Окружающий мир «Дикие и домашние животные» 1 класс




Тема: Дикие и домашние животные

Тип урока: Комбинированный

Форма проведения урока:

Цель: Формирование понятий «дикие животные», «домашние животные», умение их классифицировать.

Задачи:

Практические:

  1. Раскрыть значение домашних животных для человека.

  2. Показать разнообразие домашних и диких животных.

Образовательные:

  1. Развивать фантазию и творческие способности детей.

  2. Развивать коммуникативные умения, память, внимание.

  3. Развивать интеллектуальную, рефлексивную культуру у учащихся.

  4. Формировать умение работать с различными источниками информации (словарь, приложения учебника)

Воспитательные:

  1. Воспитывать эмоционально – положительное отношение к животным

  2. Формирование умения работать в парах.

Оборудование:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Экран

  • Учебник «Окружающий мир»

  • Рабочая тетрадь

  • Большая иллюстрированная энциклопедия животных

  • Иллюстрации животных

  • Игрушки животных

  • Закладки разного цвета

  • Разноцветные бабочки

  • Клей, ножницы

















  1. Орг. момент слайд

Учитель. День чудес сегодня,

Волшебство вокруг.

К загадочному, тайному

Прикоснись мой друг.

Книгу, что написана для ребят

Злой волшебник — невидимка

Не хочет нам отдать.

Чары колдовские его очень сильны.

Развеять их бесследно

Сможем только мы!


Учитель. — Хотите узнать, какие тайны хранит эта книга?

Для этого нужно выполнить все задания и развеять колдовские чары. Вам понадобятся все ваши знания. Будет нелегко. Вы действительно готовы?

Тогда все вместе произнесем волшебные слова:

Дети — Сим – салабим, абра – кадабра, …

(хором)


  1. Введение в тему

1 страница Угадай название слайд


Учитель. — Посмотрите внимательно и расшифруйте название волшебной книги.


Жираф и волк о тигр носорог ы енот слайд

Дети Животные

Учитель. — Как вы догадались?

Дети — Выстроили в ряд первые буквы названий животных

Учитель. Молодцы! Начало волшебству положено, но это только начало


  1. Активизация знаний

Учитель. — Хотите узнать, что заколдовано на следующей странице?

Дети Да

Учитель. Тогда произнесите заклинание

Дети — Сим – салабим, абра – кадабра, …


2 страница Вспомни группы животных слайд


Учитель. — О чем говорят вам эти слова? Какие группы животных вам знакомы и чем они отличаются от других?

Дети

Птицы – животные, чье тело покрыто перьями (примеры) слайд

Рыбы – животные, чье тело покрыто чешуей (примеры)

Насекомые – животные, имеющие 6 лап (примеры)

Звери – животные, чье тело покрыто шерстью (примеры)

Учитель. Замечательно! Вы действительно, очень смелые.


  1. Новый материал

Учитель. — Будем открывать другую страницу?

Дети — Сим – салабим, абра – кадабра, …

3 страница Загляни в учебник слайд


Работа в парах учебник с. 80 слайд

Учитель. — Рассмотрите животных. Назовите их. Где мы можем встретить таких животных как корова, куры, коза?

Дети — В деревне….

Учитель.— Кто за ними ухаживает? Как можем назвать этих животных?

Дети — Они живут с человеком, их называют домашними.

Учитель.— Всех ли животных на иллюстрации можно назвать домашними?

Дети — Нет. Бабочка, воробей, трясогузка, жаба – не домашние, значит они дикие слайд

Учитель.— Проверьте себя по приложению с. 93

Учитель.— Скажите, о ком пойдет речь на уроке?

Дети О диких и домашних животных.

Учитель.— Прочитайте на голубой плашке главные слова урока слайд

Учитель. — Уточните, каких животных называют домашними, дикими?

Дети Животных, которые живут в природе дико, называют дикими, а животных, которые живут у людей, а они за ними ухаживают, называют домашними.

Учитель. — Прочтите вывод в конце страницы 81

Учитель. Молодцы! Вы справились с самым коварным волшебством.

Сил потрачено немало, пришла пора и отдохнуть


  1. Физминутка «Хомка»

Хомка, Хомка хомячок –

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

Щечки моет, шейку трет,

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать!


6. Практическая работа в рабочей тетради с. 64 – 65 № 1, 2

Учитель. — Ваши волшебные силы не иссякли? Страницы заколдованной книги все еще ждут вашей помощи.

Дети — Сим – салабим, абра – кадабра, …


4 страница Проверь себя слайд

Учитель.— Чтобы справиться и с этими чарами выполните задание в тетради с 64. Приготовьте ножницы, клей.

Учитель.— Задание 1, прочитайте, выполняйте

Проверка слайды

Учитель.-Задание 2, прочитайте, выполняйте

Проверка слайд


7. Новый материал учебник с. 81 работа в парах

Учитель. — Какие же вы отважные. И с этим заданием справились. Но нам нельзя останавливаться, продолжаем расколдовывать.

Дети — Сим – салабим, абра – кадабра, …


5 страница Что из чего? Слайд

Учитель. — Как вы думаете, для чего люди разводят домашних животных? Какую пользу приносят домашние животные?

Дети — Продукты питания, вещи, транспорт…

Учитель.— Прочитайте задание и обсудите в парах.

Учитель.— Назовите, какие продукты и вещи изображены на фотографиях. От каких животных они могли быть получены? Например сыр. Какие еще продукты можно получить из молока?

Дети От коровы получают молоко, а из молока творог, масло, йогурт, сметана Слайд

Учитель.-Варежки, шапку, носки из чего получают?

Дети Из шерсти овец. Слайд

Учитель.— Какие животные производят мед, яйца?

Дети Яица получают от кур, а мед – от пчел. Слайд

Учитель — Ребята, у кого дама живут домашние питомцы? Как вы за ними ухаживаете? К следующему занятию вы можете принести фотографии и рисунки домашних животных и рассказать о них.

Дети предлагают свои ответы.

Учитель. Умницы! И это задание оказалось вам под силу. Но борьба со злом отнимает много сил, поэтому, чтобы наш глаз был острым и вездесущим, мы должны его тренировать. Сейчас во все стороны разлетятся разноцветные бабочки, постарайтесь их найти.


8. Зарядка для глаз

Под музыкальное сопровождение дети должны найти глазами разноцветных бабочек, расположенных в различных частях кабинета.

Учитель. — Не вставая, найдите глазами бабочку: красную, оранжевую, желтую, зеленую, синюю, фиолетовую, малиновую.


9. Проверочная работа

Учитель. Теперь мы во всеоружии и любое дело нам по плечу.

Дети — Сим – салабим, абра – кадабра, …

6 страница Теперь ты это знаешь слайд

Учитель. — Эту страницу мы перенесем на доску. Нужно отгадать загадку, а картинку – отгадку поместить на доску в нужную группу.

На доске помещены таблички: домашние животные, дикие животные, дети, отгадав загадку, помещают иллюстрацию животного в нужную группу.



Учитель.

С ветки на ветку быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (белка)



На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)



За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя,

Промелькнуло, пробежало –

Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)




По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (гусь)



Хоть они и жалят больно,

Работой мы довольны. (пчелы)



Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое. (корова)



Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посредине – спинка,

На спине – щетинка. (поросенок)



С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, но не корова,

С пухом, а не птица. (коза)




Он в мундире ярком,

Шпоры для красы,

Днем он – забияка,

Поутру часы. (петух)



Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (дятел)



Иго – го! – кричит ребенок.

Значит, это …. (жеребенок)



Самый рослый из зверей –

Африканский, длинношеий

Ходит гордо, словно граф,

Называется… (жираф)



Толстокож и неуклюж

Этот зверь любитель луж.

Гром гремит, когда идет

Большеротый …. (бегемот)



На пруду стоит двунога

И лягушек ловит много.

Страшно с ней шутить, не так ли?

Острый клюв у белой …. (цапли)


Учитель. Красивая страница получилась. Молодцы!


10. Работа с разворотом учебника с. 82 – 83

Учитель. — Какое еще коварство приготовил нам злой волшебник?

Дети — Сим – салабим, абра – кадабра, …

7 страница Коллекция слайд


Учитель. — Что означает слово коллекция? слайд

Коллекция (словарь) – собрание каких – либо однородных предметов, представляющих научный, художественный, исторический или иной интерес.

Учитель.— У кого из вас или ваших знакомых есть коллекции?

Дети предлагают свои ответы

Учитель. — Откройте страницу 82. и вы узнаете, какими могут быть коллекции животных. слайд

Коллекция лягушек и медведей

Учитель. — Посмотрите, какие разные фигурки. А что вы можете о них рассказать?

Дети Они веселые, задумчивые, модные, изготовлены из различных материалов: глины, стекла, дерева, ткани, но все сделаны с любовью. Учитель Лягушка из дерева символизирует благополучие. Если ее погладить по спине палочкой, то в доме будет достаток.

Учитель. — Сегодня вы принесли свои игрушки животных (показывают). Поднимите у кого домашние животные, дикие животные

Возможно, они станут началом вашей коллекции.


11. Рефлексия

Учитель. Чары колдовские

Исчезли без следа.

Книга новых знаний

С нами навсегда.

Волшебник – невидимка

Прочь от нас спешит,

И радость от победы

Он не омрачит!


Учитель. — Ребята, мы справились со всеми заданиями и заветная волшебная книга у нас в руках. Посмотрите, какая она красивая, в ней много занимательных страниц, которые вы будете изучать на следующих уроках. У каждого из вас есть своя волшебная книга, которая помогает раскрывать тайны природы.

Дети Это наш учебник «Окружающий мир»

Учитель А пока книга чудес вас благодарит за работу и дарит закладки, но не простые, а с «узелками на память». Зеленую пусть выберут те, кому на уроке было легко, понятно и интересно, а красную – те, у кого остались вопросы и сомнения. Покажите, что вы выбрали. Оставьте ее на сегодняшней странице, чтобы потом еще раз вернуться и вспомнить.


12. Итог слайд
















Об авторе


Шаламова Любовь Павловна – учитель начальных классов

Домашний адрес: Пермский край, город Березники, ул. Мира, д. 24, к. 38

Место работы: МОУСОШ № 12

Адрес места работы: Пермский край, город Березники, ул. Свердлова, д. 23а

Паспортные данные: 5798 125654 выдан УВД города Березники

02.04. 1999 года


Шаламова Любовь Павловна родилась в 1976 году, в 1997 году окончила Соликамский государственный педагогический институт, факультет педагогики и методики начального образования по специальности учитель начальных классов. С 1997 по 2003 год работала в МОУСОШ № 7 города Березники, с 2003 года осуществляет свою деятельность в МОУСОШ № 12. Имеет высшую квалификационную категорию. С 2004 года участвует в Федеральном эксперименте по апробации учебников издательства «Просвещение», работая по учебнику «Русский язык» авторов Л. М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. В 2008 – 2009 году участвовала в апробации УМК «Перспектива».

Ежегодно принимает участие в краевых научно – практических конференциях по апробации учебников издательства «Просвещение»:

  • в 2005 году «Современный учебник и его роль в повышении качества общего образования», выступление «Формирование познавательной активности младших школьников на уроках русского языка с использованием учебника Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой»; работа «Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка»;

  • В 2007 году на краевой научно – практической конференции «Роль современного учебника в повышении качества школьного образования» показала открытый урок русского языка по теме «Сложные слова»

  • в 2008 году «Роль учебников в обновлении содержания образования и освоении современных образовательных технологий», выступление «Особенности работы с учебником Русский язык, авторы: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова».

  • в 2009 году на краевой научно – практической конференции «Роль учебников в обновлении содержания образования и освоении современных образовательных технологий» — урок окружающего мира по теме «Дикие и домашние животные».


Выступления вошли в сборники материалов конференций.







Пояснительная записка



На современном этапе развития образования все новые и новые требования предъявляются к организации и осуществлению процесса обучения подрастающего поколения. Внедрение новых педагогических технологий, инновационных форм обучения и неиссякаемый творческий потенциал учителя позволяют организовать процесс овладения знаниями на высоком уровне.

Учеными доказано, что в 1 классе наиболее эффективными являются уроки, проводимые в игровой форме, так как в возрасте 6 – 7 лет у детей ведущей остается игровая деятельность, но она переходит на более высокий уровень, по сравнению с дошкольным возрастом, и подготавливает ребенка к переходу на учебную деятельность.

Представленный урок окружающего мира был спланирован и проведен с использованием игрового, сказочного сюжета, так как, преодолевая трудности, расколдовывая волшебную книгу, учащиеся становятся активными заинтересованными участниками урока. Помимо игрового сюжета акцентируется внимание учащихся на книге как незаменимом источнике информации, что позволяет формировать у детей положительное отношение к чтению. Полученные знания, на таком уроке, более прочные и с легкостью найдут применение в реальной жизни. Данная форма проведения урока может варьироваться в зависимости от особенностей учащихся класса и предлагаемой информации.

Актуальным является и то, что дети, живущие в условиях быстро развивающегося города, с трудом представляют особенности жизни домашних животных и труда людей, ухаживающих за ними, не осознают пользу, которую приносят домашние животные. К тому же очень важно, чтобы дети понимали свою ответственность перед животными, живущими рядом, и не были безразличными.

На различных этапах урока младшие школьники включались в разнообразную деятельность: работа в парах, работа со словарем, с приложением учебника, с иллюстрированным разворотом учебника, отгадывание загадок и т. д., тем самым были созданы условия для эффективного усвоения материала учениками, имеющими разный уровень подготовленности. Физминутка, зарядка для глаз, музыкальное сопровождение, смена видов деятельности позволили снять утомление и создали здоровьесберегающую среду урока.

Использование презентации к уроку несет функцию иллюстрирования, введения игрового компонента, создание эмоционального микроклимата на уроке, самоконтроля и проверки и др.

Учебный материал сосредоточен в учебнике УМК «Перспектива» «Окружающий мир» 1 класс и рабочей тетради, автор А. А. Плешаков.

Урок был представлен на региональной научно – практической конференции по итогам апробации учебников издательства «Просвещение».



Свежие документы:  Конспект урока на тему «Кто такие птицы?»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: