Урок по теме «Витамины – чудесные вещества»




Тема: «Витамины – чудесные вещества»

Цели:

  1. Образовательная цель. Сформировать понятие витаминов, их биологического значения, источниках.

Познакомить с заболеваниями, возникающими при нехватке витаминов.

  1. Воспитательная цель. Убедить в необходимости обязательного наличия витаминов в питании человека, особенно – в осеннее – зимний период.

  2. Развивающая цель. Продолжить формирование логических умений выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы; практических умений – работать с графической наглядностью, инструктивными картами, текстом. Продолжить развитие монологической речи при ответе на вопросы.

Оборудование: таблица «Витамины»; презентация по теме «Витамины»; выставка «Поливитамины».

Ход урока.

1.Актуализация знаний.

  • Что такое обмен веществ?

  • Почему его называют основой жизни?

  • Виды обмена веществ. (Пластический и энергетический)

  • В чём сущность пластического и энергетического обмена?

  • На каких этапах возрастного развития преобладает пластический, а на каких- энергетический обмен и почему?

  • Какие вещества принимают участие в расщеплении молекул белков, жиров, углеводов?

2.Изучение нового.

Вступительное слово учителя.

Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода.

В 1881 г. Русский врач Н.И.Лунин произвёл опыты над 2 группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, других — искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные 2 группы вскоре погибли.

Проблема.

— Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?

(Учёные предположили, что в пище есть ещё какое то вещество, необходимое для поддержания жизни)

Тема: «Витамины – чудесные вещества»

— Выпишите определение витамины (с 153, учебник Пономарёвой)

Витамины – (от лат.Vita – жизнь, amin – содержащий азот) биологически активные вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов, действующие в очень небольших кол-вах.

-Чем отличаются витамины от ферментов?

— Какие витамины вы знаете? В каких продуктах они содержатся?

Витамины

Водорастворимые В,С Жирорастворимые А,Д,Е,К

Какие витамины и каким образом влияют на процессы обмена веществ?

Работа с учебником по заполнению таблицы.

Эти витамины должны знать все. (Сообщения учащихся о заболеваниях)


Название витамина

Суточная потребность

В каких продуктах содержится?

На какие процессы влияет

Признаки авитаминоза

Заболевание

А

0,9 мг

Печень трески, морского окуня, сливочное масло, морковь

Рост, развитие, повышает защитные свойства организма, улучшает зрение в сумерках, состояние волос, ногтей.

Сухая кожа, трескается, темнеет.

«Куриная слепота»

В

1,4-1,6 мг

Хлеб, фрукты, дрожжи

На работу мышечной и нервной системы

Утомление, нервные раздражения, нарушаются процессы биологического окисления

Бери-бери

С

75 мг

Свежие овощи, фрукты, шиповник, чёрная смородина

Повышается сопротивляемость организма, укрепляет кости и зубы, входит в состав ферментов, препятствует разрушению стенок кровеносных сосудов.

Выпадают зубы, нарушаются кровеносные сосуды

Цинга

Д

2,5 мг

Под влиянием солнечных лучей, рыбий жир, яичный желток, печень, сливочное масло

Участвует в обмене Са и Р, для развития зубов и костей

Медленное развитие, искривление костей

Рахит







— Значение витаминов.

— Всегда ли, употребляя продукты, мы получаем витамины?

3. Закрепление.

Биологический диктант.

  1. Заболевание, развивающееся при недостатке витамина…(гиповитаминоз)

  2. Заболевание, которое развивается при недостатке витамина Д…(рахит)

  3. Цитрусовое растение, плоды которого брали в плавание моряки для восполнения недостатка витамина С..(лайм)

  4. Заболевание, которое развивается при недостатке витамина В…(бери-бери)

  5. Биологически активные вещества, в состав молекул которого могут входить витамины…(ферменты)

  6. Витамины какой группы входят в состав шиповника, цитрусовых…(С)

  7. Рыбий жир, яичный желток, сливочное масло. Какой витамин содержится в этих продуктах…(Д)


ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ В ФОРМЕ ЗАДАЧ

  1. Одну порцию свежих фруктов залили кипятком, а другую такую же порцию – прокипятили. В обоих случаях получился напиток – компот. Какой вариант компота содержит больше витаминов? Обоснуйте


  1. Взяли две порции яблочного сока. Одну порцию хранили в бутыли из темного стекла, а вторую – в прозрачной бутыли. Через некоторое время провели анализ. Какие витамины выявили? В какой порции сока их было больше?


  1. Диетологи не рекомендуют употреблять в пищу овощные супы, хранящиеся более трех дней. А зимой предлагают свежий капустный суп в целях оздоровления. Поясните данные рекомендации.



4.Домашнее задание

П. 38. Полезные советы (придумать)


Свежие документы:  Многообразие простейших, 7 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: