогает котлете продвигаться от рта до желудка? (Мышцы пищевода).

— Кто командует мышцами? ( Мозг).

Итак, движение нашего тела обеспечивают мышцы.

— Прочитайте текст в учебнике на с. 134.

— Какую работу в организме выполняет скелет?

— Какие органы защищает скелет?

— Какую работу в организме выполняют мышцы?

2. Практическая работа

Правила выработки хорошей осанки

— Давайте проведем опыты, которые покажут нам значение правильной осанки.

Опыт 1

— Положите ладошки на ребро, выпрямите спину. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Они поднялись вверх, значит, в легкие попало много воздуха).

— Наклонитесь низко к столу, ноги согните в коленях. Положите ладошки на ребра. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? (Ладошки почти не поднялись- легкие наполнились плохо).

— Сделайте вывод. (Неправильная осанка мешает глубокому дыханию).

Опыт 2

— Сядьте, спину выпрямите, положите ладошку на желудок.

Сядьте, согнув спину. Что произошло с вашей ладошкой? ( Она сжалась).

— Точно так же сжался ваш желудок. Легко ли ему работать в таком положении? (Нет. Он не может работать всей поверхностью).

Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира для 3 класса "В природе всё взаимосвязано"

— Сделайте выводы. (При неправильной осанке страдают внутренние органы).

— Что нужно делать, чтобы наши внутренние органы не страдали? (Следить за правильной осанкой).

— Почему вы, зная об этом, не всегда выполняете правила? (Забываем, трудно держать спину прямо, неудобно сидеть и т. д.).

В романе А.И. Куприна «Юнкера»  рассказывается, что юношам, которые постоянно сутулились, к спине привязывали доску. Доска эта мышцы не укрепляла, но психологический эффект был велик. Уже после часа ношения этой доски внимание на осанке фиксировалось достаточно хорошо.

Для выработки правильной осанки в учебных заведениях для дворянских детей применялись самые разные методы. Девочек обучали высоко держать голову, не смотреть постоянно под ноги, учиться сводить лопатки, «убирать живот».

— Прочитайте в учебнике текст «Осанка» на с. 135-136. Найдите в нем правила выработки хорошей осанки.

— Проделайте упражнения по этим правилам.

(Учащиеся читают текст и выполняют упражнения. Работа ведется в парах).

V. Физкультминутка

Отдохнем, с тобой дружок.

Ставим дружно руки в бок.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо, влево, вправо.

Потянулись мы на славу.

Сядем тихо, мой дружок,

И продолжим наш урок.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

1 (с. 60).

— Прочитайте задание. Найдите в тексте учебника абзац. В котором говорится о работе скелета и мышц.

— Заполните пропуски в рабочей тетради. (Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему. Главная ее роль- обеспечивать опору и движение организма).

(После выполнения задания проводится проверка).

2 (с. 61).

— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки.

— Расскажите по этим рисункам, как выработать правильную осанку.

— Отметьте (закрасьте кружки), какие правила вы выполняете.

VII. Рефлексия

Тест «Как ты заботишься о своей осанке»

— Ответьте на вопросы теста, используя ответы «да», «нет», «иногда».

1) Я делаю зарядку, занимаюсь спортом.

2) Я ем молочные продукты.

3) Я сижу прямо, не сутулюсь.

4) Я предпочитаю ранец портфелю.

5) Никогда не ношу тяжести в одной руке.

6) Я ношу обувь своего размера и никогда не шаркаю ногами.

7) У меня близорукость.

8) Я часто болею.

9) Я не люблю физкультуру и часто ищу причину, чтобы пропустить урок.

  • За каждый ответ на вопросы 1-6 начислите себе: «да»- 2 балла, «нет»- 0 баллов, «иногда»- 1 балл.

  • За каждый ответ на вопросы 7-9 начислите себе: «да»- 0 баллов, «нет»- 2 балла, «иногда»- 1 балл.

  • Подсчитайте свои баллы.

18-15 баллов.  Вы заботитесь о своей осанке и своем здоровье. Молодцы!

14-10 баллов.  Вам необходимо больше уделять внимание своей осанке, иначе искривления вам не миновать.

Менее 10 баллов. Срочно принимайте меры: ваша осанка в опасности.

VIII. Подведение итогов урока

— Часто в фильмах показывают, как скелет идет, бежит, наклоняется. Может ли быть такое? Почему? ( Нет, кости в движение приводят мышцы, которыми командует мозг. У скелета нет ни того, ни другого).

— Что такое скелет? ( Все кости человека).

— Какую роль играют мышцы в организме? (Приводят тело в движение).

— Для чего нужна правильная осанка? (Чтобы внутренние органы работали без сбоев и помех).

Итак, скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она обеспечивает опору и движение организма. От скелета и мышц зависит осанка человека. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь и ходишь, заниматься физическим трудом, физкультурой.

Домашнее задание

Учебник: прочитать текст на с. 134-137, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 137.


Свежие документы:  Окружающий мир "Каждой пичужке – наша кормушка"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: