Муниципальное образовательное учреждение
«Средней общеобразовательной школы №9 г. Ртищево. Саратовской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
«Все для дома своими руками»
Возраст: 12-13 лет
подготовила
учитель технологии
Мункина Надежда Геннадьевна
Г.Ртищево
2012г.
Пояснительная записка
В XXI веке технологическое образование становится объективной необходимостью. Настоящий этан развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура — это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.
Деятельностный компонент — это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
Курс кружка «Все для дома своими руками» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединёнными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудится.
В связи с этим задачами кружка являются:
— развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
— формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой — источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
— воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
— овладение детьми элементарными обобщенными технико — технологическими, организационно — экономическими знаниями;
— расширение и обогащение личного жизненно — практического опыта учащихся, их представление о профессиональной.деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Программа рассчитана на 1 час в неделю
34 учебные недели * 1 час в неделю = 34 часа в год
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке «Все для дома своими руками»
Иметь представление:
— о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
— о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
— название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
— правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
— правила общения;
— названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
— что такое деталь (составная часть изделия);
— что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
— основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
— виды материалов;
— последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
— способы разметки: сгибание и по шаблону;
— способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
— виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
— находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
— наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
— различать материалы по их назначению;
— различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
— читать простейший чертёж (эскиз);
— качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
— безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
— выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
— выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения — речь, этикет и т.д.)
Общетрудовые умения
Самостоятельно:
— анализировать предложенное учебное задание;
— организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
— экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
— обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
— выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему. С помощью учителя:
— выбирать темы для практических работ;
— формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
— выдвигать возможные способы их решения;
— доказывать своё мнение.
Распределение учебного материала
Наименование раздела | Колич. часов | |
1 | Изготовление поделок: | 14 |
| Приготовление соленого теста | 3 |
| Изготовление поделок из соленого теста | 11 |
2 | Поделки из бумаги и картона | 9 |
3 | Вышивание крестом и шитьё из ткани | 9 |
4 | Выставка творческих работ | 1 |
| Итого | 34 |
Тематическое планирование изучения кружка «Все для дома своими руками»
Тема урока | Дидактический материал, ТСО | Дата провед. | Основные знания, умения, навыки | |||||
1 | Вводный урок по теме «соленое тесто». Инструктаж по технике безопасности. Изготовление шаблона. | Картон, ножницы, карандаш, пособие |
| Безопасность труда и правила личной гигиены. Организация рабочего места. Чтение простейших чертежей. Выработать навыки правильного обращения с колющими и режущими инструментами. Коллективное планирование выполнения предстоящей работы. | ||||
2-4 | Приготовление теста, изготовление элементов для панно | Мука, соль вода, посуда, шаблоны |
| Выработать навыки правильного приготовления теста. Определять названия и свойства материалов, последовательность изготовления несложных изделий. Понятие «деталь», «изделие». Правильное соединение деталей и эстетическое оформление | ||||
5-7 | Изготовление цветов из теста. | Шаблон, тесто |
| |||||
8-9 | Присоединение деталей, сушка, раскрашивание. | Тесто, детали, |
| Безопасность труда и правила личной гигиены. Организация рабочего места. Систематизировать навыки правильного обращения с колющими и режущими инструментами. Коллективное планирование выполнения предстоящей работы. | ||||
10-11 | Панно. «Красная шапочка» | Шаблон, детали для панно тесто |
| Систематизировать навыки правильного обращения с колющими и режущими инструментами. Определять названия и свойства материалов, последовательность изготовления несложных изделий. Правильное | ||||
12-13 | «Еж» | Шаблон, детали, тесто |
| |||||
14-15 | «Подсолнухи» | Шаблон, тесто |
| |||||
|
|
|
| соединение деталей и эстетическое оформление игрушки. Закрепление умений чтения простейших эскизов, разметки по шаблонам и с помощью чертёжно-измерительных инструментов. | ||||
16 | Выставка творческих работ учащихся. | поделки |
|
| ||||
17 | Поделки из бумаги и картона. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Инструктаж по технике безопасности. Выбор аппликации из готовых деталей («Домик», «Бабочка») | Книга М. Левина «365 весёлых уроков труда», картон, цветная бумага. |
| Безопасность труда и правила личной гигиены. Организация рабочего места. Выработать навыки правильного обращения с колющими и режущими инструментами. Знакомство с различными клеями. Первоначальные сведения о | ||||
18-19 | Фигурки из бумаги и картона на новогоднюю ёлку. | Картон, «дождик» из фольги, цветная бумага, клей ПВА, ножницы, маленькие новогодние игрушки. |
| видах бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная, белая, цветная). Коллективное планирование выполнения предстоящей работы. | ||||
20 | Аппликация «Домик» | Белый альбомный лист, яркая цветная бумага, клей ПВА, ножницы. |
|
| ||||
21 | Аппликация «Бабочка» | Бумага: обычная, бархатная, глянцевый картон, фольга, клей ПВА, ножницы. |
| Безопасность труда и правила личной гигиены. Организация рабочего места. Систематизировать навыки обращения с режущими инструментами. Закрепление умений чтения простейших эскизов. Ознакомление с простейшими переплётными работами. Способы крепления бумаги и картона проволокой и нитками. Знакомство с различными клеями. Вырабатывать навыки правильного соединения деталей из бумаги с помощью клея. Коллективное планирование выполнения предстоящей работы. | ||||
22-24 | Поздравительные открытки к празднику «День Святого Валентина», «День Отечества» и «8 Марта»
| Цветная бумага, клей ПВА, ножницы, набор цветных ручек. |
| Сгибание и складывание бумаги. Коллективное планирование выполнения предстоящей работы. Эстетическое оформление игрушки. | ||||
25 | «Иголка-волшебница». Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с тканями растительного происхождения, инструментами и приспособлениями для шитья. Выбор салфетки для вышивания.
| Образцы тканей с полотняным переплетением (ситец, марля, полотно). Салфетка изо льна. Инструменты и принадлежности для шитья: ножницы, напёрсток, игла для вышивания, швейные иглы, нитки (мулине). Книга Т.И. Ерёменко «Иголка-волшебница».
|
| Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с тканью. Первоначальные сведения о тканях растительного происхождения. Основное назначение тканей (изготовление одежды, предметов быта).
| ||||
26-28 | Вышивание салфетки (по выбору).
| Салфетка изо льна. Инструменты и принадлежности для шитья: ножницы, напёрсток, игла для вышивания, швейные иглы, нитки (мулине). Книга Т.И. Ерёменко «Иголка-волшебница».
|
| Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с тканью. Организация рабочего места. Систематизировать навыки обращения с инструментами и принадлежностями для шитья. Отмеривание нитки заданной длины, вдевание нитки в иголку, разметка и раскрой ткани. Приёмы шитья простейшим и тамбурным швом, швом козлик и «вперёд иголку».
| ||||
29-33 | Шитьё и вышивание рукавички-прихватки «Рыбка»
| Книга Т.И. Ерёменко «Иголка-волшебница». Инструменты и принадлежности для шитья: ножницы, напёрсток, игла для вышивания, швейные иглы, нитки (мулине), драп или плотная ткань.
|
| Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с тканью. Организация рабочего места. Систематизировать навыки обращения с инструментами и принадлежностями для шитья. Отмеривание нитки заданной длины, вдевание нитки в иголку, разметка и раскрой ткани. Приёмы шитья простейшим и тамбурным швом, швом козлик и «вперёд иголку».
| ||||
34 |
Выставка творческих работ учащихся.
| Работы учащихся: рукавички-прихватки «Рыбка» и салфетки изо льна |
|
|
Список использованных источников
1. Левина М. 365 весёлых уроков труда. — М.: Рольф, 1999. — 256 с, с илл. -(Внимание: дети!).
2. Ерёменко Т.И. Иголка — волшебница: Кн. для учащихся 5-8 кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1988. — 142 с, 16 л. ил.: ил.
3. Программы образовательных учреждений / Петрова И.А.. Яременко Е.О. — М.: Просвещение, 2001.-3-91 с. %
4. Технология. 6 класс: Поурочные планы / Авт. Сост. И.В. Бобунова. — Волгоград: Учитель, 2003. -92 с.
5. Лутцева Е. А. Технология: 1-4 классы: Программа. — М.: Вентана-Граф, 2008. — 32 с. — (Ступеньки к мастерству)