Элементы работы с биологическими терминами на уроках биологии в школе глухих



Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Калужской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Кировская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»









Элементы работы с биологическими терминами на уроках биологии в школе глухих











Учитель:

II квалификационной

категории

Митюкова

Людмила Николаевна









2013



Изолированное слово лишено смысла.

Г.Г.Шпет


Бурный научно- технический прогресс, которые характеризует современный этап развития человечества, общеобразовательная школа ощущает через быстрый рост количества научной информации и это ставит перед ней большие задачи, отраженные в действующих программах.

Знания человека состоят из понятий, человек мыслит понятиями, которые словестно выражаются через термины

Перед учителем встает ряд задач, которые он обязан решить в процессе обучения терминам: 1) в каждом изучаемом разделе выделить основные понятия; 2) установить внутри- и межпредметные связи; 3) обеспечить развитие понятий от простых к сложным, организовать осмысление научных фактов на основе ведущих биологических понятий, научить учащихся связывать, обобщать, конкретизировать, переосмысливать понятия.

В преподавании биологии в школе глухих исключительное значение приобретает наглядность, и в первую очередь натуральная форма наглядности (гербарии, коллекции насекомых, наборы микропрепаратов). Но кроме натуральной наглядности по биологии, широко применяются таблицы, модели, муляжи. Большие возможности при изучении биологической терминологией дает использование ИКТ: показ презентаций, флеш-анимаций, фрагментов видеофильмов. Руководя процессом восприятия, учитель должен предусмотреть систему заданий к различным средствам наглядности, которые способствовали бы уточнению восприятия. Как известно, люди, смотря на один и тот же предмет, видят его по-разному. Задача учителя в данном случае состоит в том, чтобы все учащиеся видели признаки предмета, способствующие формированию конкретного понятия.

Большой объём работы с предметной терминологией и номенклатурой предусматривают и современные педагогические технологии, также. В рамках освоения и внедрения таких технологий как «Развитие критического мышления», «технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) (Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.) терминологическая работа имеет первостепенное значение. Технологии позволяют составлять словари урока, составлять кластеры, анализировать и создавать учебные тексты, применять изученные понятия и термины в творческих заданиях.

Важной стороной овладения научной терминологией является логическая схема подачи учебного материала. Поэтому часто встает вопрос о месте введения новых терминов. В литературе встречаются разные рекомендации:

1) Введение термина на начальном этапе восприятия нового понятия.

2) Подвести учащихся к осознанию значения терминов от частных примеров.

3) Термин вводится только после полного раскрытия сущности явления, как итог работы учителя и учащихся.

Знание биологических терминов определя­ет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с глухими учащимися уделяет­ся большое внимание их формированию. Из­вестно, что термины, в отличие от обычных слов, лишены эмоциональной окраски. Поэто­му термины не будут яркими, впечатляющими или интересными в такой степени, чтобы они могли запоминаться произвольно. Механиче­ское запоминание, т.е. «зазубривание», редко приводит к чему-нибудь хорошему. Одна из проблем, которую необходимо преодолеть уче­нику: запомнить термины, не вызывающие у них особого познавательного интереса. Кроме этого, перед глухим учеником стоит и другая пробле­ма: как сознательно запомнить термины, сфор­мированные на базе греческих и латинских языков, без знаний древних языков.

Работу по усвоению глухими учащимися биологи­ческих терминов и понятий можно сделать интересной и увлекательной, а их запоми­нание — активным, творческим процессом. В практике работы можно исполь­зовать следующие приемы.


1. Использование аналитико- синтетического приема.

Осуществляется переход от этимологического значения термина к его содержанию:

  1. первоначальное ознакомление с термином и написание его на доске, одновреенно показ прибора;

  2. расчленение термина на составные части – «Микрос» и «скоп»;

  3. Смысл каждой части на греческом языке: микрос- маленький, скопиен- рассматривать

  4. Синтез содержания и выводы: название прибора раскрывает его название

2. Зарисовка



Зарисовка органа, организма, предмета или их частей и их подписывание. Учащимся предлагается схематично зарисовать строение растительной клетки, или цветка и подписать их части. Такая работа, несомненно полезна, поскольку позволяет развивать конкретно- образное мышление, учит выделить наиболее существенные признаки в изучаемом, сопоставлять название с признаками и свойствами. Кроме того, записывая термин, учащиеся тренируются в его правильном написании, произношении, что способствует установлению связей между различными типами памяти.

3. Проговаривание термина вслух.

Особенно целесообразно этот прием применять при знакомстве с терминами иностранного происхождения: кокки, бацилла, симбиоз, флора и др.

Желательно, чтобы проговаривание сочеталось с одновременным считыванием термина с доски или тетради и с губ учителя

4. Смысловое значение

Данный прием можно использовать особенно часто, так как в большинстве случаев смысловое значение термина совпадает с основным содержанием того понятия, которое определено данным термином.

На уроке по изучению строения цветка после объяснения строения и названия частей цветка по модели или таблице учащимся следует предложить расчленить цветок на част и, выделить цветоножку, чашечку, венчик, пестик, тычинки, назвать эти части и объяснить, почему определенные части цветка назвали цветоножкой, цветоложем, чашечкой. Вникнув в смысл данного термина, учащиеся свяжут их с основным содержанием соответствующих понятий.

Данный пример иллюстрирует, как можно научить учащихся выделять логическую связь между понятием и термином

5. Биологический диктант

Биологический диктант является одним из средств текущей проверки сознательного понимания термина, можно его проводить в конце раздела или темы. Так же целесообразно проводить диктант после первого цикла усвоения терминов. Это быстрая проверка усвоения нового материала всеми учащимися в конце урока ( без оценок в журнал), с целью выявления и устранения пробелов, так как он позволяет охватить все знания из образовательной цели.

Биологический диктант можно провести в форме динамической презентации. В центральной части слайда выводим утверждение. Через 30 секунд оно заменяется на этом слайде следующей фразой с помощью анимации. Можно под каждое утверждение использовать отдельный слайд.

Могу предложить следующий пример подобного диктанта. Урок «Побег. Строение и значение побега». 7 класс

Осевая часть побега называется — …..(стеблем)

Боковая часть побега называется -…. (листьями)

Зачатки новых побегов — это……(почки)

Участок стебля, от которого отходит лист, называют ….. (узлом)

Участки стебля между узлами называют ….(междоузлиями)

Почка, расположенная на верхушке побега называется — …..(верхушечной)


Биологический диктант по теме «Класс Птицы» 8 класс

У летающих птиц на грудной кости для прикрепления грудных мышц образовался специальный вырост ……………… .

Тело птиц покрыто …………….. .

Перьевой покров состоит из ………….. и …………… перьев.

Крупные контурные перья в крыльях называются ………………… .

Маховые крылья обеспечивают …………………. птиц.

Расположенные в хвосте, обеспечивают маневренность при полете, называются ……………….. .

При размножении птицы откладывают ……………, покрытые известковой ……………. .

Сердце у птиц ……………….. .

Оно обеспечивает несмешиваемость …………… и ……………… крови.

Хорошо развиты …………… и …………. .


Ответы: 1) киль; 2) перьями; 3) контурных, пуховых; 4) маховыми; 5)полет; 6) рулевыми; 7) яйца, скорлупой; 8) четырехкамерное; 9)артериальной, венозной; 10) головной мозг и органы чувств.


6. Создание словаря терминов

Словарь создается в ходе совместной работы с учащимися на уроках. Он имеет вид таблицы, в первой колонке которой записываются биологические тер­мины, во второй дается их этимология (она и призвана вызвать у школьника интерес и эмоции, что, в свою очередь, обеспечит за­поминание термина), в третьей колонке при­водится определение соответствующего по­нятия, а в четвертой это понятие представ­лено в виде схемы-опоры. Зрительный образ в виде схемы — опоры поможет ученикам сде­лать шаг от конкретного — к абстрактному, перейти от представления — к понятию.

Схемы — опоры целесообразно использо­вать не только на этапе первичного воспри­ятия, но и с целью закрепления и повторе­ния знаний: имея перед глазами зритель­ную опору, ученики быстрее вспоминают содержание соответствующего понятия.

Таблица 1

Термины


Этимология


Определение


Схема-опора


Биология


от греч.

биос — жизнь, логос — учение


Наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле


БИОЛОГИЯ

Жизнь Наука

Ц

А

Р растения

С животные

Т грибы

В бактерии

А

Зигота


от греч. зиготос — соединенный вместе


Клетка, образующаяся в результате слияния гамет разного пола;

оплодотворенное яйцо





7. Закрытые задания

Из предложенных вариантов ученик вы­бирает один или несколько правильных ответов. В заданиях из 4—5 вариантов от­ветов один должен быть правильным. При меньшем числе вариантов ответов высока вероятность случайного угадывания

Задание. Из предложенного перечня выберите правильный ответ

(он выделен курсивом).

I. Границей клетки и окружающей среды является:

А) цитоплазма Б) оболочка

В) вакуоль Г) межклеточное


2. Клеточным соком заполнены:

А) вакуоли Б) ядро

В) межклеточные пространства Г) цитоплазма


8. Задания с алгоритмом ответа

(с пропуском в тексте ряда слов)

Использование заданий с пропущенными в тексте словами направлено на формирование у школьников умения связно излагать учебный материал. Их целесообразно предлагать на первых уроках по теме, на начальных эта­пах формирования биологических понятий, при изучении сложных вопросов программы, при проверке знаний слабоуспевающих уча­щихся. Учитель подбирает текст, исключает из него термины и предлагает школьникам вписать пропущенные слова. Рассмотрим пример подобного задания

Задание. Вставьте пропущенные слова в предлагаемый текст.

«Часть корня, которая предохраняет его верхушку, называется …. Он защищает моло­дые клетки корня, которые образуют зону ….

Поглощение воды и минеральных веществ осу­ществляют особые клетки корня, называемые ……. Растворы минеральных солей поступают

из зоны … в зону …, а оттуда в сосуды стебля».


9. Задания на соответствия

Смысл таких заданий заключается в необ­ходимости установить соответствие между понятием (термином) и его содержанием. В левой графе таблицы перечислены 3—5 понятий, пронумерованных цифрами, спра­ва — желательно в два раза больше ответов, обозначенных буквами. Каждому понятию или определению из левого столбца должен соответствовать один правильный ответ в правом столбце


Задание. Установите соответствие между правой и левой частями таблица 2.

Таблица 2

Семейства


Основные признаки


1 . Крестоцветные


2. Розоцветные


3. Сложноцветные



А) сетчатое жилкование листьев;

Б) соцветие корзинка;

В) две семядоли в зародыше;

Г) плод стручок;

Д) стержневая корневая система;

Е) цветки неправильной формы

с двойным околоцветником;

Ж) цветки правильные, собранные в соцветия, части цветка

располагаются кругами


Ответ: 1-Г, 2-Ж, 3-Б.

10. Задания на установление последовательности

процессов и явлений в живой природе

Цель подобных заданий — формирование у школьников умения устанавливать связи между явлениями, процессами, объектами, таксонами

Задание

1 . Установите правильную последователь­ность систематических категорий в класси­фикации растений.

А) вид Б) класс

В) род Г) отдел

Д) царство Е) семейство

Ответ: А, В, Е, Б, Г, Д.

2. Камбий в стебле древесного растения располагается перед:

А) сердцевиной Б) лубом

В) древесиной Г) ситовидными трубками

Ответ: В.

3. В какой последовательности проис­ходит рост пшеницы?

А) появление всходов — выход в труб­ку — кущение — колошение и цветение — со­зревание семян;

Б) появление всходов — кущение — выход в трубку — колошение и цветение — созре­вание семян;

В) кущение — появление всходов — цве­тение — выход в трубку.

Ответ: Б.


11. Задания с исключением лишнего понятия

1. Из предложенных понятий исключи­те лишнее.

А) пестик, тычинка, лепесток, чашечка, рыльце

Б) кукушкин лен, сфагнум, папоротник, сосна, плаун

В) Крестоцветные, Розоцветные, Бобо­вые, Лилейные, Сложноцветные.

2. В зашифрованных понятиях найдите то, которое не принадлежит клетке.

А) ыроп Б) лочбоако

В) жлекметкини Г) дяро Д) дяршыок

О т в е т: В) межклетники.

12. Задания на выявление общих закономерностей

1. Учащимся предлагаются понятия, для которых необходимо найти общие законо­мерности. (Ответ дан курсивом.)

А) ядро — пластиды (органоиды клетки)

Б) тычинки — пестики (главные части цветка)

В) побег — клубни, столоны, луковицы (видоизменение побега).

2. Общим для семейства крестоцветных является:

А) плод стручок или стручочек;

Б) соцветие кисть;

В) стержневой корень;

Г) все указанные признаки. О т в е т: Г.

13. Задания на выявление связей

Между первым и вторым понятиями в за­дании существует определенная связь. Такая же связь существует между третьим и одним из понятий, приведенных ниже. Найдите это понятие и подчеркните (приложение 9).

1. Цитоплазма: обмен веществ – обо­лочка;

А) деление

Б) растворение веществ

В) транспорт веществ

Г) растворение веществ

2. Растение: лист —клетка;

А) корень Б) пестик

В) стебель Г) ядро


14. Задания на обобщение группы понятий

Особенности заданий этого типа состо­ят в том, что в них отдельные элементы ответов группируются в блоки. Из про­извольно расположенных элементов зна­ний ученик сам должен составить ответ на определенную тему. При выполнении этих заданий школьники учатся различать сходные понятия и выявлять их (приложение 10).

Задание. Из частей приведенных ниже фраз составьте ответ.

1. Питание + дыхание + выделение = обмен веществ.

2. СО2 + Н2О + хлоропласты + свет = фотосинтез.


15. Задания на развитие логического мышления

С целью запоминания определения по­нятий и правильности их написания ис­пользуют кроссворды, чайнворды и другие занимательные задания. Они активизируют деятельность ученика, обеспечивают усво­ение биологических терминов и понятий, развивают логическое мышление, живой интерес к изучению биологии (приложение 11).

Задание

1. Вставьте в скобки слово, которое мо­жет иметь окончанием буквы, перечислен­ные справа.


Ответ: боб.

2. Впишите в клеточки слово, обозна­чающее взаимополезное сосуществование организмов.










Ответ: симбиоз.

3. Отгадывание ребусов

моллюск

фотосинтез


Наиболее эффективна работа по состав­лению кроссвордов самими школьника­ми. Она требует от них знания терминов, умения ориентироваться в справочной литературе, а также творческого процес­са конструирования и оформления сетки кроссворда.

КРОССВОРД «ЗВЕРИ И ПТИЦЫ»

В этих клеточках спрятались 11 названий зверей и птиц. Вам нужно их найти, а из оставшихся букв сложить название вымершего животного.

Слова могут изгибаться под прямым углом.

Ответы:

тигр, панда, утка, хомяк, жираф, газель, орёл, кролик, землеройка, куропатка, дятел.

Из оставшихся букв получаем слово СТЕГОЗАВР.


16. Задания на составление синквейна.

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач: изменяет атмосферу, делая ее более творческой, позволяет лучше представить сложные термины, выделить их главные признаки, провести эффективно рефлексию, это превосходный способ контроля и самоконтроля. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Синквейн – это стихотворение, которое требует изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенному поводу.

Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

1 строка – название синквейна

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза на тему синквейна

5 строка – существительное

Синквейн – эффективный и мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Оно способствует развитию критического

мышления Задание

Составьте синквейн на тему « Клетка».

1.Клетка.

2.Живая, элементарная.

3.Делится, питается, дышит.

4.Элементарная, структурная, единица живых организмов.

5.Организм.

Составьте синквейн на тему « Вирусы».


  • 1. Вирусы

  • 2. Маленькие, опасные

  • 3. Размножаются, приспосабливаются, несут болезни

  • 4. Вирусы – внеклеточные формы организмов

  • 5. Паразиты


17. Задание на составление матрицы

Матрицы позволяют развивать у учащихся умения работать с текстом, выделять главное, сворачивать информацию в «смысловые гранулы», сравнивать и сопоставлять, выделять сходства и различия, классифицировать, формировать опорные знания учащихся. Матрица используется в качестве инструмента для координации совместной деятельности, для трансляции учебного материала и управления деятельностью обучающихся. При использовании моделей возрастает синхронность учебной деятельности, а значит, в работу включаются все обучающиеся. Выравнивается качество запоминания, так как детям легко воспроизводить закодированную ими же самими информацию, ведь часть их мышления была освобождена от необходимости удержания в памяти больших блоков темы. Уменьшается напряжение, вызванное опасением упустить какие-либо фрагменты темы, ведь накапливаемая информация наглядна. Освоение и матриц, их моделирование превращается в естественный для ученика творческий процесс моделирования и конструирования знаний.


18. Задание на составление Кластера

Кластер — это один из приемов графической организации материала, позволяющий развивать умения выделения главного, установления причинно-следственных связей, классификацию и систематизацию. В центре листа пишется понятие (тема, проблема), далее вокруг этого слова записываются слова или словосочетания, которые раскрывают суть этого понятия или являются структурными звеньями


Каждая из рассмотренных форм ра­боты по формированию понятий имеет свои достоинства и недостатки. Усво­ить биологические термины и поня­тия — значит уметь ими пользоваться. Выявить уровень их усвоения поможет только система познавательных заданий, в которых предусмотрено формирова­ние таких мыслительных умений, как: анализ, синтез, сравнение, вычленение отдельных признаков, систематизация, абстрагирование, определение понятия, обобщение.

Литература

1. Муртазин Г.М. Функции современного урока биологии, Биология в школе

2.Пакулова В.М. Работа стерминами на уроках биологии, М,Просвещение, 1990

3.Левина М.м., Блиновская О.В. Дидактические условия, споосбствующие усвоению учащимися биологических понятий, Биология в школе

4. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины , М, Просвещение

5. Козлова Т.А. Биология в таблицах,М., Дрофа, 2007

6.Пономарева И.Н. и др. Учебники по курсу Растения.Животные, Человек М, Вентан-Граф, 2004-09

7.Каменский А.А. и др Учебник Общая биология,М, Дрофа, 2008



Свежие документы:  Проектная деятельность на уроках биологии и химии как один из факторов развития одаренности учащихся

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: