Гузей Наталья Владимировна, учитель литературы МОУ «СОШ №1» г. Новоалтайска
Проект урока
литературы в 5 классе по теме:
«Славный он был мужик…» (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»)
УМК «Литература 5 класс». Автор-составитель Г.С.Меркин, М.: «Русское слово» 2006
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-знакомство
Цель урока:
обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания
литературного героя на примере образа Герасима по рассказу
И.С.Тургенева «Муму»
Задачи:
создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей;
освоение теоретико-литературных понятий;
совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.
Оборудование урока:
портрет И.С.Тургенева,
репродукции и рисунки учащихся к рассказу «Муму»,
кластер «Средства создания литературного героя»,
памятки-инструкции,
магнитофон с записью классической музыки,
цветной мел
Время | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Примечания | |
1.Организация начала урока
2.Мотивация
3. Целеполагание (постановка УЗ)
4.Планирование деятельности
5. ОД (реализация намеченного по плану)
А) Групповая работа
Б) Межгрупповое взаимодействие
В) Выводы
Г) Итог
6. Контроль Рефлексия
7. Домашнее задание
8. Эмоциональная рефлексия «Зарядка»
| 1 мин
2 мин
1 мин
5 мин.
3 мин.
2 мин.
7 мин.
10 мин.
2 мин.
2 мин.
2 мин.
1 мин.
1 мин. | Готовность класса. Приветствие
Дает установку:
— Можно ли все эти черты отнести к одному определению «славный»? — Сумел ли автор доказать, что герой его славный? — А вы могли бы назвать Герасима славным? — Какие качества героя вам близки, ценны для вас?»
— Проанализировать по схеме-плану любого героя рассказа «Муму». На выбор: — Придумайте вопросы для викторины по образу Герасима для параллельного класса. — Если бы у вас была возможность, какой вопрос хотели бы задать Герасиму? — Напишите письмо учителю «Мои мысли об уроке»
— Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте. — Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки. — Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».
| Проверяют необходимые предметы на рабочем столе.
Предполагаемые ответы: «Люди хотят узнать друг о друге больше» и т.д.
Ответы: внешность, одежда, жесты, походка, мимика.
«Нет»
Предполагаемые ответы: «поступки, речь, поведение, отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности»
«Чтобы не ошибиться в человек, чтобы принять его или нет. Сделать выбор: будет другом или нет»
«Необходима тема для общения»
«Знакомство с произведением»
Ответы: жалость, т.д.
«Герои произведения»
Герои: — Герасим — Татьяна — Барыня — Капитон — Гаврила — Муму
«Нет» «Уроков пять»
«С Герасимом» «Главный герой. Все события связаны с ним».
«Да»
Варианты учащихся
Делают запись в тетради: — число, — тема «Славный он был мужик…» (по рассказу И.С.Тургенева «Муму»)
Проговаривают, фиксируют в тетрадь. «УЗ: Я хочу научиться анализировать образ героя и доказать мнение Тургенева о своем герое».
Ответы: «добрый, нежный, т.д.»
«Да и нет»
«Нет последовательности»
Записывают в тетрадь схему-план в виде кластера
Индивидуальная работа со словарем литературоведческих терминов. Зачитывает вслух определение портрета. «Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения.»
Добавляют в схему-план пункт «интерьер». Ответы: «Интерьер — …»
Записывают заголовок схемы-плана. (Приложение №2)
Мнения учащихся: «Будем работать в группе».
Объединение в группы. Выбор пункта плана.
Работа в группе: — обмен мнениями; — работа с учебником, нахождение цитат; — работа с рисунками и репродукциями; — выводы, подготовка докладчика к выступлению.
Выступление докладчиков от каждой группы
Вместе с учителем записывают основные черты в тетрадь в виде кластера. «Сильный, серьезный, находчивый, трудолюбивый, усердный, честный, ответственный, надежный, искренний и т.д.»
Ответы
Высказывания
«Схема-план»
«План может пригодиться для характеристики любого литературного героя»
Высказывания
Знакомятся с домашним заданием, выбирают, записывают в дневник.
Встают у парт, внимательно слушают, на счет «три» выполняют рефлексивные движения. |
Кластер
Фронтальная работа
Кластер (добавление блоков) Приложение №1
Мозговой штурм Работа в паре
Кластер (добавление) Прилож. №2
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Кластер
Фронтальный опрос
Замена блока «Знакомство» на «Герасим»
Работа в паре
Фронтальный опрос
Индивид. работа
Кластер (добавление) Приложение №2
Фронтальный опрос
Дискуссия
Звучит классическая музыка (тихо)
Кластер Приложение №2
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос |
Приложение №1
Памятка-инструкция №1
(для групповой работы)
Портрет Герасима
(внешность, фигура, одежда, походка, жесты)
Прочитайте инструкцию до конца.
Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Каким вы представляете Герасима?
Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?
Как вы понимаете выражение «работал за четверых»?
Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.
Почему автор сравнивает героя с гусаком?
Выберите те рисунки и репродукции, которые больше соответствуют вашим представлениям о Герасиме.
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №2
(для групповой работы)
Обязанности Герасима
Прочитайте инструкцию до конца.
Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Чем занимался Герасим в деревне?
Почему автор называет работу Герасима «неистомной»? Почему герой не устает от работы?
Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него было немного…». В самом деле – немного? Попытайтесь разобраться.
Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)
Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №3
(для групповой работы)
Интерьер (обстановка каморки Герасима)
Прочитайте инструкцию до конца.
Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Найдите описание каморки Герасима.
Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».
На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?
Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?
Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №4
(для групповой работы)
Поведение Герасима
Прочитайте инструкцию до конца.
Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Почему Герасим, «переселенный в город, не понимал, что с ним такое деется»? Что чувствовал герой?
Почему автор сравнивает его с «молодым, здоровым быком…», «с пойманным зверем»?
В чем причины его страданий? Связано ли это с историческим временем?
Почему автор пишет, что при Герасиме «даже петухи не смели драться»?
О каких качествах героя можно говорить, анализируя его поведение?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка-инструкция №5
(для групповой работы)
Поступки Герасима, отношение к другим героям.
Прочитайте инструкцию до конца.
Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:
Какие поступки героя раскрывают его характер? Найдите в тексте.
Как Герасим относится к другим героям? Почему?
Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?
3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Герасима.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Приложение №2
Кластер
«Средства создания литературного образа»
Методический комментарий к уроку
Данный урок проводится в 5 классе во второй четверти после изучения фактов биографии И.С.Тургенева и истории создания рассказа «Муму». Это первый урок по произведению (всего 5 часов), где учащиеся знакомятся с главными героями и акцент делают на образе Герасима.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-знакомство (нетрадиционный).
Цель урока: обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания литературного героя на примере образа Герасима по рассказу И.С.Тургенева «Муму».
Данный урок ориентирован на формирование деятельности: постановка учащимися учебных задач, обсуждение рациональных способов усвоения материала, формирование оценочной деятельности, рефлексивных умений.
Формы организации познавательной деятельности, реализуемые на уроке: фронтальная работа, работа в паре, группе.
На этапе целеполагания учитель опирается на субъектный опыт учащихся, создает ситуацию для развития мотивационной сферы школьников, «подталкивает» их к постановке учебной задачи и способу ее реализации. Создает ситуацию выбора групповой или индивидуальной работы, предлагает разноуровневые учебные задания.
Выбирая групповую форму работы, учащиеся учатся сотрудничать, оказывать взаимопомощь, развивают коммуникативные умения.
Задачи реализуются при совместном участии учителя и учащихся.
Оценка познавательной деятельности сначала осуществляется школьниками, затем учителем. Оценивается не только результат, но и процесс деятельности.
Учитель обеспечивает возможность выбора учащимися объема, сложности и формы домашнего задания.
Предполагаемый образовательный продукт:
составление кластера «Средства создания литературного образа»,
выводы каждой группы о качествах героя,
«погружение» в себя («какими качествами обладаю я?»)
Диагностика образовательного результата:
педагогические наблюдения,
наличие познавательного интереса,
эмоциональная рефлексия.