Козлова Светлана Георгиевна, учитель географии и биологии, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», г. Великие Луки Псковской области.
Конспект урока по биологии.
Класс: 7
Тема урока: «Отдел Покрытосеменные. Классификация и систематика»
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: изучить классификацию и систематику растений отдела Покрытосеменные.
Задачи урока:
Образовательные:
повторить понятия: лист, цветок, корневая система;
выявить признаки классификации цветковых;
повторить понятия «однодольные» и «двудольные»;
определить главные признаки выделения семейств;
закрепить умения работать с различными источниками информации, сопоставлять и анализировать полученные данные, делать выводы;
дать возможность учащимся использовать знания о работе с текстом, рисунком, схемами, тестами.
Развивающие:
развивать умения узнавать растения семейств и определять класс, приводить примеры;
расширить знания о практическом значении цветковых растений;
развивать умения сравнивать, анализировать и обобщать полученные данные;
развивать навыки организации самостоятельной учебной деятельности;
развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;
для развития зрительной памяти вести записи на доске, использовать презентации, ЭОР.
Воспитательные:
выполнять определенные виды работы сообща;
выслушивать мнение товарища и отстаивать свою точку зрения;
эстетически оформлять записи в тетрадях и на доске;
формировать навыки здорового образа жизни;
воспитывать уважительное отношение к этническим обычаям и традициям.
Тип урока: Изучение и первичное закрепления понятий и умений. Обобщающее повторение.
Метод обучения: Наглядно – иллюстративный, объяснительно – иллюстративный.
Оборудование: гербарии, учебные таблицы.
Компьютер, проектор, интерактивная доска, локальная сеть Интернет, презентация, ЭОР. Авторские Flash-анимации.
Учебник: МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. 7 класс. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. М.: Дрофа, 2002.
Ход урока
Время | Работа учителя | Работа учащихся
| |
I. Вводная часть | |||
Организационный момент
| Со звонком | Проверка готовности класса к уроку.
| Настрой на работу.
|
Комментарий
|
| ||
II. Постановка цели урока | |||
Актуализация знаний.
Повторение теоретического материала.
| 5 мин | ДУШИСТЫЙ ХОРОВОД Габриэла Мистраль — https://cvetnichki.narod.ru/stihi.htm Ромашка с желтым сердцем, душистый барбарис, и белоснежный ландыш, и взбалмошный анис танцуют торопливо под солнцем и луной, качая стебель гибкий, качая головой. Их ветер рвет и треплет, их раскрывает зной, река им рукоплещет певучею струей. Когда расти повсюду велела им земля, «да, да! — сказал ей каждый, отдай ты нам поля!» И подорожник к мяте прижался головой, и обвенчался лютик с куриной слепотой.
| Анализируют стихотворение: О чём идёт речь в стихотворении? Назвать отдел растений. Перечислить признаки цветковых растений: побег, лист, стебель, цветок, корень. Назвать растения
|
Мотивация на работу на уроке с цифровым оборудованием
|
| Какой вывод можно сделать из прочитанного стихотворения? Что общего у этих растений? И подорожник к мяте прижался головой, и обвенчался лютик с куриной слепотой.
| Покрытосеменные /цветковые – самый многочисленный отдел среди растений. |
комментарий
| Сделать подборку фотографий. | ||
III. Основная часть | |||
Объяснение порядка работы, цели и задачи работы.
| 3 мин | Основные систематические группы растений (обобщение и повторение) — https://fcior.edu.ru/card/4500/osnovnye-sistematicheskie-gruppy-rasteniy-obobshenie-i-povtorenie.html Можно ли по внешнему облику растений определить его принадлежность к соответствующему отделу? | Формулируют тему, определяют задачи. Каждое растение имеет свои особенности внешнего строения, по которым можно определить его принадлежность к соответствующему отделу. Наличие цветка и плода – характерная черта покрытосеменных (цветковых) растений. |
Устройство цифровой лаборатории, предназначение отдельных блоков оборудования или приборов
|
| Основные систематические группы растений (обобщение и повторение) — https://fcior.edu.ru/card/4500/osnovnye-sistematicheskie-gruppy-rasteniy-obobshenie-i-povtorenie.html ОСНОВНЫЕ СЕМЕЙСТВА ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ — https://fcior.edu.ru/card/986/osnovnye-semeystva-cvetkovyh-rasteniy.html Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений. Распознавание растений разных отделов Строение шиповника. Строение пшеницы. — https://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=153:2009-08-23-11-38-50&catid=42:7&Itemid=103 (Виртуальная образовательная лаборатория VirtuLab — https://www.virtulab.net/ ) Авторский ЭОР — Flash-анимации «Признаки семейств цветковых растений», «Классификация растений» Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, ЭОР. | Наглядность – повторение. Перетаскивание картинок.
Изучение — повторение признаков семейств. Практическая деятельность.
Научить различать представителей классов Двудольные и Однодольные. Промежуточный контроль.
Промежуточный, итоговый контроль. |
Комментарий | Ресурсы из www.fcior.edu.ru требуют предварительной загрузки! Локальная сеть Интернет | ||
IV. Освоение учащимися нового материала: формирование конкретных представлений об изучаемых фактах, явлениях, их сущности и взаимосвязях у учащихся. | |||
Проведение работы, объяснения учителя.
| 10-15 мин | Виртуальная образовательная лаборатория VirtuLab — https://www.virtulab.net/ Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений. Распознавание растений разных отделов Строение шиповника. Строение пшеницы. — https://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=153:2009-08-23-11-38-50&catid=42:7&Itemid=103 Цель: Изучить строение растений отдела Покрытосеменные. Научиться различать представителей классов Двудольные и Однодольные. Ход работы:1. Ознакомиться со строением представителя класса Двудольные – шиповника. Определить основные элементы его строения. Изучить строение побега шиповника, листьев, цветка, плода. 2. Ознакомиться со строением представителя класса Однодольные – пшеницы. Определить основные элементы её строения. Изучить строение побега пшеницы, листьев, соцветия, одиночного цветка, плода. 3. Сделать вывод относительно особенностей строения растений классов Двудольные и Однодольные. | Выполнение задания в тетради и на ИД.
Делают вывод относительно особенностей строения растений классов Двудольные и Однодольные.
|
|
|
ОСНОВНЫЕ СЕМЕЙСТВА ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ — https://fcior.edu.ru/card/986/osnovnye-semeystva-cvetkovyh-rasteniy.html Как различаются растения разных семейств? Работа с гербариями. | Растения разных семейств можно различить, прежде всего, по строению цветка.
Называют признаки семейств. Запись в тетрадь: формулы цветков. Проговаривают понятия. |
Оценка результатов исследования, погрешности
| 3 мин | Проверить записи в тетради. | Проверяют, дополняют, исправляют, оценивают. |
Соотнесение полученных результатов с теоретическими положениями. Формирование вклада в представление единой картины мира.
| 5 мин | Предлагает назвать примеры растений и определить принадлежность к семейству по тексту стихотворения «Душистый хоровод».
Предлагает найти особенности в строении подорожника. | Приводят примеры.
|
Комментарий
|
| ||
V. Краткий опрос учащихся по новому материалу для контроля усвоенного и проведения первичного закрепления материала | |||
5-10 мин | Авторский ЭОР — Flash-анимации «Признаки семейств цветковых растений», «Классификация растений» | ||
Комментарий | См. пояснительные записки по работе с авторским ЭОР | ||
VI. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению | |||
Выдача задания на дом по результатам проведенного урока
| 2 мин | Учебник с. 82 – 83. Повторить с. 76 – 79, в., подготовка к итоговому тесту. Анализ стихотворения ЯЗЫК ЦВЕТОВ. Определить систематическое положение перечисленных растений, записать формулы цветков.
| Осознают, записывают задание. Задают вопросы.
Заполнить таблицу. |
комментарий
| Творческие задания: «Интересные факты», «Находки и открытия», «Мифы и легенды о цветах».
| ||
VII. Завершение урока | |||
Подведение итогов.
| 2 мин | Я знал, что … Я узнал, что … Я хочу спросить … | Учащиеся заканчивают предложения. |
Комментарий
|
|