Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме «Комнатные растения»


Муниципальное образовательное учреждение

«Пришненская средняя общеобразовательная школа № 27»




Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

по теме «Комнатные растения»







С. Пришня



19.03.14 г.

2013 — 2014 учебный год








Урок открытия «нового» знания

Методическая цель: используя системно-деятельностный подход, создать на уроке условия для проявления познавательной активности учащихся

Деятельностная цель урока : в ходе практических действий формировать у учащихся умения реализовывать новые способы действия (пересаживать комнатные растения).

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов

— актуализировать знания уч-ся о дикорастущих и культурных растениях, используя прием обобщения;

— научить в сравнении по способу произрастания и ухода выделять группу комнатных растений, ;

— научить пересаживать комнатные растения, предварительно составив определенный алгоритм действий;

— научить анализировать свои действия и давать им качественную оценку.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД:

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

— способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;

-оценка.



Оборудование урока: интерактивная доска, презентация «Алгоритм пересадки комнатных растений», кластер «Растения»; таблица «Правила ухода за комнатными растениями», интерактивные сюжетные картинки для проведения закрепления, таблица по ТБ, таблица «Правила работы в группе»; набор для проведения практической работы (горшок, саженец, земля, дренаж, лейка с водой)







Ход урока

Этапы урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

1. Организаци-онный

АМО «Поздоровайся ладошками»

— Ребята, встаньте возле парт, проверьте готовность вашего рабочего места к уроку. Если вы готовы, то поздоровайтесь ладошками и садитесь.

— Каким вы хотите видеть сегодняшнее занятие?



-Что для этого нужно сделать?


Дети проверяют готовность к уроку, здороваются ладошками


Ответы детей:

Интересным, веселым, хотим узнать что-то новое.

Нужно внимательно слушать, хорошо работать на уроке

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний Постановка цели и задач урока.

Фронтальная работа















Работа в паре

















Фронтальная работа. АМО «Мозговой штурм»
















АМО «Дерево ожиданий»

Отгадайте загадки:

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок –

И остался стебелёк.

— К какому царству относится одуванчик?

-Каких именно?


Вторая загадка:

Я расту, дышу, питаюсь

Зимой в цвету я весь купаюсь.

Я украшаю каждый дом,

Я гость заморский в доме том.

Я требую к себе внимания,

Ухода, ласки и старания.


-Давайте обобщим наши знания и составим кластер о растениях, сравнив дикорастущие и домашние растения (у вас на партах розовые листочки, на которых есть начало вашего кластера, продолжите его самостоятельно, работая в паре с соседом)

Делаем вывод (вопрос классу):

Какое растение требует к себе повышенного внимания со стороны человека?

Как думаете, какова цель нашего урока сегодня? Сформулируйте её сами

Давайте определим, что мы уже знаем об уходе за комнатными растениями? В этом поможет таблица на желтом листочке




Постановка проблемного вопроса:

— Цветок, который стоит у меня на столе, растет в нашем классе уже давно. Вы ухаживаете за ним, выполняете все правила по уходу за растением. Но все равно оно выглядит нездоровым. Что же нам еще для него нужно сделать, чтобы растение ожило и продолжало нас радовать здоровыми красивыми листьями и цветами?

— Давайте подумаем все вместе








— Что же нам выбрать? Что еще мы не делали для этого цветка?


— А умеем мы пересаживать растения?


— Значит, наша задача на сегодня?


Как вы думаете, урок будет трудным? Что ожидаете вы от сегодняшнего занятия?

Дети отгадывают загадку, называют признаки, по которым узнали предмет




К царству растений.

Дикорастущих, полевых (разные варианты ответов)

Ответы детей

Комнатное растение, потому что (называем отличительные признаки)

-может цвести зимой

— заморское

— украшает дом

— требует повышенного внимания и ухода

Дети составляют кластер, предъявляют для сравнения и анализа.

Общий кластер составляется на интерактивной доске


Ответы детей:

Комнатное


Цель: научиться ухаживать за комнатными растениями

Заполняют таблицу, предъявляют классу, обобщают и делают выводы на основе ранее изученного материала

На интерактивной доске сводная таблица «Правила ухода за комнатными растениями»








Дети выдвигают свои предположения, предлагают варианты оздоровления:

— полить,

— Протереть листья

— Порыхлить землю

— Удобрить

— Пересадить его, так как оно сильно разрослось и ему в горшке тесно.

Выбор совместного действия:

Пересадить его в другой горшок, разделив на несколько частей.

-Нет, не умеем, но знаем, как сажать семена растений.

-Постановка задачи:

научиться пересаживать растение

Дети записывают свои ожидания и опасения на яблоках и лимончиках и вешают их на дерево (плакат на доске, фигурки фруктов на столе)

Релаксация ( в ходе физминутки повторяем этапы посадки семян, изученные на прошлом занятии)

Активная физми-нутка в форме пантоми-мы

Давайте представим, что мы с вами сажаем семена на огороде. Покажите ваши действия без слов, при помощи движений.

Дети выполняют задание по группам, попутно выстраивая порядок действий (на экране запись)

1. Выбор семян

2. Подготовка горшка и земли.

3. В земле делаем лунку карандашом.

4. В лунку сажаем семечко и присыпаем землей.

5. Немного уплотняем землю и поливаем.


Этап усвоения новых знаний






Групповая работа










Практичес-кая демонстрация учителем алгоритма работы

— Как вы думаете, похожа пересадка растения на посадку семян?

Давайте с вами проанализируем и сравним действия. На желтых листочках у вас есть правильный алгоритм действий для пересадки растения.

Сравните этапы посадки семян и пересадки растения, найдите, что общего и чем различаются эти виды работы.



Делается общий вывод на интерактивной доске (презентация «Этапы пересадки растения на примере спатифиллума)

Словарная работа: дренаж, черенок (саженец, делянка). (Слова написаны на отдельных листках с пояснением лексического значения слова)

Учитель демонстрирует на практике все этапы работы






Учащиеся проводят сравнение; объясняют сходство и различия в действиях. У доски работают по 1 человеку от каждой группы, который защищает мнение своей группы.






Детьми составляется алгоритм работы:

  1. Подготовка горшка, земли и черенка.

  2. Засыпается дренаж и небольшой слой земли

  3. В горшок ставим черенок растения, придерживая его руками, очень осторожно расправляем корешки по дну горшка

  4. Засыпаем землей корни растения, не заглубляя его очень сильно.

  5. Приминаем землю и поливаем водой.

Первичная проверка понимания и принятия нового знания

АМО «Восстанови последовательность работы по сюжетным картинкам»

При помощи интерактивной доски и сюжетных картинок выстраивается последовательный алгоритм действия

Дети работают на интерактивной доске, выстраивая сюжетные картинки в определенном порядке, тем самым закрепляя полученные новые знания

Первичное закрепление и этап практического применения нового знания

Практическая работа в группах

А) А теперь мы попробуем применить наши новые знания на практике. Вы сами, работая в группе, выполните посадку растения и проанализируете потом свою работу. Для каждой группы у меня приготовлен посадочный материал, горшок, земля и лейка с водой. Но прежде чем приступить к практической работе, нам нужно выполнить ряд определенных требований.

Б) На слайде предложены варианты работы. Выберите нужные нам пункты:

  1. Спеть песню.

  2. Повторить правила техники безопасности при проведении практической работы.

  3. Поговорить с соседом.

  4. Распределить обязанности в группе.

В) Повторяем правила безопасности.





Г) Распределяем обязанности в группе. У вас есть на столах белые листочки, на которых написаны ваши обязанности. Распределите и выберите себе каждый свой вид работы. Договоритесь, какие правила совместной работы вы будете соблюдать (правила написаны на отдельном листочке и есть у каждой группы). Проговорите еще раз алгоритм работы.

Д) Практическая работа. Учитель наблюдает, по необходимости помогает, подбадривает.

Е) По завершении работы учитель ставит горшок с пересаженным растением на отдельный стол для сравнения и проведения самоанализа работы и самооценки.








Дети выбирают варианты работы.







1. Работать аккуратно, внимательно, не торопясь, по определенному алгоритму.

2. Не размахивать инструментами.

3. Не пачкать столы и пол.

Дети распределяют обязанности, договариваются о правилах совместной работы в группе.





Дети выполняют практическую работу в группах


Этап анализа выполненной работы, самооценка

Каждая группа проводит самооценку своей работы по пятибаль-ной шкале

Учитель демонстрирует результат работы каждой группы, предлагает подумать, все ли ребята сделали правильно в процессе работы, есть ли у них замечания к своей работе


Учитель приглашает по 1 представителю от каждой группы для оценивания результатов работы.

Сравнение результатов, самоанализ работы, самооценка

Высказывание членов каждой группы о своей работе


Дети проводят самоанализ и выставляют себе баллы в интерактивную таблицу.

Рефлексия деятельности

Фронтальная работа









АМО «Опрос-квиз»

Как вы думаете, сможем ли мы сейчас дать ответ на поставленный в начале урока вопрос? Чтобы убедиться, что мы все сделали правильно, нам с вами придется некоторое время понаблюдать за нашими пациентами. Если все в порядке, то уже завтра мы увидим, что листики распрямились, им в горшке легко и свободно. Ну а если наши саженцы зацветут, то значит вы выполнили свою работу с любовью, заботой и от души.

Как вы думаете, а достигли мы с вами поставленной цели урока?

Посмотрите, на экране есть начала предложений, закончите их своими словами:

Сегодня я узнал, …

Я понял, что…

Меня удивило…

Для меня стало новым…

Мне понравилось…

У меня получилось…

Я научился…

Сегодня на уроке смог…

Урок дал мне для жизни…










Да, мы научились пересаживать и оздоравливать комнатные растения.

Дети выбирают по одному предложению и продолжают его своими словами

Этап объяснения домашнего задания


Я предлагаю вам дома попробовать посадить самостоятельно растение по тому алгоритму, который мы сегодня составили, и принести его в школу. Мы все вместе будем наблюдать за ростом наших зеленых питомцев.


Спасибо за урок, вы сегодня меня очень порадовали и,я надеюсь, что эти знания вам пригодятся в жизни. Может быть, вы научите ухаживать за растениями своих братьев или сестричек и у вас дома будет зеленый сад на подоконнике. Желаю все удачи.




Свежие документы:  Открытый урок по окружающему миру во 2 классе «Водные богатства»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: