Конспект урока по окружающему миру во 2 классе «Водные богатства России»


МБОУ СОШ № 20

Г.Новочеркасска, Ростовской области




Конспект урока по окружающему миру

во 2 классе


«Водные богатства России»






подготовила

учитель начальных классов

Дворникова Татьяна Александровна
















г. Новочеркасск, 2014



Пояснительная записка

Методическая разработка урока по теме «Водные богатства России» составлена на основе учебника: Окружающий мир. Плешаков А. А. 2 класс, в двух частях. М., 2010 г., ресурсы сети Интернет.

Представленный урок – комбинированный. Усвоению нового материала помогают опорные карточки, презентация, работа в парах. Закрепление полученных на уроке знаний — самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

Взаимодействуя в коллективе, друг с другом, дети высказывают свою точку зрения. Для развития творческих способностей используется инсценировка «Сказки про реку», рисование мини-плакатов по правилам поведения на водоёмах, для развития интеллектуальных способностей – разгадывание загадок.

В конце урока – рефлексивная оценка деятельности учащихся.

Данный урок направлен на развитие личных качеств учащихся, осознанности, осмысленности процесса учения, развитие творческих, интеллектуальных способностей, умения отвечать на поставленные вопросы. Работа в парах даёт возможность раскрыться и слабым учащимся.

Тема урока: Водные богатства России.

Цель: создать условия для формирования:

  • ключевых общеобразовательных компетенций через изучение видов водоёмов; частей реки (исток, устье, русло, берега, притоки); сравнение реки и озера;

  • компетенций личностного саморазвития:

1) развитие творческих способностей через инсценировку «Сказки про реку»;

2) развитие интеллектуальных способностей через разгадывание загадок, умения поставить цели деятельности, проверить работу друг друга и провести рефлексию;

3) поддержать интерес к предмету посредством применения ИКТ;

  • социальных компетенций через развитие умений взаимодействовать в парах, фронтально;

  • коммуникативной компетенции через развитие умения высказывать собственную точку зрения;

  • компетенции сохранения собственного здоровья через осознание необходимости проветривать класс, физкультминутки, закаливание организма, соблюдение правил поведения на водоёмах.

Оборудование: мультимедийный проектор, доска, карточки, символы для рефлексии, рисунки для инсценировки.

Ход урока


  1. Организация начала урока.

(Слайд1) (Слайд2)

— Ребята, возьмемся за руки и настроимся на урок. Наш девиз:

(Учитель говорит по одной строчке, а ребята повторяют хором).

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

  1. Проверка д/з

— Молодцы. Садитесь. А сейчас мы посмотрим, какие вы старательные, и как отлично вы подготовили домашнее задание. (Слайд3)

— Что вам было задано на дом?

— Верно. Я буду задавать вопросы, а вы выбирайте правильные ответы, которые видите на карточках (на доске – карточки с терминами). Итак, начнем:

Фронтальный опрос

— Ровные или почти ровные участки земной поверхности. Равнины

— Равнины, которые имеют ровную поверхность, это…. Плоские равнины

— Возвышенности на равнинах называются… Холмами

— Назовите части холма … Вершина, склон, подошва

— Равнины, имеющие на поверхности возвышенности (холмы)…. Холмистые равнины

— Эти чудо – великаны

Носят каменные кафтаны.

Белые шапки на макушках,

До облаков достают верхушкой. Горы

— У горы, у холма он бывает крутой или пологий. Склон

— Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или … Подножие

— Горы, расположенные рядами, называют … Горные хребты.

— Самая высокая часть холма или горы. Вершина

— Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами. Овраг

-Что делают люди для того, чтобы овраги не увеличивались? Сажают на склонах деревья, кустарники

-Какая поверхность земли в Ростовской области? В основном — равнина, но встречаются холмы и овраги.

— Спасибо вам, ребята. Проверили д/р.

III. Изучение нового материала

А теперь начинаем изучение новой темы. Послушайте стихотворение, потом ответите на вопросы.

(Слайд4)

-Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Странный вопрос возникает тогда:

Планета должна называться …“Вода”?”

Почему поэт предложил переименовать планету? Потому что на карте мы видим много воды.

-Правильно, ребята. Земля богата водными ресурсами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки:


1.(Слайд5) Не проедешь, не пройдешь –

Обойдешь сторонкой.

И водицы не попьёшь

С синеватой плёнкой. Болото

(Слайд6)

2. Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся.

Из него воды не пьётся,

Потому что не вкусна –

И горька, и солона. Море

3. Молодые берёзки свои перед ним

Поправляют причёски.

И месяц, и звёзды –

В нём всё отражается…

Как это зеркало называется? Озеро (Слайд7)

4. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий — в море. Река (Слайд8)

5. К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я её сын родной,

А родился — весной. Ручей (Слайд9)

— Болото, море, озеро, река — как можно назвать одним словом? Водоёмы

— Правильно, тема сегодняшнего урока — «Водные богатства России»

IV.Целеполагание.

-Ребята, как вы думаете, что вы сегодня на уроке сможете узнать нового?

— какие водоёмы бывают?

— На какие группы можно разделить водоёмы?

— из каких частей состоит река?

— Хочу научиться сравнивать водоёмы.

— Да, правильно. Мы познакомимся с некоторыми водоемами России и нашего края. Выясним значение их в природе и жизни человека. Узнаем, как нужно их охранять. Повторим, как себя вести во время отдыха на водоемах.

V. Изучение новой темы.


— Как вы думаете, что такое водоемы? Хранилища воды, местообитание живых организмов

Мы назвали реку, озеро, море, болото, ручей.

-Вы знаете, как они появились? Их создала природа

-Правильно. Эти водоемы созданы природой и называются естественными. (Слайд10)

-Ребята, посмотрите в учебник стр.80

«О каких водоемах идет речь?» (читают ученики)

1. Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди утроили запруду, и на этом месте появился? … Пруд

Теперь в нем разводят рыбу. — Кто из животных строит плотины на реках и озерах. Бобры

2.Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось ? Водохранилище

Сейчас из него берут воду для города.

-Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился ? . Канал

Теперь из одной реки на теплоходе можно поплыть в другую.

— Как появились пруд, канал, водохранилище? Их создал человек

— Какие это водоемы по способу образования? Искусственные водоемы

— (Слайд11) Повторим, какие водоемы относятся к естественным? К искусственным? (Слайд12)

VI. Физкультминутка

(Слайд13)

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Все, как один, плывём, как дельфин.

— Ребята, сейчас мы совершим небольшое путешествие по нашей стране. Увидим разнообразие водоемов России. Внимательно слушайте, запоминайте. После ответите на вопросы. (Слайд14)

Россия — это единственное государство, у берегов которого располагается 12 морей, принадлежащих трем океанам: Северному Ледовитого, Тихому и Атлантическому. (Слайд15)

— Какие моря ближе всех к Ростовской области? Черное и Азовское моря

— Поднимите руки, кто отдыхал на побережье этих морей?

Рассказ учителя.

Черное море. Омывает берега России, Украины, Турции и других стран. Наибольшая глубина Чёрного моря — 2210 м, средняя — 1240 м. Почему море назвали Черным? Существовало несколько гипотез. Наиболее вероятная заключается в том, что металлические предметы, опущенные на большую глубину, чернеют под действием содержащегося там сероводорода. Животный и растительный мир Черного моря богат и разнообразен: водятся в нем бычки, морские коньки и иглы, морской черт (с большой зубастой пастью), морской кот, встречается и меч-рыба. В конце лета, теплой осенью на Черном море наблюдается свечение (от большого скопления водоросли ночесветки). Ночное море становится волшебным и, кажется, что попадаешь в сказку. Прибой светится нежно голубоватым светом. Любые предметы по контуру искрятся, а брызги разлетаются как звездопад. Такое явление можно увидеть и на Азовском море.

(Слайд16) Азовское море — является самым мелководным морем планеты. Средняя глубина 8 м, максимальная 14 м. Разнообразен растительный и животный мир моря. В Азовском море можно встретить и речных рыб (щуку, карася, окуня), и морских (белугу, осетра). Акулы в Азовском море представлены одним единственным видом — катраном. Его еще называют морской собакой. Это небольшая акула, редко превышающая в длину 1 м. Совершенно безопасна для человека.

На берегах Черного и Азовского морей живет много уток, гусей, чаек. Многие жители морского побережья знают о способности чаек предсказывать погоду. «Если чайка села в воду, жди хорошую погоду. Чайка бродит по песку, моряку сулит тоску», то есть жди бури.

Азовское море можно назвать богатством нашей области. В него впадают крупные реки – Дон, Кубань и многочисленные небольшие реки.

— На территории России насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек. Главная река нашего края какая? Дон.


— (Слайд17) Правильно, ребята, это Дон, древнее название- Амазония, Танаис. Поднимите руки, кто бывал на Дону. А кто знает, где берет начало наш батюшка Дон?

— Начинается далеко отсюда, из подземных ключей около города Новомосковска Тульской области. На месте символического начала Дона возложен камень. Что на нем написано? Исток


— Да, правильно. А что такое исток и какие еще есть части реки, мы прочитаем в учебнике на с.81. (Слайд18) Дети читают текст учебника и рассматривают схему реки.

— Молодцы, ребята. Вывешиваю табличку со словами: исток, устье, русло, приток.

— А теперь попробуйте объяснить, чем отличается озеро от реки. -Вода в нём не течёт как поток в русле, а находится в углублении.

-Вода в реке пресная, а в озере может быть как пресная, так и солёная.

— А в чем сходство озера и реки? Озеро, как и река, питается дождями и подземными водами.

На озёрах, как и на реках, бывают разливы весной.


— А какие вы знаете озера России? Байкал, Онежское, Ладожское.

— (Слайд19) Самое большое озеро в Ростовской области, одно из крупнейших озер Европы — Маныч-Гудило, так называемое озеро-блюдце. Протяженность озера более 150 км в длину и до 10-15 км (в некоторых местах) в ширину; его глубина — 4 м и более. Солёность воды в нем превышает почти вдвое солёность Чёрного моря.

Сильные ветры, господствующие в этих местах, поднимают на озере большие волны, которые с шумом бьются о берега. Гул их разносится далеко по окрестностям. Вой ветра над крутыми берегами, в многочисленных балках и оврагах дополняет эту гудящую гамму звуков, что и дало название озеру — Гудило. Гул можно слышать в той или иной части озера и в тихую погоду.

— А кто может сказать, какое российское озеро является самым глубоким в мире? Байкал

— (Слайд20) Правильно, ребята. Озеро Байкал находится в Сибири. Его максимальная глубина в отдельных местах – 1642м. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы видны на глубине 40 м. Интересный обитатель озера — морское млекопитающее — тюлень, или байкальская нерпа.

— Мы совершили небольшое путешествие, познакомились с некоторыми морями, реками, озерами России и Ростовской области. Увидели их богатства и разнообразие.


VII.Закрепление изученного материала

(Самостоятельная работа (тест) с взаимопроверкой по эталону)

— А сейчас проверим, как вы запомнили материал, изученный на уроке. Если вы внимательно смотрели и слушали презентацию, то легко справитесь с заданиями на проверочных листах.

1. Болото, реки, ручьи, море, океан- это_______ водоёмы. Естественные

2. Пруд, водохранилище, канал – это ________ водоемы. Искусственные

3.Подчеркни правильный ответ.

Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это (устье, исток, русло) Устье

4. Начало реки это _____. Исток

5. Подчеркни правильный ответ.

На своём пути река встречает другие речки и ручейки, которые впадают в неё и отдают свою воду, называются (Руслом, притоками, берегами). Притоками

Поменяйтесь работами с соседом, проверьте ответы. Каждый правильный ответ – 1 балл. Выставьте оценки.

— Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3»? Кроме того, самые активные дети тоже получат «5»…..Молодцы, ребята. Остальные — в следующий раз работайте лучше.

VIII. Инсценировка

Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в сказку, которая называется «Жила – была Река». (Слайд22)

Внимательно смотрите и слушайте, затем ответите на несколько вопросов.


Жила – была Река. Сначала она была маленьким, весёлым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоснежных берёз. И все говорили:

— Какая чистая вода в этом ручье!

Затем ручей превратился в настоящую реку. Вода в ней текла уже не так быстро, но всё ещё была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Они обрадовались Реке.

— Оставайся, Река с нами в городе.

Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки. Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной.

Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая Река» Никто не гулял на её берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи. И никто из горожан не подумал, что Река тоже живая.

— Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, защищала в жаркие дни от зноя.

А люди всё больше загрязняли Реку.

Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители – растения, животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

— Нет, не могу больше оставаться с людьми. Надо от них уходить, иначе я совсем погибну. Помогите мне, жители мои, выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей.

Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и лягушки, — очистили свой дом от грязи, вылечили Реку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы.

— А где же Река? – удивились жители города.

— Я знаю, почему от нас ушла Река! Мы обидели её, загрязняли. Я предлагаю отправиться в дальние страны и извиниться перед Рекой.

Отправились горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали её, ведь она стала чистой и прозрачной.

— Извини нас, Река, обещаем, что не будем тебя загрязнять, возвращайся к нам в город.

— Хорошо, я вернусь в город.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных учёных — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.


Ребята, опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Чистая, прозрачная

— Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли они себя вели или нет? Почему? Вели себя неправильно. Засоряли, губили ее жителей.


(Слайд23) Да, ребята. Вода – одно из главных природных богатств человека. Без нее не выживут ни звери, ни птицы, ни растения, ни человек. Вода нужна для утоления жажды, для умывания, вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы.

(Слайд24) К сожалению, некоторые люди нарушают правила поведения в природе. В водоёмы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. От загрязнения воды страдает всё живое.

— Быстро очистить реку можно только в сказке, а в реальной жизни как это сделать?

Не засорять, ставить очистительные сооружения


— Как в быту беречь и экономить чистую воду? Закрывать кран

— Правильно, молодцы.

— Действительно, на водоемах нужно ставить очистные сооружения, фильтры, чтобы очищать воду. (Слайд25)

IX. Физкультминутка (Слайд26)

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже,

Солнце жжёт.

Побежим скорее в реку,

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

-Мы провели физкультминутку. — О какой роли водоема она была? Что мы делали? Мы отдыхали

Значит водоем — это и место отдыха людей. (Слайд27)

X. Работа в парах

— Сейчас вы будете работать в парах. Каждая пара должна придумать свой знак на тему «Правила поведения на водоёмах». Поворачивайтесь друг к другу и принимайтесь за работу.

Дети рисуют, а затем объясняют, что они изобразили, какое правило.

1.Купаться только в специально оборудованных местах (пляжах или бассейнах).

2.Не ходить на реку без взрослых.

3.Не заплывать за буйки.

4.Не хватать друг друга за руки и ноги во время игр на воде.

5.Не подплывать близко к катерам и судам.

6.Не прыгать (не нырять) в неизвестном вам месте.

7.Не выходить на лед рек.

8.Не загрязнять водоёмы и берега, не рвать растения на водоёмах, не ловить лягушек, головастиков.

9.Не приводить с собой собак и других животных.

10.Не плавать на досках, брёвнах, автомобильных камерах, надувных матрацах.

11.Если тонет человек:

Сразу громко зовите на помощь: «Человек тонет!»

Попросите вызвать спасателей и «скорую помощь».

Бросьте тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце.

12.Кататься на коньках разрешается только на специально оборудованных катках.

13. Не мыть автотранспорт и велосипеды около речки и пруда.

С готовыми работами дети выходят к доске, объясняют, что на них изображено, почему.

Остальные группы слушают, исправляют, помогают, добавляют.

— Молодцы, вы творчески подошли к своим заданиям, все принимали активное участие в работе.

— Несоблюдение правил поведения на воде может привести к трагическому исходу, получению телесных повреждений и даже к гибели. Безопасность каждого зависит от вас самих.

XI. Итоги урока Рефлексия.

— Скажите, ребята, для чего же на Земле водоемы?

-Они дают воду, без них Земля высохла бы.

-Это дом для живых организмов (растений и животных).

-Это дорога для водного транспорта.

— Место отдыха.

-Молодцы, спасибо, ребята, за активную работу.

(Слайд28)

— Ребята, продолжите, пожалуйста, предложения:

Я узнал…

Я задумался…

Я удивился…

-Выставление оценок

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Все вы очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

— Кому понравился урок, кто запомнил новый материал, понял его, поднимите веселые капельки. А кому не понравилось, кто что-то не понял – поднимите грустные.

— Что больше всего понравилось?

— А что не понравилось? Ответы детей

XII. Домашнее задание.

— Если вы больше хотите узнать о любом водоёме, можете приготовить доклад и оформить его. Используйте энциклопедии, интернет и справочники (по желанию).

— Обратитесь к статье учебника стр. 80 – 83.

Рабочая тетрадь стр. 34 – 35.

— Урок окончен. Спасибо всем за урок.

Дети записывают задание в дневники.





































Список использованных источников:

https://zanimatika.narod.ru/Nachalka10.htm

https://nsportal.ru/ap/drugoe/library/nuzhno-li-berech-vodu

https://ms.znate.ru/docs/4937/index-16603.html?page=11

https://do.gendocs.ru/docs/index-270445.html

https://webmandry.com/aziya/rossiya/reka-don-tanais-kazachya-reka.-opisanie-harakteristika-foto-video.html

https://ozerobaikal.info/

https://www.azovskoe.com/azovmorevse.php

https://www.geo-site.ru/index.php/2011-01-11-16-53-40/343-chernoe-more.html



Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса «Загадки зимнего леса»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: