Конспект урока «Сжатое изложение на основе упражнения «Старый пень»» 5 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

города Балаково Саратовской области











Конспект урока по русскому языку
в 5 классе

Сжатое изложение на основе упражнения

«Старый пень»





подготовила

учитель русского языка и литературы

Смирнова Тамара Ивановна











г. Балаково

2012


Тип урока: урок развития речи

Знать: что такое текст; способы сжатия текста

Уметь: — формулировать основную мысль текста;

— выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

— сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста;

— писать сжатое изложение


Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

I. 1. Организационный момент урока.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Вводная беседа:

— На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения по тексту В.П.Катаева «Пень».

— Что значит – сжатое изложение?

(ответы учащихся)

— Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, а другие подробно.

— Какие же кратко, а какие — подробно?

(ответы учащихся)

Да, сокращать мы будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.


II. 2. Работа с текстом

1. Выразительное чтение текста учителем.

(текст в учебнике упр. 137, кроме того, он спроецирован на экран, в течение урока здесь ведётся показательная работа)

2. Осмысление текста.

Беседа:

— Понравился ли вам данный рассказ?

— Докажите, что этот отрывок является текстом?

Учитель: Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.

3. Чтение текста учащимися.

(Учитель предлагает учащимся прочитать текст самостоятельно, подумать, о чем он?)

— Какова тема текста (то есть о чем этот рассказ)?

— Какова основная мысль текста (то есть его идея)?

(ответы учащихся: осуждение гордого пня)


— Казалось бы, мы правильно определили идею рассказа. Но не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?

( учащиеся вспоминают, что такое басня, притча, т.к. недавно изучали это на уроке литературы. Они сравнивают героев басни с героем рассказа. Говорят, что прочитанный рассказ носит поучительный характер так же как басня и притча)

— Какой урок можно извлечь из данного текста?

(ответы учащихся)

— Как бы вы назвали этот рассказ?

Варианты: — «Старый пень»

— «Притча о гордом человеке»

— «Ты не царь»

Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса «Оптика»

— Какое название отражает в большей степени основную мысль?

4. Словарно-лексическая работа.

— Какое слово в этом тексте является ключевым?

(учащиесяся отвечают: гордость)

— Подберите синонимы к слову гордость.

Гордость, зазнайство, высокомерие.

— Понимаете ли вы разницу в значении слов? (работа с толковыми словарями)

— Текст делится на абзацы — микротемы.

На экране: Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.

5. Выделение микротем и составление плана

— Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?

— Прочитайте каждую часть и дайте ей название.

— Что мы составили для рассказа?

План:

  1. Грибники вокруг старого пня.

  2. Старый пень возгордился.

  3. Молчание деревьев

  4. «Я ваш царь!»

  5. » Ничего ты не царь»


-Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.

5. Сжатый пересказ.

— Вам предстоит создать текст-изложение этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста:

— обобщение

— исключение

— упрощение.

6. Отбор нужной информации.

— Прочитайте первую часть. Почему мы объединили 1 и 2 абзац? Скажите, какой прием сжатия здесь можно использовать?

(ответ учащихся: обобщение. Можно выделить главное из ряда второстепенных и передать своими словами или предложением из 2 абзаца, которое мы объединили в одну часть: Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

— Прочитайте 2 часть текста. Вся ли информация важна для раскрытия темы?

— Верно, уберем повторяющуюся информацию путем ее исключения. (учащиеся предлагают заменить прямую речь на косвенную)

— Как вы думаете, следует ли оставить предложение 3 абзаца полным или его можно упростить.

— Верно, его можно сделать покороче.

(Сравним: Но деревья стояли молча. Деревья молчали.)

— Как вы думаете, важен ли для раскрытия темы 4 абзац? Подумайте самостоятельно.

(учащиеся отмечают, что он важен для раскрытия темы)

— Прочитайте последнюю часть. Какая мысль содержится в ней? (главная)

— Выберите ключевые фразы из последней части.

(Учащиеся предлагают упростить некоторые предложения и предлагают свои варианты: Прилетела синичка и сказала:

— Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки, да и тех не находят.

III. Итог.

На следующем уроке учащиеся пишут сжатое изложение, используя отобранный материал.


Приложение .

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришел старик — поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

— Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже все обобрали.




































Список использованной литературы




  1. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений М. «Просвещение», 2009 г.

  2. Т. В. Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской « Русский язык. 5 класс». М. «Экзамен», 2006 г.















Свежие документы:  Конспект урока по технологии "Вышивка как один из самых древних видов декоративного искусства. Особенности вышивки Тульской области"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: