Конспект урока «Остров здоровья»


Конспект урока «Остров здоровья»



































Кемерово 2009

Управление образованием администрации города Кемерово

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 105

«Детский сад комбинированного вида»


Утверждено: Утверждаю:

Советом педагогов Заведующей МДОУ № 105

________ Бызова Л.М.

«___»_________2009 «____»___________2009









«ОСТРОВ ЗДОРОВЬЯ»

Программа оздоровления детей дошкольного возраста









Автор-составитель:

Цветкова Е.П.

старший воспитатель МДОУ № 105












Кемерово 2009




Рецензент: Е.Г. Вотинова, заведующая кафедрой дошкольного образования КРИПКиПРО, к.п.н.





Автор – составитель Е.П. Цветкова



Программа оздоровления в дошкольных учреждениях «Остров здоровья» / автор-составитель Е.П. Цветкова. — Кемерово, 2009. – 82 с.







В пособии представлен интересный и достаточно оригинальный материал, предназначенный обеспечить реализацию основных направлений деятельности образовательных учреждений по лечебно-оздоровительным, профилактическим мероприятиям и осуществлять процесс физического воспитания в их взаимодействии.

Структура программы (законодательно-нормативное обеспечение, основные принципы и направления деятельности, оздоровительные технологии по категориям дошкольного возраста и др.) методически и грамотно обоснованны и могут быть применены в практике ДОУ в качестве комплексной программы по оздоровлению детей.

Предназначено воспитателям, инструкторам по физическому воспитанию, медицинским сотрудникам дошкольных учреждений.














Здоровьесберегающие образовательные технологии –

такая организация образовательного процесса на всех

его уровнях, при котором качественное обучение,

развитие и воспитание детей происходит без ущерба их

здоровью.

Н.К. Смирнов

Пояснительная записка

Одним из основных направлений в деятельности ДОУ является: лечение патологии зрения, охрана жизни и укрепление здоровья детей. Поэтому перед педагогическим коллективом стояла задача совершенствования оздоровительно-физкультурных мероприятий в системе работы ДОУ по охране и укреплению здоровья детей.

Для наиболее эффективной организации оздоровительных и про­филактических мероприятий в качестве одного из основных приемов работы персонала используется мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников, что важно для своевременного выявле­ния отклонения в их здоровье. В целях сокращения сроков адапта­ции и уменьшения отрицательных проявлений у детей при поступ­лении их в ДОУ осуществляется четкая организация медико-педаго­гического обслуживания в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья, пола, индивидуальных особенностей детей. Для установле­ния более тесной связи между семьей и ДОУ с психологом проводят­ся индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей, где выясняются условия жизни, режима, питания, ухода и воспита­ния ребенка в семье, его биоритмы, особенности развития и поведе­ния. На основании бесед и наблюдений за поведением ребенка в группе медицинским персоналом и психологом даются рекомендации воспи­тателям и родителям, индивидуальные для каждого ребенка. Сбор информации и наблюдения за каждым ребенком помогают установ­ке временной динамики психологических, деятельностных и эмоци­ональных качеств детей. Устанавливаются щадящий режим, закали­вание, неполный день пребывания в ДОУ, согласованный с родите­лями.

Дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие дети бе­рутся на диспансерный учет, с последующими оздоровительными ме­роприятиями согласно индивидуальному плану.

Осмотры детей, проводимые узкими специалистами, с анализом данных скрининг-теста и лабораторных обследований проводятся по достижении ими декретированных возрастов для объективной оцен­ки состояния здоровья детей и внесения коррекции в педагогичес­кую деятельность воспитателей по оздоровлению этой категории де­тей. Медицинские работники проводят оценку физического развития детей с определением групп здоровья.

Основной контингент – это дети с третьей группой здоровья, следовательно, перед дошкольным учреждением стояла глобальная задача — сохранение и укрепление здоровья детей. Была разработана программа «Остров здоровья»


Цель программы направлена на обеспечение ук­репления здоровья ослабленных, применение эффективных мето­дов закаливания в условиях детского сада и семьи, разработку пси­хогигиенических требований в условиях детского сада.

Законодательно-нормативное обеспечение программы.

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднад­зором.

3. Устав образовательного учреждения.

4. Положение о ДОУ комбинированного вида.

Ожидаемые результаты.

1. Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем.

2. Обоснование и внедрение в деятельность дошкольного учре­ждения системы неспецифической профилактики респираторных заболеваний.

Объекты программы.

1. Дети дошкольного образовательного учреждения.

2. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.

3. Педагогический коллектив образовательного учреждения.

Основные принципы программы.

1. Принцип научности — подкрепление всех проводимых меро­приятий, направленных на укрепление здоровья, научно обосно­ванными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности — участие всего кол­лектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных ме­тодов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

3. Принцип комплексности и интегративности — решение оздо­ровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4. Принцип личностной ориентации и преемственности — орга­низация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния

здоровья.

5. Принцип гарантированной результативности — реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Мир растений нуждается в защите"

6. Принцип природосообразности — определение форм и мето­дов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особен­ностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.

7. Принцип дифференциации содержания педагогического про­цесса — педагогический процесс необходимо ориентировать на ин­дивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и фи­зические возможности детей.

Таблица 1

Основные направления программы

Направления работы



I

Осмотр и диагностика


Осмотр детей специалистами детской поликлиники;

Регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;

Осмотр детей специалистами для выявления и диагностики нарушения зрения;

Диагностика общей физподготовленности детей.



II

Организация двигательного режима


Преобладание циклических упражнений;

Еженедельные циклы физкультурных занятий;

традиционные;

тренировочные;

Занятия-соревнования;

Самостоятельные;

Интегрированные с другими видами деятельности;

Праздники и развлечения;

Гимнастика после сна;

Ежедневный режим прогулок;

Обеспечение двигательной активности детей атрибутами и пособиями;

Создание необходимой развивающей среды;

Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;

Проведение утренней гимнастики, физкультминуток, игр с движениями в свободной деятельности;

Музыкальные занятия;

Занятия по формированию здорового образа жизни.

III

Комплекс закаливающих процедур

Босохождение;

Обширное умывание;

Ходьба босиком по мокрым дорожкам, «дорожка здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия);

Полоскание полости рта;

Воздушные ванны в облегченной одежде;

  • Гимнастика на свежем воздухе в теплый период года

IV

Лечебно-профилактичес-

кое

  • Контроль режима и качества питания,

  • Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил;

  • Организация и контроль профилактической и текущей дезинфекции;

  • Постоянный контроль осанки;

  • Контроль за нагрузками для переболевших детей;

  • Подбор мебели в соответствии с возрастом детей;

  • УФО носа и зева;

  • Витаминизация;

  • Биолакт 1 раз в год;

  • Экстракт элеутерококка;

  • Закладывание оксалиновой мази в нос, интерферона;

  • Употребление фитоцидов;

  • Соблюдение карантинных мероприятий;

  • Точечный массаж;

  • Обеспечение двигательной активности детей в течение дня (гимнастика, физкультурные занятия, развлечение, праздники, прогулки, подвижные игры);

  • Дыхательная гимнастика;

  • Упражнения на развитие зрительного восприятия

V

Коррекционно-педагогическое

  • Развитие зрительного восприятия;

  • Развитие ориентировки в пространстве;

  • Формирование социально-бытовых навыков;

  • Упражнений на развитие зрительных функций;

  • Упражнения для развития психических процессов;

  • Упражнения для развития сесомоторики.

VI

Использование нетрадиционных методов

Элементы точечного массажа;

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

Дыхательная гимнастика;

Хождение по «дорожкам здоровья»;

Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки;

  • Интеллектуальный массаж;

  • Звуковая гимнастика

VII

Консультативно-информационное

  • Оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса, родителям воспитанников по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников;

  • Открытые просмотры и показы с использованием оздоровительных технологий;

  • Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;

  • Проведение занятий с детьми с использованием оздоровительных технологий.


Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. С це­лью повышения интереса детей к физической культуре, а также учета интересов детей разных возрастных групп пересмотрена организация процесса физического воспитания, классификация занятий по физи­ческой культуре и их содержание. Системная работа по физическо­му воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гим­настику, физкультурные занятия с включением компонента корри­гирующих упражнений с целью лечения нарушений осанки, сколи­оза. Прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники, развлече­ния помогают решению задачи оздоровления детей. Большое внимание медико-педагогический коллектив ДОУ уде­ляет закаливающим процедурам, так как закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных небла­гоприятных факторов внешней среды.

Разработан комплекс лечебно-профилактических мероприятий, который базируется на данных обследования врача-педиатра, врача-офтальмолога и врача-невролога. В целом лечебно-профилактическая работа направлена на повышение адаптационных резервов организма, общей сопротивляемости, устранение имеющихся отклонений в состоянии здоровья, санацию хронических очагов инфекции при сугубо индивидуальном подходе.

Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в те­чение всего года с постепенным изменением их характера, длитель­ности и дозировки с учетом рекомендаций врача-педиатра, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребен­ка.

Таблица 2

СИСТЕМА ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ


Время дня

Теплый период года

Холодный период года

Утро

Утренняя разминка на открытом воздухе с оздоровительным бегом.

Полоскание горла холодной водой.

Хождение босиком на утренней разминке в спортивном зале. Полоскание горла солевым раствором

Во время занятий

Широкая аэрация в групповых комнатах.


Пульсирующий микроклимат в групповой комнате. Хождение босиком на физкультурных занятиях в шортах. Проведение третьего физкультурного занятие на прогулке.

Прогулки

Солнечные световоздушные ванны, подвижные игры в облегченной одежде, игры с водой, хождение босиком по песку.

Подвижные игры и развлечения при адекватной погоде

Перед сном

Полоскание горла раствором йодированной соли.

У детей младшего возраста – воздушное закаливание (ходьба босиком, в облегченной одежде). У детей среднего и старшего возраста — контрастное водное закаливание (ножные ванны), ходьба по ребристой поверхности.


Дневной сон

Воздушные ванны во время переодевания, сквозное проветривание спальни перед сном, одностороннее проветривание во время сна.

После дневного сна

Постепенный подъем, гимнастика после сна, умывание прохладной водой


Таким образом, система оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей, помимо укрепления и развития опорно-двигательного аппарата ребен­ка, вызывает улучшение крово и лимфообращения, углубляет ды­хание и улучшает вентиляцию легких, повышает пищеварительные и выделительные функции, улучшает обмен веществ. Также в систему оздоровительных мероприятий входит программа «Лучики здоровья» целью, которой является формирование у детей правильного отношения к своему здоровью, способствующие развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Все это благо­приятно влияет на рост и развитие детского организма.

Большое значение в воспитательно – образовательном процессе уделяем коорекционно-педагогическому направлению. Целью, которого является коррекция зрительной патологии, предупреждение вторичных отклонений, доразвитие высших психический процессов.

Важной составной частью воспитательно-образовательной работы является коррекционно-педагогическая. Из года в год увеличивается количество детей, имеющих нарушения зрения и речи, причем стали выявляться признаки сочетанного нарушения зрительного, речевого и психического развития. Для работы с детьми с нарушениями зрения и речи постепенно создавалась коррекционно-развивающая среда (подбирался дидактический и игровой материал: для развития зрительного восприятия цвета, формы, величины; для развития ориентировки в пространстве; лабиринты, кроссворды, макеты, видеоазимуты; для развития бинокулярного зрения; специальные игрушки и игровые пособия; элементы спортивных игр; пособия для развития сенсомоторных связей; светошумовые пособия; пособия для развития мелкой моторики; подбор индивидуального специального материала для коррекции остроты зрения с соблюдением офтальмологических требований; разрабатывались планы работы и индивидуально-коррекционные программы).

В целом программа «Остров здоровья» направлена на повышение адаптационных резервов организма, общей сопративлямости, устранение имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Таблица 3

Использование нетрадиционного оздоровления по возрастным категориям детей дошкольного возраста


Мероприятия

Возрастные категории детей

Ранний возраст

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Элементы точечного массажа

(по А.А. Уманской)

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В полном объеме

В полном объеме

Пальчиковая гимнастика

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В полном объеме

В полном объеме

Дыхательная гимнастика по

А.Н. Стрельниковой


Начальный комплекс

Начальный комплекс

В полном объеме

«Дорожки здоровья»

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

Игровой массаж А. Уманской и

К. Динейки

Элементы комплекса

Элементы комплекса

Полный комплекс

Полный комплекс

Звуковая гимнастика Лобанова

Элементы комплекса

Элементы комплекса

Начальный комплекс

Полный комплекс

Оздоровительный бег

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

Босохождение

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом

В соответствии с возрастом


Таблица 4


Оптимизация системы оздоровительных мероприятий в режиме дня


Оздоровительные мероприятия

Особенности организации в режиме дня

1

1.1

1.2

1.3

1.4


1.5


1.6

Закаливание

Полоскание рта

Солнечные ванны

Игры с водой

Босохождение по траве, земле, гравию

Закаливание по Мурманскому методу

Закаливающие дыхание



Ежедневно после приема пищи

В теплый период времени, во время прогулки

Определяются воспитателем

В теплый период времени, во время прогулки


2-3 раза в неделю, по мере пробуждения детей


Ежедневно, 2-3 раза в день

2

2.1

2.2


2.3


2.4


2.5

Гимнастика

Утренняя гимнастика

Гимнастика для глаз


Пальчиковая гимнастика

Игры на профилактику плоскостопия

Игры для формирования правильной осанки



Ежедневно в зале или на открытом воздухе

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий

2 раза в неделю, во время физкультурного занятия


2 раза в неделю, во время физкультурного занятия



3

Оздоровительная ходьба, бег

2 раза в неделю, подгруппами проводится во время утренней прогулки, продолжительностью до 15 минут в теплый период времени

4


4.1



4.2

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика

А.Н. Стрельниковой

Дыхательная гимнастика Лобанова



Ежедневно во время утренней гимнастики



Ежедневно на занятии для снятия напряжения


5


5.1


5.2

Релаксация саморегулирования

Гимнастика пробуждения

Босохождение по нестандартному физкультурному оборудованию


Ежедневно перед сном


Ежедневно после дневного сна


Ежедневно после дневного сна

6

Занятия по физической культуре в зале и на улице


3 раза в неделю (одно на воздухе), длительность с учетом возраста детей

7

7.1


7.2


7.3

Массаж

Интеллектуальный

(Фриц Ауглин)

Точечный по А.А. Уманской

На профилактику простудных заболеваний



2 раза в неделю


2 раза в неделю


ежедневно во вовремя утренней зарядки

8


8.1



8.2



8.3

Коррекционная-педагогическая работа

Игры и упражнения для развития зрительных функций

Игры и упражнения для снятия зрительного утомления

Игры и упражнения для развития высших психических функций.



Ежедневно в коррекционный час, проводят воспитатели


Ежедневно, во время занятий



Один раз в неделю, во время работы кружка, проводят воспитатели

9



9.1



9.2

Самостоятельная двигательная деятельность

Недели здоровья

Физкультурный досуг


Кружок «Лучики здоровья»

Ежедневно, под руководством воспитателя в группе и на воздухе


2 раза в год (каникулы)

2 раза в кварта на воздухе совместно со сверстниками двух групп

1 раз в неделю, проводят воспитатели


Занятия

Физкультурные занятия в зале и на воздухе

Закаливание

1. Полоскание рта

2. Солнечные ванны

3. Игры с водой

4. Босохождение по траве, земле, гравию в летний период

5. Закаливание по Мурманскому методу


Сон

1. Релаксация саморегулирования

2. Босохождение по нестандартному

физкультурному обору-дованию

3. Гимнастика про-буждения











Гимнастика

1. Утренняя гимнастика

2. Гимнастика для глаз

3. Пальчиковая гимнастика

4. Артикуляционная гимнас.

5. Игры на профилактику плоскостопия

6. Игры для профилактики формирования правильной осанки














Система

оздоровительных мероприятий



Оздоровительная ходьба, бег









Массаж

1. Интеллектуальный Фриц Ауглин

2. Точечный по А.А. Уманской

3. На профилактику простудных заболеваний

Дыхательная гимнастика

1. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

2. Дыхательная гимнастика Лобанова












Коррекционная-педагогическая работа

  1. Игры и упражнения для развития зрительных функций

  2. Игры и упражнения для снятия зрительного утомления

  3. Игры и упражнения для развития высших психических функций.












ЛИТЕРАТУРА

  1. Алъбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети //Клинико-социалъные аспекты. Пути оздоровления. [Текст] /Сост. В.Ю. Алъбицкий, А.А. Баранов А — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1986. —

182 с.

  1. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. [Текст] /Сост. Н.И. Бочарова — Орел, 1994. — 42 с.

  2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. [Текст] /Сост. Е.Н. Вавилова — М., 1986.

  3. Васильев В.И. Здоровье детей в различных экологических зонах промышленного города// Автореф. канд. мед. наук. [Текст] /Сост. В.И. Васильев — М., 1996. — 24 с.

  4. Градобаева Т. Создание экологической тропы и методика ра­боты на ней [Текст] /Сост. Т. Градобаева //Дошкольное воспитание. 1993. — № 7. —

С. 19.

  1. Змановский Ю.Ф. Эффективное закаливание в дошколь­ных учреждениях [Текст] /Сост.Ю.Ф. Змановский // Педиатрия. 1989.— № 4. — С. 74-79.

  2. Кузнецова М.Н. Неспецифическая профилактика респиратор­ных заболеваний в педиатрии [Текст] /Сост. М.Н. Кузнецова // Обзорная информация. Серия: пе­диатрия. — М., 1990. Вып. 1. — 71 с.

  3. Лысенко И.М. Частые респираторные заболевания у детей раз­личных экологических регионов [Текст] /Сост. И.М. Лысенко// Автореф. докт. мед. наук. — М., 1996. — 43 с.

  4. Пуртов И.И. Пути оптимизации здоровья детей в раннем и дошкольном возрасте [Текст] /Сост. И.И. Пуртов// Автореф. докт. мед. наук. — М., 1994. — 45 с.

  5. Рачинский С.В. Хроническая пневмония у детей [Текст] /Сост. С.В. Рачинский// Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1994. — № 5. — С. 5-8.

  6. Родионова И.Е. Эффективность оздоровления детей в до­школьных учреждениях на основе индивидуального прогноза заболеваемости [Текст] /Сост. И.Е. Родионова// Автореф. канд. мед. наук. — М., 1995. — 18 с.

  7. Романцов М.И. Реабилитационное лечение детей, часто болеющих респираторными заболеваниями [Текст] /Сост. М.И. Романцов// Автореф. докт. мед. наук. — М., 1992. — 45 с.

  8. Середа Е.В. Принципы реабилитации и социальной адап­тации детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями [Текст] /Сост. Е.В. Середа// Актуальные вопросы санаторно-курортной помощи детям и под­росткам.— Анапа, 1989.— С. 41-43.

  9. Студеникин М.Я., Ефимова А.А., Лицева О.А. и др. Окружающая среда и здоровье детей// Педиатрия. 1989.— № 8. — С. 5-9

  10. Здоровье и развитие детей в дошкольных образовательных учреж­дениях: проблемы и пути оптимизации: материалы Всероссийского-сове­щания. — М.: ГНОМ и Д, 2002. — 62с.

  11. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ / под ред.
    3. И. Береснёвой. — М.: ТЦ «Сфера», 2003. — 32с.

  12. Лазарев М.Л. Здравствуй! Программа формирования здоровья
    детей дошкольного возраста: руководство для воспитателей ДОУ. [Текст] /Сост. М.Л. Лазарев — М.: Академия здоровья. 1997. — 21с.

  13. Рузина. М. С, Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр: разви­вающие игры и оригами для детей и взрослых. [Текст] /Сост. М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин СПб.: Кристалл, 1997. — 56с.

  14. Чистякова. М. И. Психогимнастика. [Текст] /Сост. М.И. Чистякова — М., 1990. — 16с.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: