Конспект урока на тему «Правописание парных согласных в корне»


Разработала: Глухова Лилия Анатольевна, учитель начальных классов.

Тема: Правописание парных согласных в корне.

Цели: формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова; сравнивать в них произношение и написание корня, применять различные способы поверки написания парных согласных в корне слова (изменением числа, либо подбором однокоренных слов);

— Повторить алгоритм проверки безударной гласной в корне слова, составить алгоритм проверки парных согласных в корне слова, формулировать задачу урока, отвечать на поставленные вопросы;

— работать в парах.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

(Звучит песня В.Я. Шаинского «Улыбка», на доске изображение улитки)

— Какое настроение у нашей улитки? (весёлое, радостное)

— Как вы это определили? (она нам улыбается)

— Улыбка может согреть других своим теплом, улучшить настроение.

— Улыбнитесь друг другу.

— Над какой орфограммой работали на предыдущих уроках?

— Написание безударной гласной в корне слова.

— Чему мы научились?

— Мы умеем проверять безударную гласную в корне слова.

2. Актуализация знаний.

— На доске написаны слова. (в…сна, т…грята, к…р…ндаш, к…рмушка, наро…, ду…ки)

— Как вы думаете, какое задание будем выполнять? (спишем слова, вставим пропущенные буквы)

— Какое правило вам поможет обосновать выбор буквы? (правописание безударных гласных в корне слова)

— Как вы будете действовать? (по алгоритму)

1. найти в слове ударный слог, для этого поставить знак ударения;

2. выделить корень;

3. подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне;

4. написать слово и подчеркнуть орфограмму.

— Предлагаю поработать в парах, договоритесь, кто прочитает слова, кто будет записывать, вместе подберите проверочные слова.

— Что вы не смогли сделать? (не смогли определить, какую букву нужно дописать в слова народ, дубки,)

— Почему не смогли? (в эти слова нужно дописать согласные буквы, а мы не знаем как их проверить)

3. Постановка учебной задачи.

— На какие же вопросы нам предстоит ответить? (в какой части слова пропущены буквы, какие согласные нужно проверять, когда нужно проверять слова с парными согласными, какие слова являются проверочными, какие способы проверки есть для слов с парными согласными)

— На какие вопросы вы сможете ответить?

В какой части слова пропущены буквы? (в корне – народ-, дуб-)

Какие согласные нужно проверять? (парные согласные д, б)

— Все ли согласные назвали? (нет, нужно проверять ещё согласные – в, з, г, ж)

Когда нужно проверять слова с парными согласными? (когда они стоят на конце слова или в корне перед глухой согласной)

4. Поиск решения учебной задачи.

— Значит ваша цель? (научиться подбирать проверочные слова, писать слова с парным согласными в корне слова)

— Сформулируйте тему урока. (Написание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова)

Учитель: Прокомментируйте орфограмму в слове

Народ (дети записывают в тетрадях)

Дети: В слове есть парная звонкая согласная буква, которая на конце слова оглушается.

Учитель: — Как проверить орфограмму?

— Сможем ли мы применить известные алгоритмы проверки для слова народ?

— Как мы умеем проверять орфограмму в корне слова?

— Надо изменить форму слова народ — народы.

Дети: В этом слове согласный звук слышится звонко, чётко.

Учитель: Смогли ли мы воспользоваться известным нам алгоритмом?

Дети: Да.

Учитель: Чем отличается новый алгоритм от известного?

Дети: В проверочном слове проверяемый согласный должен слышится ясно, после него стоит гласная.

Учитель: — Как проверить парный согласный на конце слова?

— Сформулируйте правило.

Дети: Чтобы проверить парную согласную букву на конце слова, надо изменить это слово или подобрать родственное так, чтобы после согласного звука появился гласный, и этот звук слышался ясно.

—   Какая орфограмма в слове дубки? (Парный согласный в корне).

— Подберите проверочное слово.

Посмотрите, какие это слова? Кто догадался? ( Однокоренные, форма слова).

     — Выделяем корень в словах. Слова дубок, дубы, дубовая являются проверочными к слову дубки? Почему? (После парный согласной стоит гласный).

   — Значит, какой мы можем сделать вывод? Что нужно сделать, чтобы проверить парный согласный в корне слова? (Чтобы проверить парный согласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.)  

— Как нам проверить правильно ли вы сформулировали правило? (прочитать правило в учебнике)

— Составим алгоритм проверки парных согласных.

надо:

изменить … или

подобрать …

так, чтобы …

народ — народы

5. ФИЗМИНУТКА.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

— Предлагаю поработать в парах.

— Прочитайте слова, как вы думаете, какое задание будем выполнять. (Выберем букву, которую нужно написать в слове, запишем слова в тетрадь)- комментированное письмо

— Какой следующий шаг? (потренируемся в написании слов с парными согласными в корне)

Проговаривание по цепочке (по эталону).

Моло(т,д)цы, пиро(ш,ж)ки, дру(ж,ш)ки, ку(з,с)ки, ночё(ф,в)ка,

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы.

    — Я сочинил стишок, вот он

         Берёзка – берёза

         Ры _ ка – лодочка

         Ло _ ка – селёдочка

         Яго _ ка – рыба

         Селё _ ка – ягода

-Запиши стишок правильно.

( Корни во всех словах пишутся одинаково, чтобы не сделать ошибку, нужно подобрать однокоренное слово, где парный согласный звук слышится чётко. Например, в слове берёзка нужно писать букву з, так как в слове берёза чётко слышится звук з)

— Проверьте работу по эталону, оцените.

Эталон

Я сочинил стишок, вот он         

Берёзка – берёза

Рыбка – рыба

Лодка – лодочка

Ягодка – ягода

Селёдка – селёдочка

8. Включение в систему знаний и повторение.

Тест.

     1. Обведи парные согласные:

З            Н             С               Ч               Б

    2. Обведи слова с парной согласной на конце:

молотки      дом       голубь       дорожка        нос

    3. Подчеркни слова, которые являются проверочными:

  погодка  грибы   виноград    глазок    лебеди

  4.  Вставь букву:

Д У . К И 

З У . К И 

М О Р О  .  

А Р Б У  .  

— Проверьте по эталону.

— Договоримся как будем оценивать работу. (дети: если ошибок нет -!, 1 — 2 ошибка — +, более 2 ошибок — ?)

Тест.

     1. Обведи парные согласные:

З            Н             С               Ч               Б

   2. Обведи слова с парной согласной в корне слова:

молотки      дом      голубь       дорожка        нос

    3. Подчеркни слова, которые являются проверочными:

  погодка  грибы   виноград    глазок    лебеди

  4.  Вставь букву:

Д У Б К И

З У Б К И

М О Р О  З 

А Р Б У  З

— Кто поставил себе вопросительный знак?

— Что не получается?

— Над чем нужно ещё работать?

9. Итог урока

 — Вернёмся к целям нашего урока. Какие цели мы ставили перед собой?

 — Достигли ли мы этих целей?

 — Что нам помогло?

— Кого бы вы сегодня хотели поблагодарить за помощь на уроке?

— Возьмите цветные полоски и покажите, какое настроение у вас в конце урока.


Свежие документы:  Конспект урока по Географии "КАРТА РОССИИ" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: