Конспект урока для 5 класса на тему «Молекулы и вещества»


ОМ – 5 класс

Тема «Молекулы и вещества»


Тема урока. Молекулы как постройки из атомов.

Цели урока: а) дать первоначальные знания пятиклассникам о молекулах как постройках из атомов;

б) сформулировать понятие о сложных и простых веществах, неорганических и органических веществах;

в) развивать логическое мышление

Оборудование урока: шаростержневые модели атомов; модели молекул простых и сложных веществ, таблица по химии «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».

Содержание урока:

  1. Организация учащихся на урок.

  2. Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами поговорим о том, что атомы могут соединяться друг с другом и тем самым создавать различные «постройки». Французский философ и математик Пьер Гассенди назвал эти «постройки» молекулами. В переводе с латинского языка «молес» – «масса».

На сегодняшнем уроке я познакомлю вас и с понятиями «простое» вещество и «сложное» вещество, научимся отличать простое вещество от сложного. Кроме того, поговорим и о неорганических и органических веществах.

Итак, тема нашего урока «Молекулы как постройки из атомов».

Продолжаем разговор о молекулах. Впервые о молекулах заговорили философы Древней Греции. Они упоминали ряд соединений, которые образуют первоначала с другими первоначалами. Соединение химических элементов – это соединение атомов данных элементов. В результате соединения атомов образуются различные атомные «постройки». Их называют молекулами. Теперь ясно, что имелись в виду молекулы, которые образуются при соединении атомов рассматриваемых первоначал с атомами друг первоначал. Приведу пример, при соединении атомов кремния с атомами кислорода образуются молекулы кремнезема. При соединении атомов хлора с атомами натрия образуются молекулы поваренной соли и т.д.

Неудивительно, что постройки из атомов (молекулы) очень разнообразны. Молекулы различаются тем, из каких именно атомов они построены. Если «постройка» состоит из атомов только одного какого-то химического элемента, то это молекула простого вещества.

Далее учитель рассматривает понятие «сложное» вещество. Он говорит, что молекулы, построенные из атомов разных химических элементов – это молекулы сложных веществ. К ним можно отнести всем известные вещества: вода, углекислый газ, кремнезем, глинозем, поваренная соль, серная кислота и другие.

А сейчас, ребята, мы с вами попробуем из атомов построить молекулы веществ. Начнем с простого вещества. Учитель просит назвать формулу кислорода и говорит, что одна молекула его состоит, или вернее сказать, построена из двух атомов. Передо мной набор моделей атомов. Они имеют вид шариков белого, черного, синего и красного цветов. Я беру два белых шарика и соединяю их посредством стержня. Получилась модель молекулы воды. А теперь попробуем «построить» молекулу воды. Она состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Возьмем два черных шарика (это будут атомы водорода) и один белый шарик (это будет атом водорода). Посредством стержней строим молекулу воды таким образом, что атомы водорода будут находиться по концам молекулы, а атом кислорода будет посредине. Примерно вот так! Проверить это можно по рисунку в вашей книге. Но на практике молекула воды имеет совсем иную форму.

После этого учитель вместе с детьми «строит» модели молекул органических веществ и говорит о том, что исключительно велико разнообразие молекул органических соединений. Это сложнейшие «постройки» из атомов углерода, кислорода, водорода. Возможно участие в создании таких «построек» также атомов азота, серы, фосфора и других химических элементов. В органических молекулах количество атомов может быть очень внушительным. Оно может измеряться сотнями и тысячами атомов.

На следующем этапе урока учитель знакомит пятиклассников с понятиями «линейные» молекулы, «пространственная» модель молекулы.

Рассматривая молекулу, мы должны указывать не только тип и количество входящих в нее атомов, но и то, как они располагаются в пространстве по отношению друг к другу. Другими словами, надо рассматривать пространственную модель молекулы.

В молекуле углекислого газа (СО2) все три атома находятся на одной прямой. Подобные молекулы называют линейными. Молекула метана – пятиатомная. Она построена из четырех атомов водорода и одного атома углерода. Учитель демонстрирует модель молекулы метана и говорит, что пространственная структура молекулы соответствует тетраэдру, в вершинах которого находятся атомы водорода, а в центре – атом углерода.

После объяснения нового материала учитель проводит закрепление знаний учащихся о молекулах как постройках из атомов. С этой целью он предлагает учащимся выполнить задания.


Задание №1 (слабому ученику):

Используя набор моделей атомов, построй молекулу углекислого газа и запиши в тетради, из атомов каких химических элементов она состоит.


Задание №2 (среднему ученику):

Используя набор атомов, построй молекулу воды и запиши в тетради, из атомов каких химических элементов она состоит.


Задание №3 (сильному ученику):

Используя набор моделей атомов, построй молекулу пропана. Она состоит из трех атомов углерода и восьми атомов водорода. Как называется молекула пропана и почему?


В качестве домашнего задания учитель предлагает прочитать и пересказать учебный материал, с.65 – 67, а также выполнить следующее задание:

с помощью кружочков разного цвета построить в тетради пространственную модель молекулы хлорида натрия (один атом натрия и один атом хлора); цианида калия (один атом калия, один атом углерода и один атом азота); аммиака (один атом азота и три атома водорода).





Свежие документы:  Конспект урока на тему "Использование опорных схем на уроках химии"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: