Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе «Дар маленького зёрнышка»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

г. Таганрога Ростовской области













Внеклассное мероприятие по биологии
в 6 классе

«Дар маленького зёрнышка»



подготовила

учитель химии и биологии

Лаврентьева Снежана Павловна

















г. Таганрог

2010г.

Внеклассное мероприятие

«Дар маленького зёрнышка» (слайд № 1)


Методические рекомендации: мероприятие под таким названием проводится для учащихся 5 – 7 классов. Перед началом мероприятия кабинет биологии оформляется красочными тематическими стенгазетами.




Образовательные задачи:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии;

  • вовлечение в словарный запас биологических слов и выражений;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • осуществление межпредметных связей.


Коррекционные задачи:

  • развитие памяти, внимания;

  • развитие образного мышления;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие восприятия;

  • повышение самооценки, снижение тревожности.


Воспитательные задачи:

  • воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.


Ход мероприятия


Ведущий: Чтобы узнать тему сегодняшней встречи, вам придётся отгадать загадку:

(слайд № 2) Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, —
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем. (Хлеб)

(слайд № 3) Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг, имя которое мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – это хлеб. Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе — это богатство в доме. А часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки, сколько лет хлебу?

Ученые полагают, свыше 15 тысяч. Точно не установлено, когда человек впервые стал выпекать хлеб. Родина хлебных злаков не установлена, но предполагают, что в диком виде они росли в Средней Азии. Первоначально человек готовил себе из хлебных зерен кашу, для чего зерна толклись в деревянной ступке, превращаясь в крупу. Затем стали зерна предварительно поджаривать для облегчения дробления и придания ему сладковатого вкуса. Хлеб известен людям с давних пор. В некоторых музеях хранятся окаменевшие кусочки хлеба, его выпекли неведомые пекари сотни лет тому назад. А вообще хлеб «изобрели» по ошибке.

В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Говорят, что первую буханку испек древний египтянин, случайно оставив смесь муки и воды в теплой печи на ночь. Утром он обнаружил там мягкое тесто, намного более аппетитное, чем твердые лепешки, которые до этого пытался готовить. 2700-летний хлеб нашли в египетских пирамидах.

Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Разрыхленный хлеб из кислого теста считался в Древней Греции большим деликатесом и стоил очень дорого. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

Кстати, слово «хлеб» пришло к нам именно оттуда. Греческие мастера выпекали его в глиняных горшках, называвшихся «хлибанос». В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наше «хлеб» и украинское «хлиб».

И для того чтобы начать наше мероприятие я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (представление жюри). Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Итак, начнём!

Конкурс 1. «Кто кого» (слайд № 4)

Ведущий: Участники команд называют по очереди хлебобулочные изделия. Какая команда больше назовет хлебобулочных изделий, побеждает в конкурсе. Максимальное количество 3 зернышка.

(Хлеб, бублик, сайка, слоёнка, булочка, рожок, кулич, каравай, сушка, баранка и т.д.)


Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.


Ведущий: (слайд № 5) С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Сколько же людей причастны к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе?


Конкурс 2. «Самый быстрый» (слайд № 6)

Ведущий: С поля пришли шифровки. Буквы в словах перепутаны. Переставьте буквы так, чтобы получилось название машины, которая помогает хлеборобам. Продолжительность конкурса – 2 минут. Максимальное количество 3 зернышка.


(слайд № 7)


ЙОМНКАБ – «Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет». (Комбайн)


Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.


Ведущий: (слайд № 8) Святое дело – вырастить хлеб. Булки на деревьях и впрямь не растут… Сотворение каравая начинается далеко от пекарен, от выложенных белым кафелем цехов хлебозавода. В лабораториях ученых – селекционеров, на их опытных делянках, на полях, где поспевает рожь и пшеница, — здесь начало всех начал. Только потом зерно везут на мельницу, а оттуда, уже муку, на завод, — чтобы выпекли из нее румяные, ароматные, пышные буханки, батоны, калачи, булки – таким приходит хлеб на наш стол.


Конкурс 3. «Давай сравним» (слайд № 9)


Ведущий: Сравните белый пшеничный батон и черный ржаной хлеб по форме, по размеру, по цвету, по запаху, на ощупь, на вкус, по материалу. Каждая команда получает за признак – зерно.

(слайд № 10) (Кусочки ржаного и пшеничного хлеба находятся в чистом полотняном мешочке. Дети играют с закрытыми глазами).


Ответы: Хлеб по запаху — пахучий, душистый, ароматный, благоухающий; на вкус — аппетитный, вкусный, лакомый, сладкий; на ощупь — свежий, мягкий, пышный;


Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.


Ведущий: (слайд № 11) Русская земля… Как ты щедра и как ты красива! Люди, работающие на земле, замечают её красоту.

Давно закончилась война. Но ведь это была война не только для солдат и офицеров. Великая Отечественная война стала и сражением за жизнь. Вы все настолько привыкли к хлебу, что, конечно же, вам трудно представить, что были дни, когда люди не ели ни грамма хлеба или получали скудный паёк, которому были настолько рады, что съедали даже крохотные крошки.

В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Живой – значит победа!

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм! (показать кусок чёрного хлеба в 125 граммов


Конкурс 4. «Верю – не верю» (слайд № 12)


Ведущий: Игрокам даются сигнальные карточки «Верю – не верю». На вопросы команды отвечают одновременно. Каждая команда получает за правильный ответ – 2 зернышка.


  1. Верите ли вы, что индейцы Южной Америки, обрабатывая кукурузное поле, вырыли в нём ямки, в которые бросали несколько зерен и заодно голову небольшой рыбки? (Да. Рыба служила удобрением. Хотя индейцы этого не знали и говорили, что так научил их великий бог маиса (кукурузы).) (слайд № 13)


  1. Что в Мексике. В штате Айдахо, кукурузе, давней кормилице южноамериканцев, установлен серебряный памятник? (Нет, на самом деле памятник золотой.) (слайд № 14)


  1. Что в древней Греции новорожденного ребенка укладывали в борозду пашни? (Да, это считалось, что земля даст ребенку силу и здоровье.) (слайд № 15)


  1. Что у разных сортов пшеницы «усы» (ости) разного цвета? (Да; белые, желтые, красные, фиолетовые, черные.) (слайд № 16)


  1. Что все сорта пшеницы – однолетние растения: засеял поле, собрал урожай, не следующий год сей снова? (Нет. Существует один искусственно выведенный пшенично-пырейный сорт пшеницы, который может давать урожай несколько лет подряд.) (слайд № 17)

  1. Что для того, чтобы сохранить хлеб надолго свежим, его сразу после выпечки надо заморозить? (Да.) (слайд № 18)


Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.



(слайд № 19) Памятник хлебу в Зеленогорске.

На гранитном постаменте высотой 80 см, лежат бронзовые хлебобулочные изделия. Основа композиции это черный хлеб, 125 суточных граммов которого сохранил жизнь тысячам голодных блокадников. Кроме военной буханки, разрезанной наполовину присутствует и современная продукция местного хлебокомбината – сухари, батон, бублики. Говорят, что автор оказался человеком с юмором и принес в скульптуру маленькую деталь (на фотографии разглядеть ее не удалось), которая нисколько не умаляет значимости и серьезности замысла, — из-под корочки хлеба выглядывает маленькая мышка!


Конкурс 5. «Загадки» (слайд № 20)


Ведущий: Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать поочереди. Каждая команда получает за правильно отгаданную загадку – зерно.

Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.


  1. Отгадать легко и быстро:
    Мягкий, пышный и душистый,
    Он и чёрный, он и белый,
    А бывает подгорелый. (Хлеб) (слайд № 21 – 22)


  1. Мнут и катают,
    В печи закаляют,
    Потом за столом
    Режут ножом. (Хлеб) (слайд № 23 – 24)


  1. Кольцо не простое,
    Кольцо золотое,
    Блестящее, хрустящее,
    Всем на загляденье…
    Ну и объеденье! (Баранка или бублик.) (слайд № 25 – 26)


  1. Что на сковородку наливают
    Да вчетверо сгибают? (Блины.) (слайд № 27 – 28)


  1. В печь сперва его сажают,
    А как выйдет он оттуда,
    То кладут его на блюдо.
    Ну, теперь зови ребят!
    По кусочку все съедят. (Пирог.) (слайд № 29 – 30)


  1. Вырос в поле дом,
    Полон он зерном,
    стены позолочены,
    ставни заколочены.
    Ходит дом ходуном,
    На столе золотом.(Колос) (слайд № 31 – 32)



  1. Рос сперва на воле в поле.
    Летом цвёл и колосился,
    А когда обмолотили,
    Он в зерно вдруг превратился.
    Из зерна – в муку и тесто,
    В магазине занял место. (Хлеб) (слайд № 33 – 34)


  1. Скажите, кто так вкусно,
    Печёт пирог с капустой?
    Батоны и калачики?
    Скажите, девочки,
    Скажите, мальчики? (Пекарь) (слайд № 35 – 36)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель.


Ведущий: Посмотрите, что у нас получилось (2 колоса). Это ваш результат. Очень важный результат труда. Он необходим каждому из вас.


(слайд № 37) У народа есть слова:

Хлеб – всей жизни голова.

Хлеб не падает нам с неба,

Появляется не вдруг,

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.

Помните об этом и никогда не бросайте недоеденный кусок на землю. Проявляя уважение к хлебу, вы тем самым выказываете благодарность природе и людям за их бесценный труд.


Друзья! Вот и подошло к финалу наше мероприятие. Надеюсь оно вам понравилось и вы узнали много нового о хлебе. (слайд № 38)
























Используемая литература:

1.В.В. Пасечник «Биология» 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.

2. Картинки (автор и источник заимствования неизвестен)

3. Загадки о хлебе — https://www.solnet.ru

4. Памятник хлебу — https://www.etovidel.net

8


Свежие документы:  Обобщающий урок для 6 класса по теме «Грибы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: