Тема урока: Единицы времени . Закрепление
Цель урока:
Создать условия для формирования понятий «Время», «Единицы времени».
Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.
Способствовать развитию навыков перевода из одних единиц времени в другие.
Создать условия для формирования коммуникативной компетенции: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать.
Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
Методы работы:
объяснительно-иллюстративные;
частично-поисковые;
словесные;
наглядные;
практические.
Педагогические технологии:
педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
ИКТ – технологии (презентация);
личностно-ориентированное обучение.
Ожидаемые результаты:
повышение активности учащихся на уроке;
улучшение результатов обучения;
использование учащихся приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Оборудование: учебник математики Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких и др. для 3- го класса; карточки, слайд-презентация по теме; модели часов у каждого ученика.
Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
I. Актуализация знаний. | 1. Организационный момент. Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Вы за парты тихо сели, Друг на друга посмотрели, Повернулись, подтянулись. И друг другу улыбнулись. -Я надеюсь, что сегодня все вы пришли на урок с хорошим настроением и хочу, чтобы ваше настроение не стало хуже к концу урока, а улыбок стало ещё больше.
2. Устный счёт: Реши задачи устно. 1) Мы только с парохода, Мы только из похода – Одиннадцать недель Гостили на воде. А сколько это дней? Считай-ка поверней. (77 дней)
2) Масса тюленёнка 20 кг. Это является 1/20 массы взрослого тюленя. Какова масса взрослого тюленя?
3) Самолёт летит от Москвы до С.-Петербурга 1 час, а обратно из С.-Петербурга в Москву – то же расстояние – он пролетает за 60 минут. Почему такая разница?
4) Длина беговой дорожки 20 м. Мишка и Костик бежали по этой дорожке. Сколько метров пробежал каждый из них, если Мишка пробежал 5 кругов, а Костик – 4 круга.
5) Четверо играли в домино 20 минут. По сколько минут играл каждый?
— С какими единицами измерения связаны эти задачи? ( Единицы массы, единицы длины, единицы времени) | Познавательные УУД Развиваем умения: 1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2. — отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 3 — добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). |
II. Формулирование темы и целей урока. | 1) — Вспомним какие ещё вы знаете единицы измерения. — Назовите известные вам единицы измерения этих величин.
2) Отгадайте загадку: Что возвратить нельзя? (ВРЕМЯ)
— Какая же будет тема нашего урока? — Какова цель сегодняшней работы? (научиться пользоваться часами, уметь определять время, решать задачи на нахождение единиц времени, работать в парах и группах, самостоятельно)
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Какой кружок обозначает это умение? (красный)
3) -Назовите единицы времени в порядке возрастания, убывания. — Какая же будет тема нашего урока? — Какова цель сегодняшней работы?
| 4 — перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 5 — делать выводы на основе обобщения умозаключений.
|
III. Выбираем задания и тренируемся. | 1. Вспоминаем и повторяем: 1) — Запишем число, классную работу. — Посмотрите на цифры, которые мы будем писать на минутке чистописания. — Какой у них одинаковый элемент? (овал) — Назовите среди этих чисел чётные? Как можно определить чётное число или не чётное? Что вы можете сказать о числе 0? — Составьте из этих цифр двухзначные числа и запишите их на следующей строчке через запятую. Назовите. 2) -Прочитайте афишу и скажите, всё ли здесь написано верно? 3) — Для чего нужно знать единицы времени? Этим вопросом, вероятно, задаётся каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению — все это происходит в точно назначенный час. Время, понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т. е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столетий одно из них случилось раньше или позже другого. 2. Работа в парах -Интересно, что же вы можете сделать за 1 минуту? -Предлагаю вам за минуту, работая в парах выполнить задание: «Вырази» (отмеряю песочными часами) Индивидуальные карточки: 2 мин = …с 120 ч = … мин 2сут =…ч 2 ч = … мин 1 век = … лет 2 года = .. мес. — -Я рада, что вы можете быстро и дружно работать в паре. 3. История часов. -Вы видели, что время я отмеряла необычными часами. -Что это за часы, кто знает? (Песочные часы) — Кто нашёл дополнительный материал о песочных часах? 1 ученик -Это одни из самых первых старинных часов, которые дожили до наших дней. Высыпание песка из одного сосуда в другой служило мерой времени. – А какие вы ещё знаете часы?
Но самыми первыми часами были солнечные. Тысячи лет назад люди заметили, что всё в природе повторяется. Солнце встаёт на востоке и заходит на западе. Так возникли солнечные часы. В устройстве они были очень просты. Посреди ровной площадки вбивался колышек. В солнечный день колышек отбрасывал тень на площадку. В течение дня тень двигалась, так люди определяли время. (слайд 3 ученик — После этого были придуманы водяные часы. Они были похожи на песочные, но вместо песка в них была вода. Выражение «время истекло» возникло при использовании этих часов. В отличии от солнечных, водяные часы показывали время и днём и ночью. 4 ученик Самые первые механические часы с циферблатом и стрелками люди придумали около пятисот лет назад. Им на смену пришли кварцевые, электронные и даже атомные. (слайд № ) Стихотворение о времени. Нынче хронометр кажется старцем, Всюду часы электронные с кварцем. И всё же хоть время несётся стремительно, Над прошлым не смейся, Ведь всё относительно. 4. Практическая работа — Давайте проверим, как вы умеете определять время по часам. — Вспомните, когда начинаются новые сутки? (после 12 часов ночи) — Когда заканчивается первая половина суток? ( в 12 часов дня) — Который час на первых часа? На 3 третьих? На вторых? На последних? — Посмотрите на электронные часы. На каких электронных часах показа первая половина суток? Вторая половина суток?
— А теперь пользуясь моделью часов, покажите время: 7 ч 10 мин, 14 ч 15мин, 17 ч 3 мин — Что значит четверть часа? (15минут) Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? — Оцените свою работу. | 6 — преобразовывать информацию из одной формы в другую: — представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. 7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения: 1 – самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; 2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УДД Развиваем умения: 1.— доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; 2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
ТОУУ 4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; 5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные результаты: 1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
|
|
Тик –так! Тик –так! Ходят часики, вот так! Влево – шаг! Вправо – шаг! Тик – так! Тик – так!
|
|
|
1) -А вы когда-нибудь задумывались над тем, чего может стоить 1минута? (появляется девочка-Минутка) -Я учёная минутка, Я на месте не сижу. А что делается в мире- За минуту расскажу. — Цена минуты — может быть человеческая жизнь. При пожарах, наводнениях, катастрофах, время идёт на минуты, а иногда даже на секунды. (слайд № ) -Спасибо, Минутка, за полученную информацию. Я думаю, что ребята будут оберечь время и не тратить его понапрасну. — А сейчас я вам предлагаю выполнить следующее задание. 2) Найдите значения Х, Y, K (учеб. С. 95, № 5) 3) Задача с. 94, № 4 ( б) (работа у доски и в тетради) Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? — Оцените свою работу. 7 ) Закончи фразы В году … месяцев. В году … зимних месяца: …,…, … . В году … весенних месяца: …,…, … . В году … летних месяца: …, …, … . В году … осенних месяца: …, …, … . 8) Объясни значение фразеологических выражений
— Объясните значение фразеологических выражений
| Регулятивные УУД: Развиваем умения: 1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после предварительного обсуждения; 2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; 3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
ТОУУ 4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; 5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Личностные результаты: 1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; |
IV. Итог урока. | — Ребята, а с какой загадки мы начали урок? ( Что возвратить нельзя? ВРЕМЯ — Время возвратить нельзя. — Чему учились? — Что закрепляли? — Всё ли получалось? — Над чем ещё надо поработать? — С каким настроением вы уйдёте с урока? Оцените себя. Оценка учителя. | 2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |
V. Домашнее задание | Дидактический материал: |
|
| Всем спасибо за урок! |
|
9